Почему дорогая дорога на море. Как формируются цены на авиабилеты

Автор фото: 
16.05.2016

Общественная палата Югры в последнее время получила много обращений от югорчан, которые хотят знать, как формируются цены на авиабилеты авиакомпании «ЮТэйр». Поэтому ценообразование и тарифы этого перевозчика стали основной темой заседания круглого стола ханты­-мансийского территориального комитета Общественной палаты Югры, которое прошло под председательством члена Общественной палаты России Виктора Заболотского.

На нем присутствовали члены общественной палаты региона, ее эксперты, представители органов госвласти, антимонопольной службы и авиакомпании «ЮТэйр».

Большая разница

Надо сказать, что все мы время от времени летаем самолетами, будь то командировка или летний отпуск в южные края, куда собираемся всей семьей. Естественно, что дорожные расходы – значительная часть нашего «отпускного бюджета». К сожалению, эти наши расходы растут. И это, конечно, можно понять. Но не тогда, когда цена на авиабилет вырастает почти в два раза по сравнению с прошлым годом (а такое обращение по конкретному случаю поступило от жительницы округа в Общественную палату Югры). Кроме того, читателю, далекому от экономики и государственного управления, трудно понять, почему, например, имеет место большая разница в стоимости билетов на рейсы, по расстоянию несильно различающиеся?

– Сравним цены на 15 июня текущего года по тарифу (стандартный), – говорит Виктор Заболотский. – Ханты-­Мансийск – Нижневартовск обойдется в 6 383 рубля. Ханты­-Мансийск – Тюмень – 3 175 рублей. Ханты­-Мансийск – Екатеринбург – 8 158 рублей. Вроде бы расстояние несильно отличается. Однако почему такой разброс цен?

На этот и другие вопросы старший вице-­президент «ЮТэйр – Вертолетные услуги» Владислав Кравченко попробовал ответить обстоятельно и даже представил информацию в доходчивой форме – в виде презентации. Рассказ о том, как рассчитывается тариф в «ЮТэйре», был сопровожден цифрами и графиками на примере конкретных маршрутов. Дабы не утомлять читателя, мы расскажем только об одном.

– Тариф рассчитывается следующим образом: суммируются все затраты, которые несет авиакомпания или воздушное судно при выполнении рейса, – рассказал Владислав Кравченко. – Например, рейс Ханты­-Мансийск – Сочи обходится перевозчику в 2,1 миллиона рублей. Из них 18 % – аэропортовское и наземное обслуживание, 3 % – навигационные расходы. Значительная составляющая тарифа – топливо – 33 %. И 40 % – собственно затраты компании.

По словам Владислава Кравченко, все эти расходы делятся на 88 пассажиров, хотя в самолете 126 мест. На первый летний рейс пока продано 50 билетов по цене 13 735 рублей. На собственный, практически риторический вопрос (почему такая цена и почему расходы делят на 88 человек, а не на 126) Владислав Кравченко ответил: потому что пока не продано ни одного обратного билета. И добавил, что люди покупают билеты по самому дешевому тарифу, без багажа.

Итак, подведя некоторый итог, можно сказать, что существенную долю в цене составляет топливный сбор – доплата за авиаперелет, вводимая компанией-­авиаперевозчиком на свои рейсы. Размер ее зависит в большинстве случаев от стоимости авиатоплива и нескольких факторов: изменение стоимости керосина, ценовая политика авиакомпании, дальность полета, регион вылета, себестоимость рейса и его востребованность у потенциальных пассажиров.

Как нельзя вести бизнес

По словам Владислава Кравченко, именно запредельная стоимость топлива в ханты­мансийском аэропорту, где компания заправляет самолет, и влияет на цену билета.

– В январе и феврале произошло падение цен на горючее в России в среднем на 20 %, – рассказал старший вице-­президент компании. – Это позволило, в частности, ввести тарифы «лайт» (более дешевые) в аэропорте Сургута. А в Ханты-­Мансийске мы этого сделать не можем. По какой цене завез аэропорт окружного центра топливо прошлой осенью, по такой и реализует. И все колебания на рынке его не касаются. Мы же считаем, что так вести бизнес нельзя!

– Стоимость керосина не подлежит госрегулированию, – прокомментировала начальник отдела по регулированию и контролю тарифов на транспортные услуги региональной службы по тарифам Светлана Деревянкина. – Поэтому не на все издержки государственная антимонопольная служба может повлиять.

