Чтобы водить учили как надо

Нужны квалифицированные преподаватели и материально-техническая база
Автор текста: 
16.07.2015

«Новости Югры» не раз писали о том, что окружные власти и ГИБДД всерьез обеспокоены частыми дорожно-­транспортными происшествиями, участниками которых становятся неопытные водители. Врио губернатора Наталья Комарова требовала уделить повышенное внимание подготовке курсантов в автошколах региона. В настоящее время данные о качестве работы этих учебных заведений сотрудники ГИБДД и окружной службы по контролю и надзору в сфере образования уже разместили и будут впредь публиковать на своих сайтах.

– Это делается для того, чтобы люди знали, как работает та или иная автошкола, и задумались, в какую из них поступить, – пояснил заместитель начальника управления ГИБДД УМВД России по Югре Константин Крылов.

Если зайти на сайт обрнадзора Югры, можно увидеть следующую информацию.

В данный момент в округе функционирует 81 автошкола.

Руководителям 12 из них выданы предписания обрнадзора об устранении выявленных нарушений. В некоторых учреждениях, мягко говоря, оставляет желать лучшего качество подготовки водителей, о чем свидетельствует их последующее «умение» управлять транспортными средствами и участие в ДТП. Так, в Междуреченском агропромышленном колледже средний показатель сдачи экзамена составил всего 42 %. В Пыть-­Яхе шестеро выпускников со стажем управления до двух лет угодили в ДТП, в Сургуте – четверо. Невольно вспоминаются знаменитые строчки: «Мы все учились понемногу чему-­нибудь и как-­нибудь». Здесь впору добавить «и где-­нибудь».

Где учат?

По мнению руководителя обрнадзора Югры Натальи Стребковой, одна из причин низкого уровня подготовки водителей в ряде образовательных организаций – отсутствие должной материально-­технической базы.

– Техническое оснащение целого ряда автошкол оставляет желать лучшего, – констатирует Наталья Васильевна. – Об этом факте свидетельствует затянувшийся период получения образовательными организациями, осуществляющими подготовку водителей, заключения ГИБДД о соответствии материальной базы требованиям законодательства Российской Федерации. Некоторые из них, в нарушение законодательства в сфере образования, продолжали работать, за что были привлечены обрнадзором Югры к административной ответственности. И очень жаль, что в подобных случаях руководители таких организаций на первое место ставят не обеспечение исполнение законодательства и, как следствие, качественную подготовку водителей, а коммерческую составляющую.

В этом году, выполняя поручение врио губернатора, обрнадзор и ГИБДД округа объединили усилия и синхронизировали показатели этих двух структур по оценке качества подготовки водителей теми или иными образовательными организациями.

В результате совместных действий на сайте обрнадзора, кроме информации о результатах проверок автошкол Югры начиная с 2012 года, появились данные об автошколах – лидерах и аутсайдерах.

Это позволяет потребителю не просто получить сведения об организациях, осуществляющих подготовку водителей, в разрезе муниципальных образований, но и более подробно ознакомиться с условиями и результатами подготовки курсантов в той или иной учебной организации.

Вместе с тем в редакцию поступают недовольства и со стороны автошкол.

– У нас проверка была поверхностной, – считает генеральный директор урайского ООО «Образовательное подразделение «Форсаж» Елена Солнцева. – Когда она проходила, сотрудники ГИБДД даже тренажеры не посмотрели, хотя должны были это сделать. К сожалению, проверяющие порой тенденциозны и не ко всем школам относятся одинаково. И это откровенно удручает. Ведь мы ведем образовательную деятельность в соответствии с примерной программой, и наши курсанты получают высокую квалификацию.

Казалось бы, претензия веская. Но, по словам руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования, автошколы имеют право в течение десяти дней обжаловать действия как сотрудников ГИБДД, так и обрнадзора Югры. Об этом в акте проверки, который выдается проверяющей организацией, вносится соответствующая запись. Между тем документы, оспаривающие действия или решения инспектировавших, ни в службу, ни в ГИБДД не поступали.

Руководитель службы отметила, что, если законы не соблюдаются, к виновным юридическим и должностным лицам будут применены административные меры, предусмотренные федеральным законодательством, вплоть до аннулирования лицензии. Такая практика уже есть, и в отношении нарушителей законодательства она будет продолжена.

Кто учит?

