15 октября Анатолию Райшеву – замечательному человеку с необычной судьбой, представителю и защитнику интересов коренных народов Югры – исполнилось бы 70 лет. Он как истинный сын народа ханты считал, что от доброго отношения к Земле зависит здоровье и благополучие человека. Он не допускал насилия над природой и воспитывал в людях уважительное отношение к ней. Родственники и знакомые Анатолия Ивановича утверждают, что и Природа любила его как своего сына.
Я – идол
Земляки давно заметили и оценили эту особую любовь между Толей Райшевым и Природой.
– Было это в 1966 году, когда мне было 10 лет, в моей родной деревне Тугияны, – рассказывает в своей книге «Мое земное притяжение» Анатолий Райшев. – На понтонах завозили в колхоз имени Фрунзе комбикорм для большого стада коров и лошадей на целый год. Мы, пацаны, сбрасывали его в Обь, прикармливая чебаков. А потом ловили его на удочку ведрами. Вернее, ведрами ловил только я, а остальные ребята почти ничего. Заметили это местные мужики, посчитали, что это неспроста, и решили взять меня на плав на осетров.
Посадили мальчика как идола на нос деревянной лодки и стали закидывать и выбирать сети. Да только не поймали ни одного осетра. Почертыхались и высадили его на берег, где мальчишка тут же стал опять добывать чебака ведрами.
– Потом я не раз возвращался к этому случаю. Мне приходило в голову много причин неудачи, от смешных до сакральных. И понял, что я не держался за сеть. И не возникло той самой связи: рыбак – орудие лова – вода – рыба, – объяснял автор книги.
Надо отметить, что в те далекие времена орудия лова были самодельные. Все крючки в Тугиянах изготавливал отец Анатолия, потомственный охотник Иван Степанович.
– Делал под крупного чебака и язя. Каждый крючок имел соответствующий загиб, а вострые были, что теперь в магазинах вряд ли такие сыщешь. Лески тогда не было, все пользовались капроновой ниткой, удилища – обыкновенные таловые палки, – вспоминал Анатолий Иванович.
Орт-Ягун
Шел 1977 год. Молодой Райшев после службы в советской армии работал сварщиком в СУ-6 «Сургутнефтепромстроя». Начальство искало место для поселка строителей компрессорной станции.
– На вертолете нас перебросили на стойбище Орт-Ягун, в 18 км от Когалыма. Здесь жила семья Ивана Семеновича Сопочина с четырьмя детьми, которые были вынуждены покинуть место своего проживания. Начались работы. Я бывало охотился, то глухаря подстрелю, то куропатку. А питание «в поле» было жутко однообразным, и ребята даже говорили мне, что поработают без меня, а я должен идти на охоту и добыть пропитание, – вспоминал Анатолий Иванович.
И вот однажды во время охоты на выдру Толик вдруг встретился с Сопочиными – отцом и сыном, которые тянули подо льдом невод. Он на казымском диалекте объяснил им, что тоже ханты, работает в бригаде и что охотился здесь на выдру. Они были удивлены, что человек говорит на их языке, и не стали прогонять чужака. Он помог им протянуть невод, вместе они наловили два мешка окуней. И к удивлению всех строителей, доставили сварщика и добытчика пропитания на нартах к вагончику, где он жил, да еще в придачу отдали мешок окуней.
С тех пор завязались деловые отношения Сопочиных с бригадой и дружба с Анатолием Райшевым. Ханты привозили на продажу меха, а Анатолий не позволял обманывать аборигенов –выменивать шкуры на водку, одеколон и духи.

В гости к Нему
Только через 20 лет Анатолий Иванович узнал, что Иван Сопочин был сильным шаманом. А тогда атеист Толя принял приглашение друга поохотиться на медведя.
