По программному велению, по моему хотению

Часть 1. Как IT-технологии меняют отношение к средствам передвижения
Автор текста: 
18.06.2015

Менее чем через месяц в Ханты­-Мансийске пройдет уже седьмой Международный IT-­форум. Из года в год он привлекает все больше участников. В 2014 году к нам приехали представители стран БРИКС, а в 2015­м настоящее и будущее IT­индустрии помимо них будут обсуждать и члены Шанхайской организации сотрудничества.

Однако рядовой гражданин может пожать плечами, сказав, что не понимает, как это все скажется на нем. По иронии судьбы IT-­технологии настолько проникли в нашу повседневную жизнь, что мы уже даже перестали обращать на них внимание. Между тем их значение сложно переоценить. Мы постараемся освежить нашу память и разберем, насколько глубоко IT­технологии проникли в транспорт.

Пользоваться услугами общественного транспорта сегодня не просто, а очень просто. Сидя у себя дома, можно посмотреть перемещение нужного автобуса и рассчитать время, когда он прибудет на ближайшую остановку. Через интернет можно приобрести билет на поезд или самолет, да еще и место выбрать без лишних телодвижений и очередей у касс. И личные автомобили умнеют с каждым днем так, что скоро смогут поддержать философскую беседу.

Идеальный контролёр

Все помнят, какие споры шли вокруг системы ГЛОНАСС – мол, это лишняя трата денег и никакого практического применения она не найдет... Сегодня благодаря этому всевидящему оку жители Сургута и Нижневартовска могут наблюдать передвижение общественного транспорта в режиме онлайн. Пару лет назад был запущен интернет­сервис, позволяющий отследить все маршруты. Можете ввести в строку spopat­auto.ru и посмотреть своими глазами, как это выглядит. Информация о местонахождении передается с помощью системы ГЛОНАСС, которая установлена на всей технике сургутского перевозчика. В результате жители могут узнать, через какое время на ближайшую остановку придет следующий автобус, и выйти точно к моменту его прибытия (если на дворе зима, это явно не лишняя возможность). Есть мобильная версия сайта, программа распространяется бесплатно и нетребовательна к возможностям телефона (главное, чтобы он имел GPS­модуль). Так можно определить свое местоположение и выйти к ближайшей остановке. Кстати, об остановках: в остановочных павильонах Ханты­Мансийска уже несколько лет висят электронные информационные табло, также позволяющие следить за движением общественного транспорта в режиме реального времени.

Вообще датчиками ГЛОНАСС оборудован весь общественный транспорт, в том числе все маршрутные такси. Благодаря этому руководство отлично видит, как он передвигается по городским автомагистралям, сколько автомобилей находится на маршруте (прекрасное средство контроля за водителями).

– Предприниматель отслеживает, где ты едешь, с какой скоростью, не нарушаешь ли правила, сколько рейсов делаешь и так далее. Ведь часто водитель мотается по своим делам. Предприниматель все это видит и фиксирует, – делится водитель маршрутного такси Ахмед Ахмедов. – На больших машинах есть еще и возможность отключить двигатель, если вы едете более восьми часов. Зачем это? Если долго сидеть за рулем, водитель утомляется, его внимание снижается, а значит, возрастает риск аварии. Сейчас, если вы едете восемь часов без перерыва, просто придет сигнал, что двигатель скоро отключится. Дается немного времени, 40 минут, чтобы он доехал до кемпинга, отдохнул и мог спокойно продолжить путь без аварий.

Рационализация и экономия

Такое средство контроля позволяет автотранспортным предприятиям не только дисциплинировать водителей, но и выстраивать маршрутную сеть наиболее эффективным образом. А значит – меньше затрат и аварий. Кстати, это касается не только предприятий – ничто не мешает вам установить на свой автомобиль тот же датчик контроля топлива и следить за тратами на горючее.

В перспективе на уровне региона должна быть создана единая электронная база данных движения транспорта. Туда будет стекаться вся информация о маршрутах всех видов транспорта. Это удобно как для жителей (не нужно исследовать десятки сайтов), так и для властей (видя общую картину по региону, намного легче заниматься планированием). Идея была озвучена достаточно давно, однако до недавнего времени существовала лишь на словах. В частных беседах перевозчики рассказали нам, что из­за этого они были слабо заинтересованы во внедрении IT­технологий.

– Да, они открывают огромные возможности (сервисы, которые работают в Сургуте и Нижневартовске, на их фоне просто детские), но и трат требуют немалых, а поскольку полноценно система заработает только с созданием единой базы, все ждут, – рассказали нам.

Однако дело движется. Буквально несколько дней назад было заявлено о том, что правительство Югры рассмотрит создание единой электронной базы данных движения транспорта. Предполагается, что объединение всей информации произойдет на платформе территориальной информационной системы Югры.

Минимум человеческого участия

Кто не любит транспорт общественный, может пользоваться услугами такси. Нет, там водитель пока тоже человек. Но за последние годы изменился процесс вызова машины.

– Я вызову такси.

– Постой, ты что, собираешься звонить?!

Так вкратце выглядел разговор с одним моим другом, который познакомил меня с приложением, позволяющим вызвать машину, не общаясь с оператором, да еще и наблюдая ее передвижение по карте. Мелочь, а приятно.

Так же легко и просто теперь осуществить многие операции. Сегодня можно купить билет на самолет, выбрать место в салоне и пройти регистрацию, ни разу не пообщавшись с работниками аэропорта и не потратив времени на очередь к кассе.

А современные автомобили сегодня настолько напичканы электроникой, что будут поумнее большинства водителей (например, они просто не заводятся, если человек за рулем нетрезв, и эта функция существует уже очень давно). Так что, когда будете задаваться вопросом, о чем говорят все эти люди на IT­форумах, знайте: они работают над тем, чтобы сделать наши передвижения еще комфортнее, дешевле и безопасней.

Продолжение следует

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.