×
История
0

Рейс в снегопад

Читать «Новости Югры» в

Общероссийский народный фронт, Служба по делам архивов Югры, редакция окружной газеты «Новости Югры» продолжают разгадывать тайну безымянной могилы в районе бывшего гидропорта Ханты-Мансийска. 

На эту тему в «Новостях Югры» опубликованы статьи «Слепой полет» (20 апреля, 11 мая и 1 июня 2017 года), «Самолет на песчаной косе» (15 июня 2017 года), «Красный пилот» (9 ноября 2017 года).
Поиск продолжается
Как полагает журналист Андрей Рябов, который инициировал этот поиск, в могиле захоронены пилоты, погибшие в авиакатастрофе. В прошлом чтили их память, пионеры возлагали цветы. Со временем могила была забыта и до последнего времени находилась в крайне запущенном состоянии, и только 7 мая 2017 года сотрудники «Почты России» привели ее в порядок. Но до сих пор неизвестна дата, когда произошла авиакатастрофа, а также фамилии тех, кто здесь захоронен. 
В самом начале поисков бесценную помощь оказал сайт airdisaster.ru, на котором представлены материалы авиапроисшествий, инцидентов и авиа-
катастроф в СССР и в России. Именно здесь были обнаружены сведения о катастрофе, которая произошла 11 февраля 1941 года в Ханты-Мансийском районе вблизи юрт Тренькинских. Более семи десятилетий о ней ничего не было известно, хотя тогда погибли шесть пассажиров и пилот. Самолет принадлежал Обской авиагруппе и выполнял рейс по маршруту Тюмень – Самарово – Салехард. На этом же сайте были выставлены материалы расследования еще одной авиакатастрофы Обского авиаотряда – случилась она в Свердловской области 22 октября 1941 года. Но после многочисленных запросов, которые рассылала консультант Службы по делам архивов Югры Ольга Спиридонова, после опросов тех, кто когда-то жил в районе гидропорта или работал здесь, стало очевидно: речь идет о другой катастрофе, о которой пока ничего не известно.
Все это время наша поисковая группа была на связи с редактором сайта airdisaster.ru Дмитрием Ерцовым, с разрешения которого мы и воспользовались добытыми им материалами. В свою очередь, поделились с ним информацией о том, как общественники Ханты-Мансийска пытаются раскрыть тайну безымянной могилы, и увидели огромную заинтересованность редактора сайта авиакатастроф и авиапроисшествий помочь в этом деле. От Дмитрия Ерцова мы не только получили ряд советов, как лучше организовать поиск, информацию о типах самолетов, но также сведения еще об одной авиакатастрофе, которая может быть связана с тем, что мы ищем.

Помог сайт airdisaster.ru
Но прежде хотелось бы рассказать о сайте и его создателях – интервью об этом появилось в одном из хабаровских изданий. Вот какую оценку дает автор статьи: «Одним из основных признанных сайтов среди сообщества блогеров и авиаспециалистов считается сайт airdisaster.ru. Он является предельно информативным…» Сам Дмитрий Ерцов рассказывает в интервью: «Если поднять архивы советских газет, то можно заметить, что примерно с 1930 года в них сперва резко сокращается, а затем и вовсе исчезает всякая информация о любых авариях и катастрофах, происходящих в СССР. К сожалению, этот порядок сохранялся до 80-х годов ХХ века. Материалы расследования носили гриф «секретно», а информация доводилась лишь до летного состава «Аэрофлота» в устной форме, даже никаких записей они делать не имели права. Обычные же советские люди могли пользоваться лишь слухами.
…Я взрослел в 80-е годы. Именно эти распространяющиеся в обществе слухи о катастрофах, при отсутствии всякой достоверной информации, заставили меня задуматься и заинтересоваться этой темой. Наконец, во время перестройки, в конце 1987 года, на высшем уровне было принято решение рассекретить все материалы об авиакатастрофах. Идея создания сайта созрела к 2004 году. Тут как нельзя кстати я познакомился с Александром Фетисовым, также интересовавшимся этой темой и имевшим опыт создания ряда сайтов. Вместе мы создали 100 первых записей о наиболее крупных авиакатастрофах – в таком виде сайт был открыт 1 июля 2007 года. Наиболее значимым событием стало получение возможности работы в архиве «Аэрофлота». В результате мы и наши посетители получили уникальную возможность пользоваться детальной, на сто процентов достоверной информацией. За десять лет с первых 100 записей их число увеличилось до трех тысяч…»
А вот какую новость сообщил нам не так давно Дмитрий Ерцов: «Я только что из Российского государственного архива экономики (РГАЭ) и спешу поделиться радостной новостью: кажется, я НАШЕЛ ИХ! Все сходится: двое погибших, оба летчика, самолет с мотором сверху, как отмечалось в ваших публикациях. Документы обнаружил совершенно случайно – заголовок дела составлен так, что по архивным описям не понять, что искать надо именно здесь. Итак дата: 11.10.1944. Самолет МП-1 Обского авиаотряда ЗСУ ГВФ (Западно-Сибирское управление гражданского воздушного флота. – Авт.) – один из тех типов гидросамолетов с мотором сверху, как я предполагал. Погибли командир Обского авиаотряда Дубенский Александр Сергеевич, бортрадист самолета МП-1 Егоров Михаил Васильевич. 
Остальные члены экипажа и пассажиры вывезены в Самарово вместе с багажом. О погибших написано так: временно оставить на месте катастрофы до заморозков (самолет упал на болоте в 220 км от Самарово, когда летел в Самарово из Березово). То есть ждали, когда замерзнет и можно будет там посадить ПО-2 и вывезти тела на нем. Думаю, можно не сомневаться, что их потом вывезли, и вывезли также в Самарово. Тем более что погиб сам командир отряда. О самой катастрофе сообщу позже, как обработаю свои рукописные записи. Очень рад, что смог помочь».
Уже на следующий день Дмитрий Ерцов разместил данные об этой авиакатастрофе на сайте, а также сообщил нам номера фонда РГАЭ, описи, дела, где хранятся сведения о катастрофе. Осталось дождаться отпуска, чтобы, будучи проездом в Москве, поработать с документами в архиве экономики. Письмо от Службы по делам архивов Югры ускорило процесс выдачи архивных документов на руки. И вот передо мной объемный том, на страницах которого сосредоточены материалы расследования катастроф самолетов Восточно-Сибирского, Уральского, Западно-Сибирского и Дальневосточного управлений гражданского воздушного флота, произошедших в 1944 году. Интересующие нас документы сосредоточены на страницах 251–329. Неужели здесь действительно хранится разгадка тайны – кто похоронен в районе гидропорта?