Сразу же скажем, что представитель аэропорта Ханты-­Мансийска не присутствовал на совещании. Кроме того, через этот аэропорт проходит небольшой (по сравнению с тем же Сургутом) пассажиропоток. Поэтому и мало рейсов. И это тоже влияет на цену билета. Представитель «ЮТэйра» рассказал, что принцип ценообразования такой: если в воздушную гавань прибывает лишь один самолет, все расходы на аэропорт оплачивают пассажиры этого самолета. Также за стоянку авиалайнера в аэропорту Ханты­-Мансийска взимается плата – 600 рублей в час.

Разброс в ценах между рейсами из Ханты­-Мансийска в Нижневартовск, Тюмень и Екатеринбург
(о котором мы упомянули выше) Владислав Кравченко объяснил тем, что маршруты, которые выполняются между городами Югры и Тюменью, – дотационные. Делается это в рамках межрегиональной программы «Сотрудничество». Но условия везде разные:

– Если билет стоит, например, рубль, то в одном месте государство дотирует 20 копеек, а в другом – 80. Поэтому и такой разброс цен. Остальное перевозчик берет с пассажиров. Одинаковых условий нигде нет.

Напомним, что власти региона оказывают внушительную поддержку в нынешние непростые для гражданской авиации времена. Так, в ноябре Ханты-­Мансийский автономный округ выделил авиакомпании «ЮТэйр» из бюджета 11,5 миллиарда рублей. Поэтому жители региона имеют все основания задавать авиакомпании и самые неудобные вопросы.

Участники дискуссии заметили, что сегодня в Ханты-­Мансийске авиакомпания «ЮТэйр» – единственный перевозчик. Представитель этого предприятия рассказал, что и другим компаниям предлагали в свое время перевозить людей из окружного центра, но они отказались. Не может ли и это, вкупе с расходами на топливо, быть одной из причин высоких цен? Пока это просто наше предположение. Но думается, что в этом нужно тщательно разбираться.

Заместитель руководителя управления антимонопольной службы по Югре рассказал, что к ним поступали жалобы по поводу рейса Ханты-­Мансийск – Москва. Сейчас управление разбирается с этим, делается анализ, и по его итогам будут приняты меры.

Еще в прошлом году департаментом дорожного хозяйства и транспорта Югры была проведена дополнительная работа по построению оптимальной маршрутной сети авиаперевозок в регионе. По словам заместителя губернатора округа Дмитрия Шаповала, это вызвано прежде всего заботой о пассажирах и экономией бюджетных средств.

– Мы сегодня понимаем, где нужно подкорректировать, учитывая такие показатели, как загрузка авиарейсов, частота выполняемых рейсов, – отметил он во время заседания межотраслевой рабочей группы по содействию стабилизации финансового состояния, преодолению кризисных явлений в авиакомпании «ЮТэйр», состоявшегося в марте этого года.

В результате появилась договоренность с «ЮТэйром» о нескольких новых маршрутах. Так, авиакомпания намеревается запустить коммерческий рейс Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск без выхода транзитных пассажиров из салона самолета. Также для удобства югорчан на некоторых региональных рейсах планируется ввести так называемое плоское расписание: рейс в определенный день и в определенное время.

 

Также на круглом столе обсуждали вопрос времени стыковочных рейсов Ханты-Мансийск – Москва – Сочи. В связи с переносом вылета из Ханты-Мансийска в Москву в 5:30 с прилетом в столицу в 6:00 и обратным вылетом из Москвы в 22:30 московского времени с прилетом в Ханты-Мансийск в 4:00 утра, пассажирам с детьми приходится долгое время находиться в аэропортах, что доставляет большие неудобства. Представителю «ЮТэйра» было предложено пересмотреть время вылетов по данному направлению, чтобы время ожидания стыковочного рейса не превышало двух часов.

 

ЦИФРЫ

Когда мы в редакции решили сравнить цены на авиабилеты (с помощью Всемирной паутины) с Ямала и из Ханты-Мансийска в Москву на 25 мая, мы поняли, что нынешняя авиация – вещь дорогая.

И разброс цен тоже довольно велик. Например, цена билета из Салехарда в столицу нашей Родины начинается от 11 960 рублей (прямой рейс в Домодедово) и доходит до 46 242 с двумя пересадками – в Екатеринбурге и Красноярске.

Рейс Ханты-Мансийск – Москва в этот день обойдется в 20 830 рублей. Естественно, что авиакомпании разные.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.