Как писать и издавать книги

Автор текста: 
Автор фото: 
15.07.2015

Вы молоды, амбициозны, пишете стихи, рассказы, сказки. Они нравятся вашим родственникам, друзьям, знакомым, которые советуют издать книгу. Вам очень хочется осуществить свою мечту. Но здесь две проблемы. Первая - стихи ли это или рифмованная проза? И не рассказ, не повесть, а зарисовка типа что вижу, то пишу. И вторая проблема - издание книги. Об этом мы поговорили с молодыми авторами в рамках литературного конкурса молодых литераторов «Голос Югры».

Касаться лунного луча

Выпускница Югорского госуниверситета Анастасия Сенькина начала писать стихи в 15 лет. Свою первую книгу выпустила в 24 года, сейчас ей 29. Настя - финансист, когда училась в Югорском государственном университете, посещала литературный клуб «Югорские ваганты», который много лет возглавляет доцент кафедры филологии Ирина Рябий. Ирина Геннадьевна - автор нескольких книг, талантливая поэтесса. Как надо работать с молодыми авторами в литературном студенческом клубе, вам никто не расскажет. Секреты поэтического ремесла пытался в 20-е годы прошлого года раскрыть в своей статье «Как делать стихи» Владимир Маяковский. «Вы хотите писать и хотите знать, как это делается. Почему вещь, написанную по всем шенгелевским правилам, с полными рифмами, ямбами и хореями, отказываются принимать за поэзию? Я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

И далее Маяковский сравнивает математика с поэтом: «Математик - это человек, который создает, дополняет, развивает математические правила, который вносит новое в математическое знание. Человек, впервые сформулировавший, что «два и два - четыре», - великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, не математики. Восемьдесят процентов рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редакторы или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна. Редакторы знают только «мне нравится» или «не нравится», забывая, что и вкус можно и нужно развивать.

Кстати, о рифмах. Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть, годен ли будет такой сплав в употребление».
«Дважды два четыре, - заявляет Маяковский, - само по себе не живет и жить не может. Отсюда ясно, что описанию, отображению действительности в поэзии нет самостоятельного места. Работа такая нужна, но она должна расцениваться как работа секретаря большого человеческого собрания.

Поэзия начинается там, где есть тенденция. Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять». А как находил поэт свои размеры, рифмы, новизну, создавал правила стихо-сложения, об этом подробно описано в статье «Как делать стихи», которую полезно изучить всем начинающим авторам.

 «Восемьдесят процентов рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редакторы или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для
чего поэзия нужна».
Из статьи Владимира Маяковского «Как делать стихи»

Настя Сенькина раньше ее не читала, пообещала, что прочтет. А встретились мы с Анастасией и Натальей Пивоварчик в субботний день у нас в редакции накануне великого православного праздника - Светлого Христова Воскресения (Пасхи). И первый сборник стихов Сенькиной, который она подарила мне, как нельзя кстати соответствовал предстоящему событию. Ее стихи - о поисках истины, Бога, борьбы со страстями. Как написала в предисловии Ирина Рябий: «Ее стихи подобны снам или грезам, потому что они полны бесплотных образов: звезд в виде снежинок, ангельских крыльев, демонских искусов, блужданий. ...Когда читаешь стихи Анастасии, возникает ощущение, что касаешься лунного луча.»

Тоненькая книжечка с оригинальным названием «Стихи самой безнадежной мечтательницы» издана в 2009 году на средства Югорского университета. Сейчас Настя готовит подборку стихов для коллективного сборника ЮГУ. Девушка работает начальником отдела в Ханты-Мансийском банке, президентом которого является Дмитрий Мизгулин. Он же возглавляет окружную писательскую организацию. Мизгулин - известный поэт. Издал несколько книг не только в России, но и в Болгарии, Черногории, Греции, оказывает спонсорскую помощь очень многим авторам. Но скромная и очень требовательная к себе Настя до сих пор не рискнула показать ему свои стихи. «Дмитрий Александрович ничего не знает обо мне. Да и показывать первую книгу я не хочу, так как многое бы сейчас в ней переделала», - откровенно признается Настя. Благодаря тому, что Сенькина - давний член клуба «Югорские ваганты», проблем с изданием своих произведений у нее пока нет.