– Аборигены никогда не произносят «убить медведя и снять с него шкуру». Они говорят «пойдем к Нему в гости, будем снимать с Него Шубу». А после добычи проводят сакральный ритуал и Медвежьи игрища. И мне в 22 года довелось во всем этом поучаствовать, – рассказывал Анатолий Райшев.
Историю про охоту на медведя 22 декабря 1977-го – в самый короткий день в году Анатолий Иванович рассказывал много сотен раз. Эта история о том, как разозленный собачьей склокой медведь вылез из берлоги. Но Толя разнимал собак и не заметил, что медведь встал на задние лапы у него за спиной, готовый снять скальп с охотника. Парень увидел только, что Сопочины почему-то рванули на нартах с места и быстро удаляются. Тогда Анатолий оглянулся назад, и увидел убегающего в лес медведя. Он пальнул ему вслед из двустволки. Собаки услышав выстрел, прекратили драку и кинулись за зверем.
– Я промахнулся. Потом раздался выстрел, зверь медленно сел на снег и повалился на бок. Собаки трепали его. Я понял, что он мертв. Мы все радовались и устроили ритуальную борьбу, чтобы показать Ему кто из нас самый сильный. А потом снимали Шубу и везли добычу в чум. Семья встречала хозяина леса поцелуями. Варили и ели медвежатину. Были и Медвежьи игрища, где Иван камлал, закатывая глаза с пеной у рта. Но я был как будто в забытьи, или мне не дано было все увидеть и запомнить, – говорил Анатолий Иванович.
Сопочины привезли охотника в поселок, одарив изрядной частью добычи.
Предсказания шамана
По национальным традициям Шубу нельзя продавать – только дарить. И, конечно, же такой подарок был бы очень дорог Анатолию, который участвовал в добыче. Но он не смел даже намекнуть Ивану на свое желание. Про себя же он думал, что все равно не смог бы получить ее в подарок следующей зимой, так как летом намеревался поступить в вуз.
– И вдруг 18 мая 1978 года приезжает в поселок Иван Семенович один без сыновей, привозит шкуру того самого медведя. Мы прикрепили ее на стену поверх ковра в вагоне-бочке. Иван достал бубен с колотушкой и начал проводить ритуал. А после рассказал, как я должен относиться к шкуре: «Хатить наками Шуба нилься, тик-тик делать нилься! Шуба вешать стена!» Что означало, что шкура должна висеть на стене, по ней нельзя ходить ногами и заниматься на ней сексом запрещено, – вспоминал Анатолий Райшев.
А после шаман предсказал Анатолию «Черес твацать лет приетишь сюта пальшим начальникам».
Анатолий окончил геологоразведочный факультет Тюменского индустриального института.
– Работал в НГДУ «Красноленинскнефтегаз» в поселке Нях (ныне Нягань). Сначала оператором по исследованию скважин, потом мастером, геологом и т.д. Весной 1984 я зажениховался. Невеста Анна жила в Комсомольском (ныне Югорск) и работала учителем начальных классов. 22 июня – в самый длинный день в году она приехала ко мне в гости. Я жил в самодельном балке, в 20 метрах от речки Нягань-Юган. Медвежья шкура висела в балке на стене. Я решил шикануть перед невестой – бросил шкуру на пол, она заняла все пространство. Молодой, горячий, ну и использовал шкуру вместо постели, – описывает этот день в своей книге автор.
И духи не простили тик-тик. Вдруг ни с того ни с сего загорелась банька на берегу реки.
Молодые поженились. «Красноленинскнефтегаз» перешло в руки «Кондпетролеум».
– В «Кондпетролеум» супруг занимался совместно с сотрудниками института нефти и газа им. Губкина научными исследованиями, внес много рациональных предложений по добыче нефти, – рассказывает Анна Владимировна.
Анатолий Райшев мог бы преуспеть, работая в нефтяной промышленности, но судьба сделала резкий поворот.

Столица
Анатолий Иванович переехал в столицу Югры и стал работать в Комитете Севера.
