Не доверяй - всё проверяй!

или Как журналисты устроили магазинный переполох в столице Югры

В самом разгаре «знойное» сибирское лето. Своего урожая еще нет, но есть рынок, на котором предложат все, что душе угодно. Прилавки магазинов и торговых павильонов пестрят разноцветными фруктами и овощами. Насколько вредны эти плоды, решили проверить наши корреспонденты. Вооружившись фотоаппаратом, деньгами и желанием во что бы то ни стало узнать правду, мы отправились в магазины столицы Югры.

В ожидании чуда
Экспертизу на вредные вещества (нитраты) проводят в лаборатории центра гигиены и эпидемиологии Югры. 
Посоветовавшись со специалистами о правилах закупки, мы узнали, что для анализа необходим килограмм продукта. Только так можно сделать объективное исследование. Сотрудники центра подсказали, что наиболее опасными являются лук, картофель, свекла и капуста. Первой жертвой в нашем продуктовом расследовании стала «Монетка». Мы набрали овощей и попросили менеджера предъявить сертификаты качества.
Работники магазина предложили нам пройти в офисное помещение, где сидят администраторы, которые и должны были предъявить соответствующие документы. Преодолев пластиковые шторы в дверном проеме, мы оказались в холодном помещении, напоминающем ангар. В нос ударил резкий запах: вдоль коридора, который вел в кабинет менеджеров, валялись продукты питания, испорченные фрукты, коробки, разорванные игрушечные собаки. Вот это и было закулисье магазина. 
Спереди работников началась неразбериха: кто же должен предоставить документ. Спустя время женщина с бейджиком «Директор» дала указание одной из сотрудниц выдать нам сертификаты. И тут началось... Девушка металась, пыталась найти документы на столе, на котором, к слову, черт ногу сломит. Потом начались попытки найти сертификаты в компьютере. Менеджер отчаянно распечатывала на принтере какие-то листы, и, видимо, сама пыталась понять, что же это. В это время по кабинету бегали люди в синих жилетках с логотипом «Монетка», каждый занимался своим делом, это удивляло больше всего. В таком хаосе и беспорядке люди чувствовали себя как рыбы в воде. Спустя почти час мы получили свое. Оплатив покупку, ушли в надежде, что наши мытарства прекратились. 

Так надо или не надо?
Следующим пунктом оказался торговый павильон «Витамин». Здесь товарищ Мамедов, который, как оказалось, и был хозяином точки, набрал нам по килограмму овощей. На наш вопрос о сертификатах мужчина удивленно приподнял брови, протяженно повторил сложное слово «сер-ти-фи-кат». Потом быстро выкрутился, сообщив: «А ну да! Сертификаты! Конечно, есть. Просто берем их у поставщика, когда надо, а когда не надо – не берем». Как мы и надеялись, мучений с ожиданием документов в этом пункте назначения действительно не было. Просто потому, что Мамедову сертификатов не надо.
– Где закупаете продукты? – поинтересовались мы.
– На оптовой базе в Ханты-Мансийске. Беру капусту по 27 рублей, продаю – по 45, – признался предприниматель.

Нитраты – это часть азотного питания, естественная часть овоща или фрукта. Растения поглощают нитраты из почвы и превращают их в белки и другие органические соединения. Поэтому в них всегда есть нитраты, которые уже поступили из почвы, но еще не трансформировались в белки. Однако нитраты распределяются по организму растения неравномерно, наименьшая их концентрация, как правило, в плодах. Именно поэтому мы редко слышим о нитратных яблоках или грушах, зато постоянно о нитратной картошке, свекле или морковке.

Это секретная информация
Не обошли мы стороной еще одну брендовую городскую сеть «Юграторг». Пошли за продуктами в магазин, расположенный в «Гостином дворе». Взяли свеклу, лук и капусту. На нашу просьбу предъявить сертификаты качества менеджер любезно согласился. Через несколько минут мужчина принес бумагу с перечнем овощей, напротив каждого наименования – набор букв и цифр. Видимо, это были номера и серии запрашиваемых документов. Кстати, капусты в этом списке не оказалось. 
– Так, а где же сами сертификаты? – спросили мы.
– В Тюмени, там указан номер, звоните и узнавайте у них, – ткнул в лист менеджер. 
Решив разъяснить ситуацию, мы решили взять лист с собой. Но нас остановила странная фраза: «На вынос не даем». Менеджер продолжал изображать любезность и предложил нам переписать данные. К сожалению, под рукой ручки не было. Как оказалось, у сотрудника тоже  ее нет, как и во всем магазине. Фотографировать лист менеджер не разрешил. На момент показалось, что все против нас и мы никогда не вынесем из магазина секретную информацию. Но журналисты всегда отличались находчивостью. Данные сертификатов мы проговорили на диктофон. По тюменскому номеру дозвониться не удалось. Попытка дозвониться на горячую линию «Юграторга» тоже не увенчалась успехом. Номер заблокирован. 
Как сообщил Павел Ляшко, генеральный директор ОАО «Юграторг», на телефонной линии произошел сбой. В настоящее время этот вопрос решается провайдером «Билайн». 
– Что касается сертификации соответствия, могу сказать, на овощи и фрукты данный документ не требуется. Эти продукты исключены из списка постановлением правительства в 2012 году, – прокомментировал Павел Адамович. 

По закону о правах потребителей, товар, который реализуют через розничные торговые сети, должен сопровождаться сертификатом соответствия. Этот документ продавцы обязаны предъявлять по первому требованию. Он может быть выдан национальными органами по сертификации или сопровождаться зарубежными  сертификатами, которые признаны в России. 

Порядок в беспорядке
В отделе по защите прав потребителей по Югре нам разъяснили, что на все продукты требуются документы, подтверждающие их качество. О том, что продавец обязан предоставить все сведения о продуктах питания, гласит статья № 10 закона о защите прав потребителей. 
В результате оказалось, в «Монетке», где повсюду царит видимый беспорядок, на деле оказался порядок. Сотрудники предоставили декларации на все купленные продукты, а на лук – сертификат качества.
В «Юграторге» менеджер решил отделаться лишь номерами сертификатов и датами их выдачи. А по закону продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 

Сертификация представляет собой процедуру подтверждения качества и соответствия продукции стандартам качества. Она происходит независимо от производителя и потребителя и удостоверяется в письменной форме. Для подтверждения качества ранее проводилась обязательная сертификация продуктов питания, но теперь практически все виды продуктов питания подлежат декларированию соответствия. Не нужно забывать, что декларирование также является обязательной формой подтверждения соответствия.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Охота на батарейки продолжается!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.