Если слесарь - поэт

Более сложный путь к изданию своей первой книги прошел Сергей Андросов, слесарь технических установок ОАО «ТНК-Нягань». Он напечатал несколько экземпляров своих стихов и раздал их руководителям подразделений. Трижды на собраниях этих больших начальников решался вопрос о выделении средств на издание его книги. Конечно, никто не рассматривал стихи Сергея с точки зрения поэзии. Вопросы были другого рода: почему ничего нет о ТНК, его работниках, трудовых успехах и т. д. Молодой поэт не мог объяснить, почему он написал о друзьях, о любви, о своих чувствах к Югре:

Но только в этой сутолоке шумной,
Я, в пабе, вслушавшись в какой-то блюз,
Смотря на это чванство, горько думал,
Как всё ж, до сжатых рук, Югру люблю.

Как рассказать стихи, их музыку, найденные образы? Сергей пошел другим путем - попросил одну из участниц высокого собрания, которой нравились его произведения (как снова не вспомнить Маяковского, который писал о редакторах, определяющих мастерство поэтов по принципу «нравится - не нравится»), поговорить еще с несколькими руководителями подразделений. Так и случилось. Голосование в очередной раз было в пользу Андросова. Сейчас Сергей готовит к изданию третий сборник стихов, но уже на собственные средства. Кстати, если нет спонсора, издать книгу в Югре практически невозможно. Цены - баснословные.

Например, В ОАО «Югра-Принт», чтобы напечатать книгу тиражом 100 экземпляров, объемом 50 страниц, с 10-15 иллюстрациям, мягкой обложкой, на мелованной глянцевой бумаге, необходимо более 100 тысяч рублей. В Шадринской типографии (Курганская область) - в два раза дешевле.

«Варешкина сказка» ищет своего издателя

Не один год «ходит по рукам» рукопись журналистки Натальи Пивоварчик «Варешкина сказка». В февральском номере нашего журнала опубликован отрывок из сказки, которая вошла в литературный конкурс «Голос Югры», объявленный нами в Год литературы. Вот что рассказала Наташа о своем творчестве: «Я пишу всю сознательную жизнь, поэтому и выбрала профессию журналиста. Когда родилась дочка Варя, для меня вновь открыло свои двери детство, вместо стихов о любви полились колыбельные, потешки, вместо очерков и рассказов - сказки.
Но самое главное - вместе с дочкой родилась идея первой книги - «Варешкина сказка», главной героиней которой стала она».

Как заметила Пивоварчик, «писать для детей - дело сложное, но безумно интересное. Я увлекла своей будущей книгой друзей и их детей, они с горящими глазами фантазировали вместе со мной, читали очередные главы и всё ждали, чем же закончится сказка. Так прошло два года. А потом была международная детская премия им. В. Крапивина, 200 детских писателей из 11 стран мира. И очень короткий лонг-лист - всего 25 человек. Для меня стало чудом, что я в него попала, и знаком - значит, это моё!»

После такого успеха Наталья начала готовиться к изданию своей первой книги. Искала художника через знакомых, выходила в Интернет на различные форумы. Ей присылали иллюстрации и взрослые, и дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Когда были готовы эскизы, разослала рукопись по детским издательствам. Но за четыре года - ни одного положительного ответа. Несмотря на это, самиздатовскую «Варешкину сказку» читают в детских садах, она есть «ВКонтакте».

Издавать детские книги, да и не только детские, сегодня дорого. Наталья понимает, что на качестве бумаги, обложке, печати не сэкономишь, детям нужны красивые, яркие, иллюстрированные книги. Поэтому детские издательства не рискуют печатать неизвестных авторов. Как рассказала Пивоварчик, в последние годы в России появилось несколько успешных издательств («Розовый жираф», «Самокат», «КомпасГид»), которые специализируются исключительно на скандинавских писателях. Как правило, это авторы и художники в одном лице, поэтому работать с ними проще. А главное - эти книги проверены европейским рынком, а значит, издательство не понесет убытки. «Мне нравятся эти издания, они потрясающего качества и содержания. Но когда читаешь их много, начинаешь чувствовать - есть метод, механика.

Наши писатели, видя востребованность варягов, даже стали писать «скандинавские» книги на русском языке. Часто они плохо укладываются в российскую действительность, культуру, быт, но кому-то это помогло стать издаваемым на федеральном уровне автором, - считает Наталья. - Если говорить о проблемах книгоиздания в регионах - тут своя специфика. В каждом регионе есть самобытные писатели, которые пользуются народным материалом, они для себя избрали миссию - сохранять и передавать новому поколению традиции, культуру, фольклор, историю малой родины. И это замечательно. Местным авторам, специализирующимся на национальной тематике, не нужны московские издательства, их книги не коммерческие. В Югре издают своих авторов, каждый год выделяют гранты, но тиражи этих изданий минимальны. Их нельзя купить, они расходятся по библиотекам округа, оседают в отделах краеведческой литературы, где не выдают книги на руки. Для детских книг такой способ распространения абсолютно неприемлем».