Его пригласил на работу Владимир Куриков, который в 1990-е он был заместителем председателя окрисполкома, возглавлял комитет по вопросам экономики и культуры народов Севера.
Тогда была создана первая в России общественная организация коренных малочисленных народов Севера – Ассоциация «Спасение Югры». Анатолий Райшев возглавлял отделение ассоциации в Нягани, и Куриков видел, как активно работает молодой и горячий хантыйский парень, как болеет душой за свой народ, и как люди тянутся к нему.
– Предсказание сбылось, – рассказывал Анатолий Райшев через много лет. – 21 декабря 1997 года, через 20 лет после дня охоты я вернулся в Когалым. Это была моя первая командировка в составе комиссии от Комитета Севера. По меркам аборигенов я видимо уже был большим начальником.
А в Нягани флаг ассоциации «Спасение Югры» подхватила заместитель директора школы № 6 Людмила Алферова.
– Анатолий Иванович вдохновлял всех на большие дела. Он возглавил отделение и началось движение. Мы впервые организовали выездное мероприятие на природе. Стали проводить национальные праздники, возвращать народу его традиции. Я продолжала начатую им работу, но через какое-то время Анатолий Иванович вызвал и меня в Ханты-Мансийск. Требовалась помощь на более высоком уровне, – рассказывает уполномоченный по правам КМНС в Югре Людмила Алферова. – И закипела жизнь. Мы провели первую учредительную конференцию Союза аборигенов Югры, стали набираться опыта по работе с аборигенами в Канаде и Финляндии. Теперь в Югре уже более совершенный механизм поддержки коренных народов чем в этих странах. Одним из важных событий стал Съезд мастеров традиционных ремесел и промыслов, который живет и сейчас. Проводится на регулярной основе и фестиваль мастеров.
Сын своей земли
А может шаман Сопочин увидел Анатолия Райшева уже в должности заместителя председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа – директора Департамента по вопросам малочисленных народов Севера, а позже и заместителя губернатора Югры по вопросам коренных малочисленных народов?
С 1999 по 2005 г.г. в должности заместителя председателя правительства работала и Наталья Западнова, которая с большим удовольствием вспоминает годы работы вместе с Анатолием Райшевым.
– Анатолий Иванович – сын своей Земли, своего народа. Он любил людей и природу. Чтил память о предках. Бережно относился к культуре и традициям коренных народов Севера. Ведь это все его родное. Интересный собеседник. Человек слова и дела. Для Анатолия Ивановича не было чужих проблем и бед. Все пропускал через себя и каждому старался помочь. Мы с ним работали недолго, но очень интересно. Это было такое время! – говорит заместитель председателя Думы автономного округа Наталья Западнова. – Помню его фотографии нашей Югры. Будь то сорока на заборе, ранетки в каплях дождя, за горизонт уходящая река. А с какими горящими глазами он рассказывал про свои удачи на рыбалке или пасеке. Все воспоминания и пережитое нашло свое отражение в его книге «Мое земное притяжение». Это рассказы из жизни. Читается легко и интересно. Живо представляешь все описываемое. Удивительный был человек Анатолий Иванович. Сегодня очень не хватает таких ярких людей. Светлая память…
Большой начальник, простой человек
– Я познакомился с Анатолием Иванович Райшевым в 1999 году, когда проходил практику в администрации Березовского района. Тогда он уже был человеком, к мнению которого прислушивались: работал начальником отдела в окружном комитете по делам Севера, знал все тонкости государственной системы и при этом всегда оставался простым и открытым в общении, – рассказывает сенатор Российской Федерации от Югры Александр Новьюхов. – После окончания вуза именно он пригласил меня на работу. Райшев в то время перешел на должность заместителя председателя правительства автономного округа по вопросам малочисленных народов Севера.
Райшев и Новьюхов вместе работали над проектами, связанными с развитием Севера, ездили в командировки, порой на долгие месяцы, в том числе за рубеж.