Другая важная причина невысокого класса подготовки водителей – слабая профессиональная подготовка их преподавателей. Руководители автошкол объясняют это следующим образом:

– До принятия закона об образовании во всех действовавших требованиях к организации программ по подготовке водителей транспортных средств было отмечено, что мастером производственного обучения может работать специалист, имеющий соответствующий стаж, без требований к профессиональному образованию, – отмечает заместитель директора Кондинского учебного центра Светлана Мазеина. – И наши сотрудники соответствовали этим стандартам. Все они у нас аттестованы и каждые три года регулярно повышают квалификацию. Когда ввели этот закон об образовании, не во все нормативно-­правовые документы вовремя внесли изменения. Теперь главное внимание уделяется наличию высшего образования, а не стажу работы. Скорее всего, в перспективе разработают новый документ, где будет конкретно написано об учреждениях, реализующих программы подготовки водителей. Ну а пока нашим сотрудникам остается грызть гранит науки в высших учебных заведениях. Что они и делают, поступив туда заочно.

Логика в этих словах, конечно, есть. Но очевидно и другое: если у привлеченного к обучению вождению специалиста нет необходимого профессионального образования, а имеется только большой практический опыт управления автотранспортным средством, это не означает, что он сможет качественно обеспечить подготовку водителя автотранспортного средства.

К тому же требование о необходимости высшего или среднего профессионального образования для преподавателей и мастеров производственного обучения автошкол, как утверждают сотрудники обрнадзора Югры, действительно появились с принятием нового закона об образовании еще в 2013 году. Но в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, требования к этим специалистам по наличию профессионального образования утверждены еще в 2009 году. У руководителей автошкол было достаточно времени для формирования подготовленных кадров в своей организации до принятия нового закона об образовании.

– Мы не можем и не должны постоянно напоминать каждому руководителю автошколы о предстоящих и возникших изменениях в законодательстве, – говорит Наталья Стребкова. – Организация, выбирая для себя тот или иной вид деятельности, обязана исполнять законодательство в выбранной (установленной) сфере деятельности, следить за всеми изменениями и актуализировать свою деятельность. Мы, в свою очередь, способствуем этому через индивидуальные консультации, проверки, обучающие практические семинары, рассылку информационно-­методических писем и другие формы работы.

В обрнадзоре убеждены, что слабая профессиональная квалификация преподавателей и низкий уровень материально-­технической базы организаций, осуществляющих обучение водителей, напрямую влияют на качество профессиональной подготовки и, как следствие, способствует аварийности на дорогах по вине водителя.

И как учат?

У руководителей автошкол округа вызывают недоумение требования примерной программы по подготовке водителей. По мнению Елены Солнцевой, их нужно дорабатывать.

– Не хватает количества часов для практических занятий, – полагает она. – И даже если одна автошкола их добавит, большинство людей отправится учиться туда, где этих часов меньше. Только вот пойдет ли им это на пользу? А те часы, которые все же выделяют, желательно рациональнее распределить в зависимости от возрастной категории курсантов. К примеру, молодые люди все схватывают на лету и быстро воспринимают информацию, а пожилым необходимо больше времени на практическое вождение.

В обрнадзоре Югры с таким утверждением категорически не согласны.

– Это по меньшей мере некорректно, – отвечает Наталья Стребкова. – Образовательные стандарты и образовательные требования не предусматривают дифференциации программы по возрастному цензу обучающихся. Странно, что руководители автошкол считают, что интеллектуальные способности человека более старшего возраста ниже, чем восприятие и интеллект молодого человека. Это даже как­то оскорбительно для определенной возрастной группы обучающихся.

Руководители автошкол жалуются на недостаточное количество практических занятий, но законодательство позволяет им увеличить число этих часов и предусмотреть их в учебном плане и в договоре оказания услуг обучающемуся. Автошколы опасаются, что это повлечет за собой снижение контингента курсантов и приведет к сокращению доходной части автошколы. Но ведь еще ни одна учебная организация не пыталась это внедрить, дифференцированный подход к предоставлению часов практического вождения будущих водителей, без сомнений, приведет к высокому качеству подготовки курсантов. Никто не запрещает и не вправе запретить автошколе устанавливать дополнительные часы практического вождения дифференцированно. И скорее всего, большинство обучающихся согласится с таким планом программы и примет его, понимая, что практика лишней не бывает.

Коль скоро низкий уровень подготовки водителей в нашей стране тревожит федеральные и окружные власти, госавтоинспекция и обрнадзор Югры будут и впредь в рамках действующего законодательства осуществлять контроль за его соблюдением, исполнением лицензионных требований и условий образовательными организациями, осуществляющими подготовку
водителей.

К руководителям автошкол, нарушающим законодательство об образовании, будут применены меры, установленные федеральным законодательством.

Справедливость этих мер сомнений не вызывает, ведь речь идет о жизни и здоровье югорчан, которые нередко страдают по вине плохо подготовленных водителей. А это означает, что автошколам придется строить свою работу с учетом не только потребительского рынка, но и требований федерального законодательства.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний СНЕЖ-МАНЕЖ
Город:
Сургут

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.