«Золотое сердце» и правда золотое

16.04.2016

Многие из нас имеют такой опыт: близкие люди уходят в мир иной через неимоверную боль и помочь им, облегчить страдания – не в наших силах.

Никогда не забуду свое детское потрясение, когда тяжело болела бабушка. Она перенесла инсульт, но медицинская помощь ей практически не оказывалась: госпитализировать отказались по причине старости. Было это еще в советское время. Но что изменилось с тех пор?

Сейчас много говорится о развитии паллиативной помощи, а когда человек в ней нуждается, к сожалению, в больницах она не всегда оказывается, особенно старикам и младенцам. Логика проста: одни вроде как уже и отжили свой век, а другие – и не начинали. А то, как сопровождают тяжелобольного, профессионально ухаживают за ним, до недавнего времени можно было увидеть только в зарубежных фильмах.

Через подобное испытание прошла и Светлана Стоцкая, когда тяжело уходил ее муж, страдавший онкологическим заболеванием. Но именно тогда она решила, что будет помогать другим людям, чтобы облегчить их страдания. Так родилась идея открыть хоспис. Первый и пока единственный в Югре, он появился в 2012 году.

На вопрос: «Как удалось?» – отвечает, что была одна объединяющая сила.

– Все, кто начинал со мной этот путь организации и открытия учреждения, прошли через потерю близких. И мы были единомышленниками. А в благом деле всегда находятся помощники, которые не случайно встречаются на нашем пути. Они не просто понимали, а чувствовали, пропускали через себя. Только благодаря этому мы открылись и работаем.

С открытием учреждения Светлане Стоцкой и ее команде пришлось ломать стереотипы.

Миф первый: частное – значит дорого

– У нас частное учреждение, но мы работаем в системе обязательного медицинского страхования, и услуга для населения по оказанию помощи – бесплатная. И здесь тоже приходится ломать стереотип, ведь в сознании людей частное ассоциируется с дорогим. Мы же являемся некоммерческой организацией, и та прибыль, которая нами зарабатывается, направляется на развитие. А тем, кто сомневается, приходится объяснять, что не преследуем цели обогащения, наша цель – помогать, – рассказывает Светлана.

И добавляет, что в учреждении вынуждены оказывать платные услуги, связанные с доставкой пациентов, поскольку приходится арендовать автотранспорт. Дополнительных источников финансирования у «Золотого сердца» нет.

– Когда мы открывали учреждение, рассчитывали на помощь спонсоров, благотворителей. Но, к сожалению, пожертвований немного. И чаще всего помощь оказывают не крупные корпорации и организации, а обычные люди. Например, к нам регулярно на праздники приносит деньги пенсионерка. Откладывает со своей скромной пенсии и приносит. И такая помощь – дороже золота, – убеждена Светлана Стоцкая.

Миф второй: хоспис – филиал морга

Кто, как не Стоцкая, знает о том, насколько общество не готово к самому пониманию паллиативной помощи.

– Мы называем себя частным медицинским учреждением «Золотое сердце» и слово «хоспис» стараемся нигде не упоминать, – говорит Светлана. – Хотя так не должно быть.

С неприятием общества «Золотое сердце» столкнулось практически сразу. Такое соседство не приняли жильцы близлежащих домов. Они регулярно жаловались, что в их дворе открыли… филиал морга. И все это на глазах у детей, играющих на детской площадке. Пришлось объяснять, убеждать и просвещать.

– Откуда это? Думаю, что сказываются проблемы в воспитании. Смерть – часть жизни, нельзя от нее прятаться, закрывать глаза, – размышляет Светлана и добавляет, что у ее детей нет таких проблем, а дочка с пяти лет постоянно находится с мамой на работе.

– Почему мы должны наших детей изолировать от реальной жизни? А потом удивляемся: почему взрослые дети бросают своих родителей, отказываются о них заботиться? У нас в хосписе находится женщина, у которой две квартиры и пятеро взрослых детей. А они ждут ее смерти. А когда приходят, предъявляют претензии нам: зачем за ней так ухаживают, кормят? Им квартиру надо продать. Вот так, в открытую, без стеснения! К сожалению, у нас много пациентов брошенных. Они ждут, но к ним никто не приходит. Дети им стакана воды не подали. Да и пить-­то уже не хочется…

Поэтому, помимо основной своей деятельности, в «Золотом сердце» занимаются просветительством. В планах – организация встреч с подрастающим поколением, знакомство с работой учреждения.

Миф третий: в хоспис приходят умирать

– Наши пациенты – в основном с онкологическими заболеваниями и после перенесенных инсультов. Они поступают к нам со всего округа по направлениям терапевта, онколога или травматолога, – рассказывает Светлана Стоцкая. – И приходят они не умирать, а достойно прожить время, которое им отмерено. У нас не пожизненное пребывание. Например, пациент поступает после химиотерапии для восстановления. И когда достигает дееспособного состояния, мы его выписываем или переводим на дневной стационар. Мы своих больных патронируем, они приходят на лечение, на консультацию врача. Потому что в поликлиниках по месту жительства сделать это бывает проблематично. Многим из них не высидеть большую очередь. Таким образом, больше можем взять пациентов на круглосуточный уход.

В прошлом году «Золотое сердце» пере­ехало в новое здание, которое было перестроено под хоспис. Сегодня здесь два отделения на 90 койко-­мест. И это самый большой хоспис в России.