Пивоварчик привела такой пример. По заданию редакции недавно она готовила материал о детских произведениях известного югорского писателя Андрея Тарханова. «Автор не смог мне дать свои последние замечательные книги - они остались у него в одном экземпляре, не дали мне их и в библиотеке - можно было только полистать в читальном зале. А мне хотелось почитать эти книги дома с ребенком. Они того стоят. И я готова была их купить, да негде», - пояснила моя собеседница.
Наталья считает, что само по себе увеличение тиража не решит проблему. Некоторые книги местных авторов, изданные даже небольшим тиражом, лежат на складах, потому что нет системы распространения. «У нас в округе, - заметила она, - катастрофически мало книжных магазинов: один на 82 тысячи человек. При этом большинство из тех, что есть, не могут похвастаться богатым ассортиментом, и это общая проблема для всей России». Согласно статистике, в нашей, когда-то самой читающей, стране работает тысяча специализированных магазинов книг. В царской России их было 5000.

Лучше писать плохие стихи, чем...

Как сегодня молодым писателям и поэтам заявить о себе? Прежде всего - пытаться сотрудничать с периодическими изданиями - журналами, литературными газетами. Предложить на рассмотрение свои работы писательской организации региона, экспертному совету по вопросам издательской деятельности при правительстве автономного округа. В его составе - заместитель губернатора Югры, представители Общественной палаты, Государственной библиотеки, члены Союза писателей России. Среди них самый именитый - Еремей Айпин. А вот рекомендации по этому вопросу Сергея Козлова, заместителя председателя окружной писательской организации, чьи книги сегодня издают массовыми тиражами крупные федеральные издательства, а известные режиссеры снимают фильмы: «Знаете, у профессионалов есть замечательное правило: если можешь не писать - не пиши. Прежде всего надо получить компетентное мнение, хотя сейчас мы более снисходительно относимся к авторам. Лучше пусть пишут плохие стихи, чем уходят в запой, садятся на иглу, курят всякую «отраву».

Сегодня крупные издательства берут к публикации известных авторов. И здесь есть большое опасение, что, отказав малоизвестным, можно и Пушкина проглядеть. Мой совет - приносите свои произведения в нашу писательскую организацию. Мы не только посоветуем, писать дальше или вовремя остановиться, чтобы не увеличивать армию сегодняшних графоманов, а порекомендуем опубликовать ваши «творения» в региональном альманахе «Эринтур», федеральных литературных журналах.

Общий тираж книг, изданных в Югре в 2013 году, составил 1600 экземпляров. Впервые была напечатана книга «Сказы рода Правдивых людей» Владимира Енова, сборник стихов «Мы есть...» Светланы Динисламовой. В 2014 году тиражом более 7000 экземпляров были изданы сборник стихов «Беззащитное сердце дракона» Татьяны Юргенсон, собрание произведений «Авторы земли Югорской» на CD-дисках, книги «Разноговоры», «Родина моего детства» Павла Черкашина, «Спонтанный пневмоторакс» Владислава Стрегло, «Избранное» Анатолия Марласова, «Собрание сочинений в 4-х томах» Еремея Айпина и другие.

 Изданная литература поступает в библиотечные фонды муниципальных образований автономного округа, высшие и средние учебные заведения, общеобразовательные школы. Сформированный механизм реализации полномочий по издательской деятельности позволил реализовать план издательской деятельности Департамента общественных и внешних связей Югры, сформированный на основе рекомендаций экспертного совета по вопросам издательской деятельности при правительстве Ханты-Мансийского округа. Как рассказали в департаменте общественных связей, оказана государственная поддержка изданиям, имеющим художественную, краеведческую, историческую, документальную ценность, социальную значимость для нашего региона. В Год литературы будет напечатана книга Андрея Тарханова «Буранная Россия», а также избранная проза Сергея Луцкого в трех томах, «Когда люди бессмертными были» (легенды, мифы, героические сказания народа ханты) Альбины Кузьминой, «Солдаты Обского Севера» Людмилы Спиряковой, поэтитческий сборник «На ладонях Югры» и другие произведения югорских литераторов. Ежегодно издается альманах «Эринтур».

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.