Авиация вчера, сегодня, завтра...

Как работает окружная программа развития транспорта
Автор текста: 
Автор фото: 
24.07.2014

Подпрограмма «Гражданская авиация» входит в состав семилетней государственной программы «Развитие транспортной системы Югры на 2014–2020 годы», утвержденной правительством округа 9 октября 2013 года.

ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕР. 1931 год
Вряд ли кто будет спорить, что авиация в северных широтах – это не просто вид транспорта, но еще и захватывающая, полная романтики история ее развития. 
Интересный факт: сразу же после подписания постановления ВЦИК об образовании национальных округов, а это случилось 10 декабря 1930 года, во Всесоюзном объединении гражданского воздушного флота была сформирована экспедиция, которая отправилась на Север, чтобы составить «предварительный проект воздушной линии Тобольск – Обдорск».
В мае 1931-го экспедиция основательно изучила будущую воздушную трассу, побывав во многих населенных пунктах. Линию Тобольск – Обдорск (Салехард) «трассировали» по Иртышу и Оби через Самарово (Ханты-Мансийск) и Березово. Кроме этих основных пунктов, предполагалось устройство площадок на случай вынужденной посадки самолетов из-за «технических и метеорологических причин». Площадки должны были располагаться на расстоянии от 60 до 80 км одна от другой в селах Филинское, Реполово, Елизарово, Малый Атлым, Кондинское (ныне Октябрьское), Перегребное и так далее.
Летом должны были летать и садиться на воду гидросамолеты, зимой – на лыжных шасси. Всего предполагалось использовать три машины и одну резервную. В Тобольске, Самарово, Березово и Обдорске собирались строить «аэростанции», выражаясь современным языком – аэропорты, с бензинохранилищем, водомаслогрейкой, метеобюро и другими объектами. А на промежуточных площадках, кроме пригодного водного бассейна и опознавательных знаков на посадочных площадках, ничего не требовалось. Всего таких площадок было 13. Чистое летное время от Тобольска до Салехарда в ту пору составляло 7 часов 15 минут, с остановками – 9 часов 15 минут.

ТУЗЕМНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ АВИАТОРОВ
В августе 1931 года проект организации воздушной линии Тобольск – Обдорск – Салехард лег на стол председателя оргбюро по организации Остяко-Вогульского округа Якова Рознина. Новая власть поддержала проект. В одном из протоколов заседания оргбюро от 17 ноября 1931 года написано: «Принять к сведению заявление начальника экспедиции Воздушного флота Павлова о проведении двух туземных курсов – практикумов по подготовке работников аэродромов: в Самарово – на 13 человек, Березово – на 7 человек за счет Гражданского воздушного флота».
В Государственном архиве Югры хранится еще один документ: «В обеспечение успешного комплектования курсантами-туземцами предложить Самаровскому и Сургутскому райисполкомам своевременно озаботиться подбором соответствующих кандидатов и по мере надобности командировать их в распоряжение аэродромов Гражданского воздухофлота».
Окружная власть оперативно приступила к строительству в Самарово гидроаэродрома. Уже в середине 30-х годов на линии Тобольск – Салехард работала Обская авиагруппа Главсевморпути, которая базировалась в Тюмени. В то время несовершенная авиатехника, отсутствие точных метеопрогнозов способствовали тому, что только в 1936 году на линии случилось 27 авиапроисшествий.

НЕ ВЫДЕРЖАЛ ШКВАЛЬНОГО ВЕТРА
Одно из них было связано с самолетом «Остяко-Вогульский комсомолец», который днем 24 сентября 1936 принял на борт делегатов окружного съезда Советов. А уже ночью, не выдержав шквального ветра, стоявший на приколе самолет перевернулся и стал непригоден к полетам. Его разобрали, погрузили в ящики и с последним пароходом отправили в Омск в авиамастерские, а летчиком занялась прокуратура.
Еще один интересный факт из истории северной авиации: в 1937 году в небе над округом появился самолет «Дуглас» американского производства, который вылетел на поиски пропавшего экипажа Героя Советского Союза летчика Сигизмунда Леваневского, который отправился из СССР в США и по пути пропал. Поисковый экипаж «Дугласа» возглавил Герой Советского Союза Головин. Часть пути пролегала по территории округа, самолет совершил вынужденную посадку между Самарово и Березово. Пришлось его отбуксировать в Самаровский гидропорт, где он простоял больше двадцати дней, пока сюда не доставили запчасти для мотора.
Так начиналась авиация Севера, а ее бурное развитие совпало с масштабными работами по созданию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, особенно на первых порах, в отсутствие автомобильных и железных дорог.