Роковой авиаотряд
Начиная поиск, мы не знали время произошедшей авиакатастрофы, могли только предположить, что она случилась в годы войны, именно этим обстоятельством можно было объяснить появление могилы рядом с гидропортом. В то суровое время переправить тела погибших на родину было практически невозможно. Катастрофа недалеко от юрт Тренькинских, о которой упоминается в статье «Слепой полет», произошла в мирное время – в феврале 1941 года, и тогда тело пилота Петра Чуканова доставили из Самарово в Тюмень. А тут разгар войны, до Победы еще далеко.
…Обской авиаотряд работал в глубоком тылу, перевозил пассажиров и грузы по маршруту Тюмень – Самарово – Березово – Салехард, Тюмень – Сургут, Тюмень – Омск. В составе отряда были аэропорты в Тюмени, Тобольске, Самарово, Березово, Салехарде, Сургуте. С самого начала отряд (с 1934 года это была авиагруппа, которая подчинялась Главсевморпути) будто преследовал какой-то рок: в 1936 году начальником авиагруппы был назначен видный работник гражданского воздушного флота СССР, до этого возглавлявший Среднеазиатское управление, Владимир Кливе. Его хорошо знали начальник Главсевморпути Отто Шмидт, командир эскадрильи дирижаблей Слепнев, летчик, Герой Советского Союза Головин и другие знаменитые авиаторы. Осенью 1937 года Кливе арестовали, а в 1938-м расстреляли. 
В тот же год командиром Обского авиаотряда назначили военного и полярного летчика Эдуарда Лухта, который считается основателем Плехановского, Сургутского и Березовского аэропортов. Его едва не постигла судьба Владимира Кливе, но Лухту повезло: его спас от доноса сам начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР В. Молоков. В мае 1940 года Лухт должен был выехать на совещание в Москву. Шестнадцать его подчиненных вылетели в столицу раньше на один день и стали жертвами авиакатастрофы над Уралом. Самолет задел линию электропередачи, упал и сгорел: погибли все заместители Эдуарда Лухта. Он не мог этого пережить: вернувшись из Москвы, умер дома.
Еще один командир Обского авиаотряда Александр Назаров погиб в авиакатастрофе под Свердловском 22 октября 1941 года, причиной стал отказ левого мотора самолета, которым он управлял. Вместе с Назаровым погибли еще девять человек – работники Обского авиаотряда и военизированной охраны тюменского аэропорта, которые летели на заседание партийной комиссии при политотделе Уральского управления линейного участка воздушной магистрали Москва – Иркутск. И вот новая трагедия 1944 года, в которой погиб еще один командир Обского авиаотряда Александр Дубенский. Материалы расследования этой трагедии среди огромного массива подобных дел в Российском государственном архиве экономики, как упоминалось выше, случайно обнаружил редактор сайта airdisaster.ru. 
Так что же произошло с самолетом на полпути между Березово и Самарово, за штурвалом которого оказался командир Обского авиаотряда, хотя по инструкции его место в тот день было среди пассажиров?

Модификация: МП-1
Размах крыла, м: 19
Масса, кг:
– пустого самолета: 2 640
– нормальная взлетная: 4 100
– максимальная взлетная: 4 500
– топлива: 540
Тип двигателя: 1 х ПД М-17б
– мощность, л. с.: 1 х 730 
Максимальная скорость, км/ч: 214
Практическая дальность, км: 680
Скороподъемность, м/мин: 182
Экипаж: 2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или до 540 кг платной нагрузки.

Продолжение следует


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии