×
Культура
0

Станция «Сургут» встретила ветеранов-железнодорожников

50 лет исполнилось с начала строительства железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой. Магистраль, буквально вдохнувшая в северные края жизнь, все еще помнит те дни, когда благодаря героическому и самоотверженному труду советских железнодорожников прокладывались тысячи километров рельсовых путей, строились мостовые переходы, а вдоль них возникали села и города. В июне ветераны-железнодорожники встретились в Сургуте, чтобы вспомнить былые времена и оставить еще один след в истории крупнейшего города ХМАО.

Буквально два года назад Югра отметила полувековой юбилей со дня отправки первого танкера с промышленной западно-сибирской нефтью. Он стал символом перемен: навсегда изменилась жизнь региона и миллионов людей, началась разработка обнаруженных в округе месторождений углеводородов. Для переброски на неосвоенные территории людей и техники требовалась железная дорога, и с ее строительством не стали затягивать. Спустя два года после того, как был отправлен первый танкер с нефтью, из Тюмени на Север начали тянуть рельсы и строить мосты.

- Люди работали с интересом. Бывало их с опоры не выгонишь. Говоришь им: «А ну отдыхать со своей бригадой! Твоя смена закончилась!». А они мне: «Дайте еще поработать». Вот так вот было, и все делали досрочно, в два раза быстрей, в полтора, - вспоминает дважды почетный железнодорожник, почетный гражданин Югры и Сургута Валентин Солохин.

Валентин Федорович - уникальный человек. Он стоял у истоков создания компании «Мостострой-11», долгие годы являлся его управляющим, а затем и генеральным директором. Регалий у ветерана-железнодорожника не счесть, но главным доказательством его достижений являются, конечно же, возведенные под его руководством мосты. Маленькие, средние, большие и внеклассные... Всего - свыше семи тысяч, в том числе и сургутский мост через Обь. Сам Валентин Солохин свои успехи минувших лет объясняет просто - все благодаря руководителям Свердловской железной дороги.

- В Тюмени тогда была дирекция Свердловской железной дороги, так вот, ее руководство всегда вникало во все трудности, эти люди всегда готовы были оказать помощь и поддержку. Решить что-то с проектировщиками или генподрядчиками? Они все сделают. И благодаря такому человеческому отношению мы строили мосты, что называется, впереди паровоза, - улыбается ветеран-железнодорожник.

Начало пути

Возведение стальной магистрали, соединившей впоследствии «большую землю» с Севером, началось в январе 1966 года. Тогда по решению Министерства транспортного строительства СССР в Тюмень передислоцировали управление строительства «Абаканстройпуть», позднее переименованное в «Тюменьстройпуть». Работы выполнялись в тяжелейших условиях, среди болот, тайги и вечной мерзлоты. Все «прелести» того строительства ощутил и Виктор Васильевич Молозин. Бригадир монтеров пути переехал в Тюменскую область вместе со своим управлением и стал работать на укладке путей на участках Сетово - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Новый Уренгой - Ямбург и дальше до Обской губы.

- В бригаде у меня было 50 человек. Жили в вагончиках, была своя кухня, красный уголок. Двадцать километров пути укладываем, потом в сторону делаем тупик, отдыхаем и дальше пошли. Поэтому железная дорога и то 50-летие, которое мы празднуем, - это вся моя жизнь, - рассказывает Герой Социалистического Труда.

В рамках празднования полувекового юбилея Виктор Васильевич 11 июня в Сургуте принял участие в посадке деревьев на аллее, посвященной ветеранам-железнодорожникам. Она разместилась на улице Привокзальной, рядом с железнодорожным вокзалом. После торжественных речей, поздравлений и возложения цветов к памятнику тепловоза первого поезда, прибывшего в Сургут, друзья-ветераны, как и много лет назад, здесь же вновь взялись за лопаты.

- Когда мы пришли в Сургут, он был еще совсем маленьким. Деревушка, одним словом. А теперь город вырос! Свыше 300 тысяч человек живут! А прирост населения сейчас какой, ух! Сразу видно, что не спите, стараетесь, приумножаете. Пенсионерам я хотел бы пожелать, чтобы они почаще рассказывали своим детям и внукам о тех трудностях, с которыми мы сталкивались на этой земле. Их было много, так что рассказать есть о чем, - говорит Виктор Молозин.

После посадки деревьев ветераны прошли непосредственно к зданию железнодорожного вокзала. Здесь они приняли участие в торжественной церемонии открытия мемориальной доски памяти первого начальника Сургутского отделения СвЖД Анатолия Бокова. Руководителем он был назначен в 1978 году, и за десять лет, в течение которых он возглавлял отделение, на станции «Сургут» вырос целый микрорайон с многоэтажными домами, детсадами, школами, больницей. Под его руководством Сургутское отделение превратилось в мощный транспортно-производственный комплекс, который обеспечил в сжатые сроки доставку грузов на Север, что в свою очередь способствовало ускоренному развитию нефтегазовой промышленности Тюменской области.

- Анатолий Александрович Боков начинал свой трудовой путь еще во время войны, был кочегаром. Затем благодаря своему энтузиазму добился определенных успехов и стал начальником локомотивного депо. После он работал главным инженером Свердловского отделения железной дороги. В 1978 году ему предложили возглавить Сургутское отделение, - рассказывает о жизненном пути Анатолия Бокова заместитель начальника СвЖД по Сургутскому региону Роман Лаврененко. - Лично я с ним знаком не был, но рассказы об этом человеке впечатляют. У него была колоссальная внутренняя энергия. Он мог объединять вокруг себя людей, единомышленников. И пока по Сургутскому региону ходят поезда, регион и его работники всегда будут помнить и чтить первого руководителя отделения.

Память останется в веках

Если Роман Лаврененко лично не был знаком с Анатолием Боковым, то ветеран-железнодорожник Виктор Михайлович Головенкин прекрасно знал его еще до того, как он стал руководителем Сургутского отделения. Первая их встреча была в Свердловске, куда Виктор Головенкин прибыл в командировку.

- С Анатолием Александровичем мы знакомы с 1950-х годов. Мы с ним как два паровозика, - улыбается ветеран. - Это был молодой, энергичный, шустрый такой человек. Чтобы поймать его на территории депо, нужно было очень постараться. Он то тут, то в другом цехе. И ведь все успевал, работая с семи часов утра и до позднего вечера.

Сегодня имена ветеранов-железнодорожников, чья жизнь была неразрывно связана со строительством и дальнейшей эксплуатацией магистрали, золотыми буквами вписаны в ее историю. Благодаря их труду была возведена железная дорога, которая дала импульс развитию нефтегазового комплекса Западной Сибири, а значит - и всей страны. Под перестук колес их дело продолжается.

- В нашем западном районе многим улицам присвоены имена первопроходцев, людей, которые строили наш город. Это Коротчаев, Усольцев, Белецкий. Недавно нам удалось добиться того, чтобы продолжение улицы Привокзальной до Аэрофлотского шоссе назвать именем Анатолия Александровича Бокова, того человека, который строил нашу железную дорогу. Это очень правильно, потому что будущие поколения должны знать, кто был у истоков и почему был построен этот город, - считает депутат думы Сургута Ринат Айсин.

Сегодня развитие пропускных способностей железнодорожного направления Тобольск - Сургут - Коротчаево является важнейшим инфраструктурным проектом компании «Российские железные дороги». С 2012 по 2015 год введено в эксплуатацию более полутора сотен километров вторых путей, построено семь разъездов. Инвестиции ОАО «РЖД» в этот проект по итогам прошлого года составили 10 млрд рублей. До 2018 года будет завершена реконструкция станций «Тобольск» и «Демьянка», а потом и до Сургута очередь дойдет. С учетом всех планов по модернизации поставлена задача обеспечить пропускную способность до 66 пар поездов в сутки, а совокупный объем грузовых перевозок вырастет до 40 млн тонн.

Считается, что в момент строительства железнодорожный мост через реку Обь считался среди железнодорожных мостов одним из крупнейших в Европе. При его возведении было использовано множество новых технологий того времени, которые даже демонстрировались на ВДНХ. Например, строительство свайных фундаментов под опоры
 
Развитию транспортной инфраструктуры в районах освоения новых нефтяных месторождений уделялось огромное значение. Ускоренное развитие Самотлора было бы невозможно без железных дорог. Железная дорога от Тюмени до Сургута протяженностью 700 км стала одной из самых важных строек в годы освоения нефтегазовых просторов тюменского севера. Работы начались в 1966 году, а летом 1975 года на станцию «Сургут» прибыл первый поезд — в вагонах находились четыре тысячи тонн грузов
 
Январь 1966 года можно считать началом строительства на широком фронте. Уже в первом квартале на месте будущей магистрали со стороны Тюмени и Тобольска были уложены первые тысячи кубометров грунта, развернуты работы по разрубке трассы. 29 марта 1967 года на станцию «Тобольск» прибыл первый пассажирский поезд. В 1973 году рабочие поезда дошли до ст. «Юганская Обь». В 1979-ом в постоянную эксплуатацию сдан участок Cypгут – Нижневартовск, в 1980 году рельсы достигли ст. «Коротчаево»
 
Директор музея Сургутского моста через Обь Анита Шагиева: «По роду моей деятельности мне посчастливилось часто встречаться с ветеранами-железнодорожниками. У них особый стержень, и, несмотря на все сегодняшние перипетии в стране, они остаются в строю, они не жалуются. Ведь в свое время им пришлось столкнуться с огромными трудностями, с непроходимыми болотами, в которых приходилось оставлять технику. Они проходили гиблые места, но не сдавались и строили эту магистраль»
Фотографии сюжета / 3 фото

Теги статьи: #Югра #Сургут #поезд #ЖД

Автор текста: Сургутская трибуна   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии