Оторванные от реальности

Почему инноваторы не добиваются успеха
Автор текста: 
05.05.2014

Год за годом мы слышим о перспективных разработках, как российских, так и югорских, которые изменят мир или, по крайней мере, страну. Но время идет, и лишь немногие из этих идей превращаются в реальный бизнес.
Что мешает нашим изобретателям стать предпринимателями, объясняет директор по маркетинговому продвижению Startbase (проект ФИОП «Роснано»), специалист по интернет-маркетингу Олег БАРАННИК:

– Чем вы занимаетесь?
– Анализируя бизнес-модели стартапов, мы пытаемся ответить на вопрос: почему у них что-то не получается? С этой точки зрения ситуация предельно проста – все стартапы делятся ровно на две категории: те, у кого что-то вышло, и те, у кого не вышло. Про первых мы говорить не будем, вторые тоже делятся на две категории: те, у кого не получилось из-за технологии (это тоже отдельная история, которой я не занимаюсь), и проекты, в основе которых заложена годная, верифицированная технология, но она не может превратиться в бизнес. Очень важно понять, по какой причине этого не происходит, почему технология не может привлечь инвестиции и выйти на рынок.

Даже если вы открываете новый ресторан, нужно понять, чего нет у всех остальных. Только тогда стоит предлагать свое решение! А не когда показалось, что вам тоже есть что сказать на тему генераторов. Это принципиально важный момент.

– И в чем же дело?
– Причин хватает, но я бы сказал о двух основных. Первая – невозможность состыковаться с рынком. В момент возникновения идеи вы находитесь в состоянии полной (или значительной) оторванности от реальности. Например, мне представляют проект по генератору нового типа, который значительно превосходит все, что есть сейчас в энергетике. Я говорю: «парни, давайте посмотрим: в прошлом году в России было продано шесть типов генераторов с такими-то параметрами на такую-то сумму. Какие из параметров вы существенно превосходите?» На что мне говорят: «они сделаны из других материалов». Людям совершенно безразлично, из чего сделан ваш генератор, они хотят от него конкретные свойства. Он должен столько-то потреблять и сколько-то вырабатывать. Поэтому то, что ты придумал некую технологию, претендующую на гениальность («до этого никто не делал пластмассовый генератор»), на самом деле не говорит ни о чем. Это одна из проблем, которую мы сейчас пытаемся системно решить.
Нужно, чтобы уже в момент генерации идеи человек мог быстро ее верифицировать не только на предмет технологической состоятельности (можно ли сделать генератор из пластилина – наверное, да, если постараться), но и понять, как этот генератор соотносится с рынком – какие показатели и насколько он превосходит. Извечная беда российского рынка инноваций: с одной стороны, есть инноваторы, твердящие, что их идея никому не нужна, а с другой – заказчики, которые говорят: «мы ничего не можем закупить, нам нужны серьезные инновационные продукты, но не находим их», и инвесторы, утверждающие: «мы готовы вкладываться в инновационные проекты», но ничего не получается! Это очень странная ситуация, словно брачное агентство, где есть женихи, говорящие: «нет невест», и невесты, которые не могут выйти замуж.

И вторая причина, вытекающая из первой: человек сначала создает технологию, а потом лихорадочно ищет, какую проблему она может решить. 

Я же ее придумал, не спал три месяца, как так «никому не нужна»! «У меня патент есть», – их ключевой аргумент. Хотя патент ни в коем случае не подтверждает состоятельность проекта, он говорит лишь, что подобная штука до вас никому не приходила в голову. А является ли она нужной вещью, там не говорится. Тогда люди начинают искать, где бы их изобретение пригодилось. Они убеждают инвесторов вложиться в решение выбранной проблемы. Но инвестор ведь хорошо разбирается в управлении деньгами, а в технологических аспектах ориентируется слабо. На своих занятиях я учу ребят, что при первом разговоре с инвестором они должны уметь четко сформулировать ту проблему, которую решает проект, проанализировать конкурирующие решения, выявить причину, почему у ваших предшественников ничего не вышло, и максимально наглядно показать этот недостаток. Например, почему у вас такое дорогое жилье? Есть же какой-то фактор? Тот, кто его поймет, сумеет решить проблему. 
Если вы все сделаете правильно, инвестор поймет, что есть реальная, непридуманная проблема и что вы понимаете, какие существуют альтернативные решения, не относитесь к ним с пренебрежением. И это значительно увеличит шанс, что вы получите деньги и разовьете проект.

