×
Культура
0

Как амбар стал музеем

Накануне Дня народного единства на площадке музея под открытым небом «Торум Маа» (территория гостиничного комплекса «Югорская долина») был продемонстрирован материальный образец народного единства – столетний амбар из расселенной деревни Сухорукова.

Платок в дар

К спасению амбара и созданию на его базе музея русской старожильческой культуры оказались причастны десятки человек: те, кто сдавали деньги на его перевозку из Сухоруковой в Ханты-Мансийск, кто помогал с транспортом, кто устанавливал его на новом месте, кто жертвовал дорогие фамильные вещи, фотографии, документы для создания музейной экспозиции, отражающей жизнь крестьянской семьи в Сибири на рубеже XIX– XX веков. Осознавая социальную важность проекта, не остались в стороне и власти, выделив средства из окружного бюджета.

Главной фигурой этой народной акции стал Яков Яковлев, в миру чиновник окружного правительства (старший инспектор Гос- культохраны Югры), а в глазах народа – подвижник и хранитель старины, который добровольно взял на себя обязанность спасти амбар. Поэтому неслучайно музей «Торум Маа» первым увековечил его имя на информационном стенде «Сухоруковский амбар – историческая постройка XIX – начала XX века». Здесь перечислены все, кто помогал амбару обрести вторую жизнь.

Его историю окружная газета впервые рассказала 2 октября 2014 года, когда бесхозное здание в исчезнувшей с карты Ханты-Мансийского района деревни Сухорукова могло быть попросту уничтожено. Газета описывала этапы спасения и возрождения амбара, рассказывала о людях, к этому причастных, о драматических моментах, сопровождавших народную акцию, когда казалось: ничего не получится. Всего на эту тему было 13 публикаций, нынешняя – четырнадцатая.

И вот наконец настал день, когда можно было воочию увидеть, во что воплотились воля и желание людей спасти и сохранить. Музей «Торум Маа» устроил праздничное представление с русскими песнями и плясками, были выступления официальных и неофициальных лиц. Официальные лица говорили о взаимопроникновении культур – угорской и русской, межнациональном согласии и гражданском единстве, социокультурном пространстве, которое формирует новый музей, о том, что власть готова поддержать подобные проекты.

Неофициальные лица выходили к микрофону не с пустыми руками. Бывшая жительница Сухоруковой Галина Кауртаева (Корепанова), ныне пенсионерка, передала музею 43 фотографии, на которых запечатлены ее родные и земляки. От имени своей тети Октябрины Васильевны Вагановой, которая ранее поделилась своими воспоминаниями о деревне с Яковом Яковлевым (он пишет историю Сухоруковой), в этот раз она вручила директору музея Эрике Сургутсковой старинный платок, который передавался в семье из поколения в поколение, и почетные грамоты своей матери, телятницы местного колхоза и участницы трудового фронта в годы войны.

– Спасибо от всех жителей нашей деревни за то, что сохранили о ней память. Мы рады, что от нее хоть что-то осталось. Сухоруковцы всегда жили дружно и сейчас поддерживают между собой отношения. Амбар еще теснее сблизил нас, – считает Галина Кауртаева.

Кто такой патриот

Детство жителя Ханты-Мансийска Леонида Струся прошло в деревне Зенково, сюда он и направился с Яковом Александровичем, когда тот обратился к нему с просьбой помочь в поиске раритетных предметов для музейной экспозиции в амбаре.

– Я созвонился с главой шапшинской администрации, старостой, депутатами, чтобы нам разрешили осмотреть брошенные дома, где могли быть предметы, представляющие музейную ценность, – рассказал Леонид Филиппович. – Надо было видеть горящие глаза Якова Александровича, когда он, забравшись по хлипкой лестнице на чердак дома, нашел там старинный кожаный сапожок и ящик из лозы. Я понимал его: у меня так же блестели глаза и я испытывал огромную радость, когда, занимаясь историей здравоохранения, нашел маленькое фото первого заведующего окрздравотделом Горохова. Наверное, миллиардер так же радуется каждому новому миллиарду, а мы с Яковом Александровичем – историческим находкам.

Леонид Филиппович передал в дар музею семейную реликвию – кнут, доставшийся ему от брата. Хранил он его почти двадцать лет, но, заразившись всеобщим энтузиазмом «творить добро», решил расстаться с ценной вещью, которая теперь займет место в музейной экспозиции.

Все с нетерпением ждали, когда же получит слово тот, кто все это придумал и воплотил.