Миф четвёртый: поместить близкого человека в хоспис – значит от него отказаться

В нашем обществе принято осуждать людей, которые помещают безнадежно больных родственников в специализированные учреждения. Мол, не несут свой крест до конца.

Светлана Стоцкая и ее команда доказали ошибочность данного утверждения. Квалифицированная медицинская помощь, которая круглосуточно оказывается в учреждении, чаще всего продлевает жизнь больного. К тому же здесь постоянно внедряются новые эффективные технологии. Так, капельницы и уколы заменяют пластыри с обезболивающим действием. Причем отечественного производства.

Более того, в хосписе постарались создать атмосферу, приближенную к домашней. В палатах есть телевизоры и холодильники. А чтобы пациенты не скучали по своим домашним животным, организовали живой уголок. Его питомцы – рыбки, черепахи, питоны и хомячки – лучшие психотерапевты.

– К нам два раза в неделю приходит батюшка: исповедует, причащает. Вера творит настоящие чудеса, – делится Светлана.

Миф пятый: в подобных учреждениях работают те, кто не смог себя реализовать в профессии

В «Золотом сердце» могут работать только настоящие профессионалы, случайные люди здесь не задерживаются. Были случаи, когда сестры не выдерживали и не могли доработать даже до окончания смены.

Но за три года в хосписе сложился такой дружный и слаженный коллектив, что его не случайно называют большой семьей, а саму Стоцкую за глаза – «нашей мамой».

– У нас удивительные медсестры, причем молодые девушки, которые так трогательно, с любовью общаются с больными, которых считают своими родными. Они видят и горе, и слезы, но остаются чисты и открыты душой. Я иногда сама удивляюсь, что удалось собрать и объединить всех в один коллектив.

С каждым годом качество оказываемой паллиативной помощи растет.

– Если в 2014 году у нас было зафиксировано 57 % смертности от онкологических и сердечно­сосудистых заболеваний, то в этом году – 31 %, – говорит Светлана Стоцкая и делится своими планами... открыть свою поликлинику. А в будущем – построить новое здание.

– Потребность в наших услугах высокая, поэтому, чтобы помочь как можно большему количеству людей, надо расширяться, – убеждена она.

Большие надежды она возлагает на включение «Золотого сердца» в реестр социально ориентированных учреждений, который сейчас создается в Югре. При бюджетной поддержке и таком трепетном отношении к делу, действительно, можно будет сделать многое.

zamena_zamen.jpg   Наталья ЗАПАДНОВА, председатель комитета по социальной политике Думы Югры, руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» ОНФ в Югре:

– Вопрос развития социально ориентированных НКО мы с представителями органов власти обсуждали на площадке народного фронта.

Был обозначен ряд проблем. В частности, в Минюсте зарегистрировано достаточно большое число таких организаций, но принимают участие в конкурсах, в том числе и на грантовую поддержку, не так много. И еще меньше тех, кто заявляется на оказание госуслуг, в которых нуждается наша территория. Нам необходимы не только государственные учреждения социального обслуживания и здравоохранения, но и такие, как «Золотое сердце», поскольку они помогают расширить спектр оказания услуг и дают возможность выбора. Но самое главное: социально ориентированные НКО имеют право на получение государственной поддержки, поскольку законом на сегодняшний день это разрешается. Для того чтобы это сделать грамотно, на мой взгляд, необходимо провести инвентаризацию всех НКО, а для их руководителей провести правовые обучающие семинары, чтобы разъяснить действие федеральных и окружных законов, оказать методическую, организационную и информационную поддержку.

Эти меры позволят разгрузить государственный сектор, создать здоровую конкуренцию, что выгодно для бюджетов любого уровня, расширяет рынок по оказанию услуг в социальной сфере и ведет к развитию социального предпринимательства.

zamena_merkushev.jpg   Владимир МЕРКУШЕВ, главный редактор «Новостей Югры»:

– Двенадцать лет назад, обучаясь в университете по специальности «политология», мы проходили циклы государственного управления. Одной из интересных тем, которая поразила меня в тот момент, была идея передачи функций государства некоммерческим и коммерческим организациям. Тогда это показалось мне абсолютно нереализуемым. Как, например, функции социальных работников будут выполнять волонтеры и потом получать за это плату? Или у людей появится возможность реально выбирать услуги частных или государственных организаций в образовании, медицине? Тогда я думал, что наше государство никогда не допустит реальной конкуренции в этом секторе. С одной стороны, бюджетные организации по качеству оказываемых услуг находились не на высшем уровне и мало кто с большой радостью ими пользовался. Очереди, талончики, слабая диагностика…

С другой стороны, не было альтернативных организаций. Несколько лет назад эта тема опять вошла в политическую повестку. Произошло это именно в нашем регионе, когда появились первые школы социального предпринимательства, частные детские сады начали получать лицензии, а коммерческие медицинские организации стали доступны по стоимости услуг и по качеству сравнимы с государственными. Важно еще и то, что в Югре окрепли общественные организации, благодаря в том числе и поддержке со стороны органов власти. И наконец, в прошлом году на федеральном уровне президент России озвучил планы государства передать 10 % государственных услуг некоммерческим организациям. В Югре эта планка еще выше – 15 %. Но нужно понимать: база здесь уже большей частью создана. В том числе и благодаря таким первопроходцам, как Светлана Стоцкая.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Новогодний СНЕЖ-МАНЕЖ
Город:
Сургут

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.