СУБСИДИИ ДЛЯ АЭРОПОРТОВ
Как известно, до 2013 года в округе действовала целевая программа развития всех видов транспорта, в том числе авиации. На реализацию мероприятий было израсходовано 1 млрд 90,8 млн рублей.
О том, как исполнена подпрограмма «Гражданская авиация» и что предусмотрено сделать в рамках новой государственной программы развития транспорта до 2020 года, мы попросили прокомментировать заместителя начальника управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта округа Анатолия Валеева. Вот что он рассказал:
– В 2013 году из бюджета округа было выделено 757,6 млн руб., по программе «Сотрудничество» – еще 295,4 млн руб., из внебюджетных источников – 37 млн руб.
На что были израсходованы средства? За счет бюджета округа увеличен уставный капитал аэропорта Нягани, предоставлена субсидия предприятиям воздушного транспорта с целью удешевления билетов по 26 межмуниципальным маршрутам. Удалось возместить убытки от основной деятельности аэропортов, находящихся в собственности округа. В среднем удешевление стоимости проезда составило 50 %.
– А что удалось сделать за счет средств программы «Сотрудничество»?
– Четыре аэропорта пополнились специализированной техникой и оборудованием. В целях удешевления стоимости авиабилетов на рейсы между городами, райцентрами округа и Тюменью авиакомпаниям была предоставлена субсидия по десяти маршрутам. В среднем тариф для населения снижен на 32 %. За счет внебюджетных средств удалось реконструировать ряд объектов в аэропорту Нижневартовска.
– Что собой представляет авиакомплекс округа сегодня, какие задачи предстоит решать в соответствии с новой программой?
– На территории округа функционируют 10 аэропортов и 115 вертолетных площадок. Три аэропорта в Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске имеют статус международных и обеспечивают более 80 % всех пассажирских и грузовых авиаперевозок.
Воздушные суда совершают регулярные полеты более чем по 30 межрегиональным и 10 зарубежным направлениям. Ежегодно аэропорты обслуживают в год более 2,5 млн человек и перевозят более 14 тысяч тонн грузов.
В авиации сегодня немало проблем: высокая себестоимость аэропортовых услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность, износ основных фондов аэропортов, старение парка региональных самолетов, выполняющих перевозки на внутриокружных маршрутах.
– Как же обеспечить доступность и повысить качество услуг воздушного транспорта?
– В округе эта проблема решается за счет субсидирования пассажирских авиарейсов между городами и районными центрами округа и Тюменью. Положительно сказывается выделение субсидий на возмещение убытков аэропортов, находящихся в собственности округа. Новой программой предусмотрено приобретение специализированной техники и оборудования для аэропортов Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Урая, Нягани с целью соответствия их сертификационным требованиям. 
Также запланировано приобретение техники для содержания искусственных покрытий аэродромов, специальных машин для обслуживания воздушных судов, транспорта для доставки пассажиров к воздушным судам, а также оборудования для антитеррористической защищенности аэропортов. Программой предусмотрена реконструкция аэропорта Нижневартовска и проведение проектно-изыскательских работ в аэропорту Березово.
– Что конкретно будет сделано?
– В Нижневартовске запланирован ремонт взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона. В Березово проведение проектно-изыскательских работ вызвано необходимостью строительства взлетно-посадочной полосы в капитальном исполнении взамен действующей металлической, что позволит повысить безопасность полетов. Всего предусмотрено израсходовать на выполнение программы 4 954,0 млн рублей.

За прошедшие 83 года, когда экспедиция Всесоюзного объединения воздушного флота узаконила первую в округе воздушную трассу, многое изменилось в авиации, она стала неотъемлемой частью жизни северян. Так было и так будет, несмотря на развитие автомобильного, водного и железнодорожного транспорта.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.