Преодоление по-сургутски

Как «Нескучающие ручки» добрались до Москвы
Автор текста: 
Автор фото: 
24.07.2014

В самом центре столицы России в Государственном музее «Преодоление» им. Н. А. Островского открылась выставка «Россыпь югорских талантов».

Эту россыпь – подвески, ожерелья, колье, сережки, яйца Фаберже, модные галстуки, милые кошечки и обско-угорские узоры – привезли из Сургута воспитанники студии художественного бисероплетения «Нескучающие ручки» под руководством Татьяны Коробешкиной. Округ выделил студийцам для поездки в Москву субсидию в рамках «Года культуры». Весь июль москвичи могут наслаждаться работами северных мастеров. 
С первыми руководителями студии, Светланой Каменских и ее мамой Галиной Андреевной, мы рассматриваем музей.
Здание знаменитого Елисеевского магазина соединило в себе несколько эпох и множество судеб. Когда-то в старинном особняке XVIII века в салоне блистательной Зинаиды Волконской собирались Пушкин, Вяземский, Алябьев, позже бывал здесь Шаляпин. А уже в советское время в одной из узких комнат квартировал Николай Островский. В школьные годы я и Светлана написали не одно сочинение о судьбе автора романа «Как закалялась сталь». Как тот, прикованный к постели, слепой, был для здоровых примером крепости духа. В этом году, кстати, Николаю Островскому исполняется 110 лет. Уже в постсоветское время музей писателя превратился в гуманитарный центр, рассказывающий о людях, преодолевших жизненные испытания, недуг, научившихся жить вопреки тяжелым патологиям.
– В нашем доме книга про Павку Корчагина была одной из самых любимых, – говорит Светлана, стремительно перемещаясь из зала в зал на автоматической коляске. 
Я еле успеваю за ней. На коляске она с детства. Диагноз «миопатия» (прогрессирующее нервно-мышечное заболевание) поставили в раннем возрасте. Что это означало в 1970-е годы? Домашнее заточение. По сути – тюрьма.
– Когда мне было десять лет, мы переехали в новый район Сургута. Помню, как мама первый раз вывезла меня на коляске на прогулку. Что она только о себе не услышала! Самое безобидное: «Много пила, вот урода и родила!»
– Это было время, когда никто ничего не знал о генетических заболеваниях, – пытается объяснить жестокосердие общества Галина Андреевна. – Теперь отношение меняется, люди стали понимать: ребенок с тяжелым диагнозом может родиться в каждой здоровой семье. И надо научиться с этим жить.
Рукоделие для Светланы стало спасением. Она научилась вязать на спицах и крючком, окончила двухгодичные курсы. В 1988 году даже устроилась на работу в дворец  искусств «Нефтяник», вела кружок. Правда, занятия проходили дома у Каменских: квартира всегда была полна детей. Галина Андреевна, учитель математики, поощряла эту детскую круговерть: дочка не была одинока.
Все складывалось хорошо, но Светлана уже мечтала о другом – научиться работать с бисером. Узнала, что в Санкт-Петербурге есть творческое отделение инвалидов «Бисерные узоры», правда, как добраться туда на коляске? Но, как известно, самые сильные наши желания обязательно сбываются. Каменские оказались в городе на Неве, два года девушка училась под руководством редкого мастера Майи Калининой. 
– Питерская техника особенная, отличается от московской школы. Там не народный, а светский стиль: украшения получаются объемными, рельефными, можно носить с вечерним платьем. Многое питерские мастера подсмотрели в хранилищах Эрмитажа и творчески переработали, – рассказывает Светлана.
Освоив редкие техники, Светлана вместе с мамой вернулась в Сургут. Они и сами не заметили, как их увлечение вылилось сначала в создание студии «Бусинка», а затем и в «Нескучающие ручки».
– Мама – человек неравнодушный и решительный. Когда три наших кружковца с тяжелыми диагнозами стали лауреатами областного конкурса, она решила помочь и другим детям-инвалидам, вынужденным сидеть дома, – рассказывает Светлана. – Мама ходила по кабинетам чиновников, убеждала: детей-инвалидов надо обучать ремеслу, чтобы они не потерялись в этой жизни. Чаще ей отказывали, но кто-то обязательно протягивал руку. Так в нашей студии появились первые учителя-трудовики из школ. Работали вначале бесплатно, ставок не было.

