Автор гуманной педагогики Шалва Амонашвили: «Учителя могут быть вечно молодыми, работая с детьми. Но если кричат на них, быстро постареют»

Автор фото: 
19.02.2016

Любить ребенка, понимать ученика и восполняться оптимизмом к нему – соблюдать три этих закона предлагает учителям доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Шалва Амонашвили.

Легенда отечественной педагогики Шалва Амонашвили провел в Нижневартовске курс лекций, на которые собрались не только педагоги, желающие повысить свою квалификацию, но и заинтересованные родители.

Гуманная педагогика предлагает относиться к ребенку как к равному, видеть в нем личность, явление и постараться направить его энергию на созидательные занятия.

Вроде бы прописные истины, мы все это знаем. Но придерживаемся ли? Или забываем, часто срываясь на крик и раздражение в общении с детьми?

Шалва Александрович вдохновляет. После общения с ним хочется не упрекать ребенка, а заглянуть ему в глаза, вместе сыграть в игру на планшете и попытаться смешно изобразить лыжника, скорость которого просят найти в задачке.

Газете «Местное время» удалось задать несколько вопросов Шалве Александровичу.

В нашем округе 2016 год объявлен Годом детства. План мероприятий утверждала общественность. Любой человек мог внести свои предложения. Что бы предложили вы?

Наверное, в этот год в Ханты-Мансийском округе будет что-то построено для детей, что-то сделано. Но мне хотелось бы добавить то, что, думаю, никто не предложил – дать детям добрых и умных взрослых. Взрослых, которые любят и уважают их, сотрудничают с ними, принимают как равных. Этого не хватает детям и в семье, и в школе. Дарите это. И тогда дети будут счастливы.

В частности, в Год детства уделяется повышенное внимание детям с особенностями развития, например аутистам. Как вы считаете, с ними нужно заниматься отдельно или включать в общую среду?

Здесь нужно различать степень заболевания. Западный опыт инклюзивного образования подходит для тех детей, которые имеют шанс реализовать себя в обществе. Другие дети при этом научатся жить с ними вместе, заботиться. Остальные требуют особой заботы, индивидуального подхода. Многие из таких детей никогда не смогут содержать себя. Здесь государству приходится нести затраты. Но это наш долг.

Я не раз бывал среди таких детей. Могу сказать, что они очень добрые, чуткие. И выдают поразительные вещи. Сейчас есть способы общаться даже с теми, кто не говорит. Так вот, мы можем увидеть, что у них есть глубокие знания!

Вы говорите, что сейчас время других детей.

Это так. В 6070-е годы были дети-акселераты, которые опережали предыдущие поколения и в физическом, и в умственном развитии. Мы их изучали, писали диссертации, книги. Не могли понять, почему такой скачок. Оказалось, это поколение детей принесло миру мобильные телефоны, компьютеры. Сейчас другие дети. Их называют по-разному: дети света или индиго. И если акселератов ученые могли измерить, взвесить, провести тесты на развитие, то здесь остается только догадываться. Как понять, почему ребенок видит рентгеновским зрением, или рисует потрясающие картины далеких планет, или мгновенно складывает сотню цифр? И это не сказки.

Как-то раз на уроке в Сургуте я задал задачку: чему равняется сумма чисел от 1 до 100? Класс решить не смог. На переменке меня догоняет один мальчик:

Можно мне назвать эту цифру?

А ну-ка, шепни!

5 050!

А откуда ты взял эту цифру, как ты это высчитал?

Не знаю, просто ответ в голову пришел!

Вы являетесь научным руководителем сургутской школы № 8, а с нижневартовской школой № 31, где также применялась ваша методика, продолжаете работать?

В Нижневартовске я последний раз был в 2002 году. Мы тогда работали со школой № 31. Сейчас там другой руководитель, но, я надеюсь, сохранился принцип гуманного отношения к ученикам.

С сургутской школой сотрудничаем уже давно. Бывал там раз пять. Как режиссер приходит в театр, чтобы поставить спектакль, так и я приезжаю в эту школу, чтобы ставить систему гуманной педагогики.

А там висят портреты учителей? Мне понравилось ваше замечание о том, что школа должна гордиться не только учениками, но и учителями.

Вот вы пришли в театр. Чьи портреты там вывешены? Артистов, верно? Мы рассматриваем их во время антракта, вспоминаем, обсуждаем. А почему там не висят портреты зрителей? Хотя бы тех, которые не пропускают спектакли? Потому что актеры творят театр. А мы пользуемся. Кто творит детей? Учителя творят. Учитель – гордость школы. Не прежние ученики и их грамоты будут манить в эту школу, а именно учительница Мария Ивановна. Портрет этой Марии Ивановны я хотел бы видеть в школе. Да, в сургутской школе № 8 висят портреты учителей и в московской школе № 200.

Хорошего учителя мы должны возвести на самый высокий пьедестал. Педагогов от Бога не так много. Вот учительница, которая кричит на детей, – она тоже имеет диплом, считает себя мастером своего дела. Почему она кричит? Потому что не знает психологию ребенка. Если бы знала, нашла бы с ним другой способ взаимодействия, воодушевляла. Когда кричат, ребенок закрывается.

 А когда ученики дерзят, нецензурно выражаются (бывает и такое), тоже нужно применять принципы гуманной педагогики?

Дело в том, что взрослые теряют культуру, взрослые стали более нахальными. Откуда у ребенка дурные слова? Не от рождения же? Они забрали словарный мусор у взрослых и делятся между собой. Уходят в дурную среду, когда у взрослых не находят понимания.

Два дня с утра до вечера, стоя, вы читали лекции в Нижневартовске. Многие восхищаются такой работоспособностью в 85 лет! Что вам придает сил?

Я просто люблю дело, детей, людей. Мне нравится то, чем занят. Я в детях набираю силу. Когда они довольны, во мне прилив энергии.

У меня было острое воспаление позвоночника. Страшные боли продолжались восемь месяцев, шевельнуться невозможно. Ни встать, ни лечь. Перепробовал все возможные средства, ничего не помогало. Врачи пожимали плечами и разводили руками. Но помогли мне не врачи, а дети. Один знакомый учитель посоветовал сходить в школу. Кое-как добрались до школы. Зашел на урок. Взялся сам его провести. И забыл про себя совсем. Чего я только не творил с детьми! Нагибался, прыгал, бегал. Жена потом после этого урока обозвала меня симулянтом.

Учителя могут быть вечно молодыми, работая с детьми. Но если кричат на них, быстро постареют.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.