– Как можно изменить ситуацию?
– Проект Startbase возник из понимания «Роснано», что миссия, ради которой оно было создано (развитие рынка нанотехнологий в России), будет решена с очень низкой вероятностью, если оставить все как есть. Получить деньги от «Роснано» можно при условии, что вам требуется минимум 10 миллионов долларов и вы входите на рынок минимум с четвертью миллиарда, то есть вы гигантский игрок. Какая идея, прототип? У вас уже существует производство, вам просто нужно доделать наносоставляющую и масштабировать ее, выходя на более крупные рынки. Понятно, что такие условия поставили для максимального снижения рисков. Если вы уже работаете и даже получаете прибыль, вкладываться в вас, скорее всего, безопасно. Такой подход есть и на Западе, но он применяется в сложившихся отраслях, где все работает уже много лет. Но ведь даже за рубежом наноотрасль еще молодая, а у нас… Ну, откуда здесь взяться сложившимся нанопроизводствам?
Мы попали в ситуацию, когда из 2 тысяч заявок, поступивших в корпорацию и признанных годными (еще больше было сразу отсеяно), компания сумела запустить только 100 проектов. 1 900 получили отказы по формальным признакам: рынок недостаточно большой и так далее. Тогда были созданы наноцентры, основная задача которых – «якорение» проектов (помощь в финансовой составляющей, патентах, консультациях) на самых начальных стадиях. Это позволит не терять компании, потенциально интересные «большому» «Роснано», но невостребованные по формальным признакам. Задача Startbase и моя – создать онлайн-инфраструктуру, в которой эти компании начинают развиваться. Мы помогаем им найти экспертов, инвесторов и следим за проектами. Деятельность наноцентров приводит к тому, что иногда возникают проекты с идеей, уже воплощаемой в жизнь несколькими компаниями в самых разных городах страны. Тогда возникает некое совместное предприятие. Причем очень часто управляющую функцию на себя берет сам наноцентр, который инициирует проект, созданный из нескольких бизнесов. В таких условиях очень важна среда, где люди могут общаться. Мы ее создаем, кроме того, я, как соучредитель крупнейшей электронно-торговой площадки страны, могу сделать входящий аудит (как в случае с генераторами) и помочь с экспансией при выходе на рынок.

Как много стартапов «выстреливают»?
Старший вице-президент по инновациям, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Василий БЕЛОВ:

– В Сколково за время действия проекта обратились около 5,5 тыс. команд, из них 1 100 получили статус резидента. На сегодня его сохранили 1 020 компаний, 80 – потеряли статус, не будучи в состоянии реализовать свою идею. Мы считаем хорошим соотношением, если успеха добьется треть компаний. Хотел бы отметить, что немаловажным фактором в развитии предприятия является не только коммерческий успех идеи, с которой все началось, но и формирование человеческого капитала – команды. Иногда негативный опыт более полезен, чем позитивный, поэтому не стоит бояться ошибок. Нужно начинать новый проект, если предыдущая идея не смогла привлечь инвестиции. Это не страшно, гораздо важнее опыт, который вы получили.

Главный специалист РВК по экспертно-аналитической работе Ольга БЕЛОКОНЕВА:
– Существуют общемировые закономерности в венчурном инвестировании, по которым из десяти компаний добиваются успеха одна-две. Это те, кто «выстреливают», еще две-три «стагнируют» – их бизнес замирает на одном уровне. Остальные просто уходят с рынка. Но люди, хоть раз попробовавшие себя в венчурном бизнесе, уже не погрузятся в рутину, они останутся в сфере технологического предпринимательства.

Советник президента фонда «Сколково» по стартапам Пекка ВИЛЬЯКАЙНЕН:
– В российской экономике и обществе в целом происходит много незаметных вещей. Одна из них – сфера стартапов, она меняется в лучшую сторону. И связано это во многом с теми компаниями, которые приняли участие в питч-сессиях «Russian Startup Tour – 2014».

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Нефть мира
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.