– Он умел объяснить сложные вещи простыми словами, показал, что важна работа с людьми, с укладом жизни, который нельзя измерить цифрами или отчетами. Особое место в его деятельности занимали вопросы взаимоотношений между промышленными компаниями и коренными народами. Он стоял у истоков системы соглашений, формировал экономическую модель взаимодействия, которая сегодня стала основой для многих успешных практик, – отмечает политик.
По словам Александра Новьюхова, Райшев обладал редким качеством: умением быть своим и среди руководителей высокого ранга, и среди охотников, оленеводов, промысловиков. Его искренне уважали и в больших кабинетах и на стойбищах. Корни этого особого отношения в его детстве. Он вырос в Полновате, учился в интернате, знал цену труду и самостоятельности.
– Для меня Анатолий Иванович пример человека, который служил не должности, а делу. Его жизнь – подтверждение того, что в основе любого большого проекта стоят не ресурсы и не власть, а вера и ответственность перед людьми, – считает сенатор.
Театр начинается с фольклора
Анатолий Иванович был глубоко идейным человеком. Все, во что верил и что ему нравилось он реализовывал в Югре. Так было, например, с театром «Солнце» – проектом, который, казалось бы, выходил за рамки его должностных обязанностей, но в котором он видел важный механизм сохранения культуры коренных народов.
В Ханты-Мансийске родился творческий коллектив нового типа, выполняющий задачу сохранения и художественно-сценической актуализации фольклорного наследия коренных малочисленных народов, населяющих автономный округ. Театр обско-угорских народов «Солнце» был размещен в Доме Дружбы народов.
– Летом 2002 года я приехала в Ханты-Мансийск на фестиваль финно-угорских народов. Выступила с моноспектаклем «Три свадебных напева», созданного по удмуртскому фольклору. После спектакля ко мне подошел заместитель губернатора по делам коренных малочисленных народов Анатолий Райшев. Разговор был о создании в Югре национального театра хантов и манси. Вскоре Анатолий Иванович организовал нашу встречу с губернатором автономного округа Александром Васильевичем Филипенко. В результате 25 октября 2002 года вышло распоряжение правительства о создании театра, – вспоминает удмуртская актриса и режиссер Ольга Александрова, которая создала театр и руководила им на протяжении 9 лет.
Она же придумала название «Солнце». Звезда Солнечной системы, источник света, тепла и самой жизни на нашей планете.
– Всегда нужно стремиться к вершинам – к Солнцу. В названиях первых наших постановок, которые увидели зрители во многих странах, тоже есть это слово: «За Солнцем идущие, за Миром смотрящие», «сказки земли, где теплое Солнце» и «Я в этот мир пришел, чтобы видеть Солнце», – рассказывает Ольга Александрова. – «Я в этот мир пришел, чтобы видеть Солнце» создан по картинам Геннадия Райшева, причем в спектакле «играют» картины художника, которые чудесным образом оживают.

Галерея-мастерская
При непосредственном участии этого большого начальника, как и предрекал шаман, творились большие дела. Он приложил руку не только созданию в Югре уникального национального театра, и восстановлению молельного дома в святом месте хантов и манси в поселке Вежакары, но и доказал в правительстве необходимость создания мастерской-галереи Геннадия Райшева.
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева была открыта в 1996 году, и является настоящим украшением города. Здание галереи, созданное по специальному проекту под руководством народного художника России Горяева уникально по своему характеру и имеет неординарный архитектурный облик, связанный с природным ландшафтом и навеянный творчеством художника. Фасад здания украшает декоративная мозаика площадью около 700 кв. м, созданная по эскизу Геннадия Степановича.
Сегодня в фондах галереи насчитывается более 2 500 единиц хранения. В составе музейного собрания коллекции живописи и графики, созданные Г.С. Райшевым в 1960–2010-х годах, коллекция предметов быта и декоративно-прикладного искусства из его личного собрания, фотоматериалы.