– Лицо этой территории на протяжении веков определяли обские угры, их культура, экономика, – начал свое выступление Яков Яковлев. – Потом появились русские, сотни лет они жили рядом, не- удивительно, что произошло взаимопроникновение культур. Амбар мне дорог тем, что он воплощает культуру русского старожильческого населения, которая пока еще недостаточно представлена в музейных экспозициях. Два года моей жизни ушло на создание этого объекта. В прошлом году пришлось заниматься перевозкой амбара, в нынешнем – всем миром создавали музей. Я впервые столкнулся с таким единением, когда все бескорыстно работали на этот проект. И я понял, что такое патриотизм. У нас иногда превратно понимается это слово: если надел георгиевскую ленточку – значит патриот. Но этого мало. Патриотизм – это когда люди отдают общему делу часть своей души, свое время, жертвуют личные средства. Мне звонили незнакомые люди, спрашивали, как там амбар, чем помочь? Сухоруковцы передавали по цепочке информацию друг другу о том, как идут дела с перевозкой, установкой амбара, наполнением его экспонатами. Это было настоящее единение душ, пример истинного патриотизма на нашей югорской земле.

Мороз рассказу не помеха

Яковлев провел первую экскурсию по амбару, превратившемуся в музей. Погода в тот день стояла морозная, в помещении было так же холодно, как на улице, но желающих услышать историка, музееведа оказалось много. Перед первыми посетителями музея развернулась картина уклада жизни их предков. В русских селениях, по словам Якова Александровича, амбар всегда присутствовал как главная хозяйственная постройка. При его строительстве использовались два варианта: амбар ставили через дорогу от дома, чтобы в окна была видна дверь, или на огороде, чтобы спасти здание со всем богатством в случае пожара в доме. По размерам амбара судили о достатке в семье. Исторический факт: в Березово у есаула Буторина было восемь амбаров. В Ханты-Мансийске в доме по улице Кирова, 22, бывший хозяин Корепанов имел четыре амбара, сегодня не осталось ни одной постройки.

По замыслу создателей музейной экспозиции амбар разделили на четыре комплекса. Вместе с русским населением на Севере появились зерно и мука, поэтому главное место в амбаре отводилось хлебу. По ходу экскурсии посетители музея узнали, что в XVIII веке казаки получали жалование не деньгами, а хлебом. Когда им вместо хлеба выдавали деньги, это могло привести к бунту. У местного населения хлеба вообще не было, только в XIX веке он появился у угров.

Знатоки сказки «Колобок», наверное, впервые увидели в старинном амбаре тот самый сусек с мукой, где бабка поскребла и испекла колобок. Здесь же, на первом этаже амбара, были установлены лари с зерном и мукой. Между днищем ларя и полом оставлялось пространство, как оказалось, специально для кошек, ведь где зерно, там и мыши. Сельскохозяйственную тему в этой части музея дополняли плуг, борона, весы. Следующий комплекс посвящен рыболовству, здесь выставлено все, что имелось в крестьянском хозяйстве. По словам Якова Яковлева, русские многое восприняли от культуры коренных жителей Севера, она отражена в ловушках, легких лодках – обласах, других предметах. А их самих приобщили к коневодству, правда, оленеводство русские так и не восприняли, оно осталось занятием ханты и манси.

Твори добро

Два комплекса на втором этаже отражают повседневную жизнь русского населения. В амбаре было принято хранить вещи и предметы, которые не нужны в настоящий момент: зимой сюда выносили летнюю одежду, летом – зимнюю, то же касалось охотничьих и рыболовных принадлежностей. В отсутствие кондиционеров деревянное помещение без окон одаривало прохладой, поэтому в жаркие дни в амбаре ночевали. Здесь проводили первую брачную ночь молодожены, спать их укладывали на мешки с зерном, сверху накрывали рыболовной сетью – это должно было символизировать достаток в семье. В музейной экспозиции на втором этаже выставлены предметы, которые приобретало русское население: спички, спиртное, охотничьи принадлежности и многое другое.

Всего в экспозиции амбара размещено около трехсот предметов, которые удалось собрать в нынешнем году, и работа по сбору экспонатов продолжается. Экспозиция не ограничена стенами амбара, она будет вынесена на приамбарную территорию, поэтому так нужны сегодня сани, телега, кошевка – самые популярные виды транспорта в прошлом, да и другие предметы. Сотрудники музея «Торум Маа», устроившие этот праздник, уверены, что амбар, превратившийся в музей, привлечет внимание горожан и гостей города. Рядом можно будет устраивать народные гуляния, праздники. Для школьников – проводить уроки истории с наглядными пособиями.

В общем, у столетнего здания началась вторая жизнь. Невольно подумаешь: не было бы амбара, мы не узнали бы, как добрые дела могут объединять людей…

Фотографии сюжета / 2 фото

Теги статьи: #Амбар

Автор текста: Валентина Патранова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии