И сарафан, и повойник – ей всё к лицу

О чём расскажет поясок
Автор текста: 
Автор фото: 
24.07.2014

Русские, белорусы, украинцы, болгары, молдаване… сегодня мы считаем себя разными народами. Но, заглянув чуть глубже, убеждаемся, что предрассудки, то есть то, что мы интуитивно чувствуем и понимаем о мире вперед рассудочного его познания, у нас общее, почти неразделимое. Старинный русский орнамент – крест, простой или с причудливыми рожками, веками бытовал и у других славянских народов. Это и символ солнца, и пробуждения природы, и связь верхнего мира с нижним, и охранительный знак.

Узоры на рушниках и скатертях, вышитые рубахи, тканые пояса. Еще совсем недавно все это можно было увидеть лишь в музеях. Сегодня влюбленные в свое искусство мастера, по крупицам собирая информацию, восстанавливают забытые ремесла, возрождают их к жизни.

Ниточка к ниточке
За работой ткачихи наблюдать не устаешь – завораживает какая-то особая сосредоточенность, размеренная ловкость и монотонность. Мастерица, точно выбирая нужные нити, натянутые через бердо, споро снует челноком. И кажется, на узкой тканой полосе волшебным образом появляется красный по белому узор. Именно с интереса моей героини к тканым поясам и родилось стремление воссоздать народный костюм, показать его самобытность.
Надежда Харчевникова представляет лянторский центр прикладного творчества и ремесел. 

Одетая в русский костюм: расшитую рубаху, сарафан, повойник, подпоясанная, она будто сошла с полотна художника, до того красива! 

Во время фестиваля ремесел заметила, как прохожие оглядываются на нее, рассматривают из окон автобусов.
– Да, я очень люблю свои костюмы и не стесняюсь ходить в них, – признается Надежда Григорьевна. – Однажды участвовала в фестивале «Путешествие на большой рыбе», и приятельница спросила: «А ты можешь по городу так ходить?» Запросто! И пошли в Перми по магазинам. На следующий день на выставке ко мне подошла женщина и призналась: «Я за вами вчера в трамвае ездила, фотографировала». А как-то была за рулем машины и услышала о себе: «Зима закончилась, а Снегурочки ездят!»
Но почему я должна стесняться своей традиционной одежды – русской, ведь мы же нормально относимся к тем, кто носит хиджабы, платки, сахи, малицы. Вообще, когда я только начала работать в округе, заметила, на любых культурных мероприятиях – фестивалях, выставках – предпочтение отдается хантыйской культуре. Однажды на конкурсе «Мы – россияне» выставила свои работы – иконы из Тобольского кремля, к которым я с благословения батюшки делаю бисерные оклады. Так мне сказали: убери. 

Из художников в маляры
– К счастью, сегодня ситуация меняется, мы повернулись лицом к родной культуре, – продолжает рассказывать мастерица. – Теперь я могу выставлять и иконы, и пасхальные яйца, оформленные бисером. Есть у меня коллекция фарфоровых кукол, одетых в русские костюмы разных губерний. И крой, и орнаменты восстановлены по специальной литературе, музейным экспонатам, стилизация не допускается. 

Одежда украшалась скромно, а вот головные уборы расшивались золотой нитью, бисером. Поэтому очень люблю делать кокошники и кички, стараюсь, чтобы это были не просто выставочные экспонаты, а функциональные головные уборы, которые можно носить.
– Представляю вашу квартиру, наверное, она похожа на музей…
– Вовсе нет, – улыбается мастер. – Коллекция кукол, когда не ездит по выставкам, хранится на балконе в сундуке. Коллекция пасхальных яиц – там же. Живу в двухкомнатной квартире с подселением, поэтому в моем распоряжении только две стены комнаты: одна отдана под иконы, на второй – картины. 
– Надежда Григорьевна, вы же из Омска, а как попали в округ?
– Я по образованию – преподаватель швейного дела. В 2000 году меня пригласили на работу в дом детского творчества поселка Локосово. Но когда я приехала, вакансию уже заняли. И пришлось мне два года работать на… евроремонтах. Взяли завхозом, зарплата небольшая. Однажды бригадир говорит: «Вы в цветах разбираетесь?» Для строителей это проблема – трещинки, дефекты закрашивать, если комиссия обнаруживала такие заплатки, заставляли все перекрашивать заново. А я из трех цветов любой оттенок разведу. «Так давай маляром! И денег больше получать с выработки будешь». Все дыры закрасила, комар носу не подточил. 
В то время я занималась кожей, мои панно случайно увидела директор лянторского центра ремесел Ольга Шабалина, пригласила к себе, с тех пор там и работаю. Директор наш – молодец, отправляет нас на обучающие семинары, конференции, регулярно участвуем в фестивалях, конкурсах, всевозможных выставках: повышаем свое мастерство, осваиваем новые техники. В центр приходят и дети, и взрослые, причем наши ученики берут призовые места в конкурсах разного уровня. Многие занимаются по пять-десять лет, и уже сами могут проводить мастер-классы, с удовольствием участвуют в городских и окружных мероприятиях.

Душегрея с секретом
На другой день я встретила Надежду Григорьевну – и снова удивилась: на ней уже не белая рубаха и льняной сарафан с белым, как у невесты, повойником. На улице прохладно, и мастерица нарядилась в яркую душегрею. Да не простую, как оказалось, а с секретом.
– А что это за ткань такая необычная, судя по рисунку, как будто цельная, но… из полосок, да еще и с бахромой каждая, – присматриваюсь я, норовя пощупать. 
– Эта техника называется синель, – с удовольствием рассказывает мастер. – Складываются вместе четыре-пять слоев разной ткани, по диагонали прострачиваются через равные промежутки от 1 до 2 см. А затем верхние слои аккуратно разрезаются посередине между строчками. Чем больше слоев, тем плотнее и тяжелее полотно, из которого можно шить одежду, покрывала и сумки. Со временем края разрезов мохрятся, проглядывают нижние слои, придавая ткани необычный вид.
– Такое полотно использовали ради тепла или красоты?
– Конечно, такая одежда теплее, кроме того, лицевой слой синели обычно делали ярким, красивым, на нижние же слои могла использоваться ткань, уже потерявшая вид. Народная культура мудра, весь традиционный быт был устроен таким образом, что рачительно относились ко всему, ведь производство тканого полотна, керамической, деревянной посуды, изделий из металла и кожи было трудоемким.
Хорошо бы и мы, возвращаясь к истокам родной культуры, научились так же бережно, как наши предки, относиться к окружающему миру, ресурсам, которые мы безостановочно черпаем у природы, слишком часто забывая отдавать долги.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.