Кстати, знаменитый художник все свободное время проводил на природе вместе с семьей племянника Анатолия Райшева.
– Рыбалка, охота или в лес за грибами. Мы все очень любили эти вылазки на природу. В лесу мы шли всегда за Анатолием. Он все замечал, внимательно смотрел и слушал. Нас учил ходить по лесу тихо, не кричать и не шуметь, также как когда-то его самого обучал отец, – рассказывает Анна Владимировна Райшева.
Райшевский феномен
Перелистывая страницы жизни Анатолия Райшева мы понимаем, что – это феномен, человек – глыба, человек – полет.
– Райшев – противоречивый и естественный. Охотник, геолог, чиновник, пчеловод, литератор – у него множество ипостасей, кусочков смальты, из которых складывается причудливая мозаика личности, – говорит о нем краевед и писатель Андрей Рябов.
После выхода на пенсию Анатолий Иванович открыл в себе новые качества, занялся земледелием и пчеловодством. Здесь на Севере ему успешно удавалось выращивать виноград и арбузы. Вишня, облепиха, смородина, княженика, калина – каких только ягодников нет в саду Райшевых. Но его главной любовью были пчелы.
Пчеловодство – целая наука, и он постиг ее в совершенстве. Несколько десятков ульев, вокруг пасеки посадки Иван-Чая и других медоносов. Сбор меда и организация зимовки маленьких подопечных. С уходом из жизни пасечника погибли и пчелы, не пережили зимних холодов.
Его любовь к природе и животному миру передалась сыновьям Илье и Никите. Они продолжают возделывать землю ежегодно, ухаживаем за садом, который посадил отец.
Портрет Анатолия Ивановича будет не полным, если мы не отметим его любовь к собакам, кошкам и прочей живности, которая появлялась в их доме сама собой. Просто приходили и оставались жить.
Дополним картину еще одним штрихом: дома у Райшевых стоит старинный рояль, который сын Илья приобрел у друга за небольшие деньги и банку меда. Так Анатолий Иванович музицировал на этом инструменте. Действительно талантливый человек талантлив во всем. Или он феномен?
В последние годы жизни, Анатолий Иванович начал писать рассказы из своей жизни, но к большому сожалению при жизни ему не удалось их издать. Сын Никита увековечил память об отце, и в 2021 году собственными силами издал книгу с его рассказами «Мое земное притяжение».
Основная их особенность — отсутствие художественного вымысла. Все сюжеты реально происходили в разные годы, в разных уголках Югры. Все герои — реально жившие и живущие люди — одноклассники, однокурсники, сослуживцы, коллеги, друзья и просто знакомые. Его рассказы — это история Югры.

Эпилог
А шкура все еще висит на стене в охотничьем домике Анатолия Ивановича Райшева. Только без хозяина она стала умирать.
– Она как живой организм. В следующем году ей уже исполнится 50 лет. Всегда она была черная, огромная, на всю стену. Шерсть длинная и густая. После ухода из жизни Анатолия Ивановича шкура стала блеклой и уменьшилась в размерах. Она стареет вместе со мной, говорил Анатолий Иванович – рассказывает Анна Владимировна Райшева.
А ровно через 30 лет с того дня после охоты на медведя, день в день, 22 декабря 2007 года родился внук Павел. Вот такая мистика.
Корни
Анатолий был третьим ребенком в семье Райшевых. Мать Таисия Павловна – русская, родом из поселка Ягодное Кондинского района. По профессии фельдшер-акушер.
Отец Иван Степанович Райшев – ханты, потомственный охотник, участник Великой Отечественной войны.
В конце 1940-х годов Иван Райшев завербовался охотником в Березовский район. Там он и познакомился с Таисией Грязновой. Фельдшера перевели в д. Тугияны,
где они и поженились. Всего в семье было 6 детей, Анатолий был третьим ребенком.
Опубликованных комментариев пока нет.