– Первые занятия были для них шоковыми, – вспоминает Галина Андреевна. – Учителя плакали, потому что невозможно было смотреть, как ребенок с ДЦП «нерабочую» руку привязывает резинкой к дощечке и плетет яйцо, как вытягивает иголку из бисеринки зубами... 

«С такими патологиями нельзя научить этой кропотливой работе», – говорили скептики. Но Каменские не сдавались. Студийцы к тому времени уже вошли во вкус. Они даже устраивали дефиле.
– Наша ученица Оксана – застенчивая, с тяжелой формой ДЦП, каждый шаг которой давался мучительно, долго с мамой репетировала, но на подиум вышла наравне с другими, в украшениях, сплетенных собственными руками. Вот это радость для нас всех была! – делится Светлана. 
Они и сегодня искренне радуются успехам студийцев, хотя живут за много километров от Сургута, в Адыгее. Несколько лет назад Каменские переехали в Майкоп, оставив дело жизни на Татьяну Коробешкину, подвижнически сохраняющую и развивающую традиции, заложенные Каменскими.  
– Сегодня в нашей студии занимаются молодые люди от 14 до 35 лет с различными тяжелыми формами ДЦП, олигофрении, миопатии, эпилепсии… Студия работает по программе «Путь к себе». Главное для нас – воспитать в наших подопечных уверенность и позитивную самооценку. Занятия со студийцами ведут замечательные педагоги Бондаренко, Коновалова, Лукина, – рассказывает Татьяна Рустемовна.
В 2011 году губернатор Югры Наталья Комарова навестила студию и вручила Татьяне Рустемовне ключи от нового здания: наконец-то студия обрела прописку, причем расходы по содержанию помещения несет город. Но хлопот с каждым годом меньше не становится. 

Надо детей-инвалидов привезти в студию на занятия, а где взять транспорт? И Коробешкина ищет по всему городу спонсоров и просто отзывчивых людей. 

Решили, ребятам полезно заниматься конным спортом (иппотерапия, как говорят доктора, для этих молодых людей лучшее лекарство), и снова педагоги студии преодолели все барьеры.
Ежегодно студийцы борются за участие в конкурсе на соискание международной премии «Филантроп», участвуют и побеждают в конкурсах декоративно-прикладного искусства. В 2014 году два студийца стали лауреатами выставки «Сургутский умелец», в 2013 году пятеро победили в конкурсе   «Мастер года» (Югра). Есть призы VII Международного фестиваля коренных народов мира «Югра-2012», конкурса «Искусство будущего» (Москва), международного фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» (Санкт-Петербург). Лучшие работы Володи Ильина, Наташи Малетыч, Татьяны Коробешкиной, Павла Прохорченко, Максима Валеева, Николая Дубины украсили в эти дни стенды московского музея «Преодоление».
Ребят поддерживает центр народных промыслов и ремесел Югры под руководством Ольги Бубновене. Еще в 2001 году она пригласила Светлану Каменских и ее учеников на первую окружную выставку «Волшебный мир стеклянных бусин», с этого началась дружба. И уже в 2010 году трем студийцам были вручены корочки «мастер прикладного творчества». Что это значит для них? Вы не представляете, очень многое. Теперь они своим талантом могут зарабатывать на жизнь, ведь инвалиду первой группы невозможно трудоустроиться. Среди студийцев есть ребята с высшим образованием: экономисты, программисты, но устроиться по профессии не смогли. Теперь они работают на заказ дома, конкурируя с вполне здоровыми «прикладниками».
Рядом с приехавшими в Москву студийцами были их родители. На лицах никакой скорби и усталости. Только радость и гордость, что у них есть такие талантливые, тонко чувствующие дети. Поддержать ребят пришел доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории декоративного искусства и дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова Владимир Кошаев. 
– Искусство – то, что связывает нас по вертикали с Богом, а по горизонтали – с людьми, – заметил он. – И эта гармония жизни ощущается в ваших работах.

На память

– Каждый из вас после выставки может оставить в нашем музее одну из работ. Выберете сами. Мы будем вам за это признательны, – обращаясь к студийцам, сказала директор музея Ольга Девичева.
Идея ребятам, похоже, понравилась. Но они на московском рубеже не остановятся. Студийцы и наставники уверены: их работы будут храниться не только в собраниях московских музеев, но и в самом Париже. 
– А что? Выиграем грант, и поедете во Францию! – подбадривает их Ольга Бубновене.
Поедут. Они уже столько преодолели, что Париж не кажется чем-то несбыточным.

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Охота на батарейки продолжается!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.