Светлана Угрюмова: «Мой первый урок стал для меня уроком на всю жизнь»

Автор текста: 
19.09.2016

Коллеги говорят об учителе русского языка и литературы урайской школы № 12 Светлане Владимировне Угрюмовой кратко: большая умница. Ее ученики, а это за тридцать пять лет работы в школе почти 4 тысячи выпускников, они, бесспорно, относятся к ней с особой теплотой: помнят, звонят, поздравляют. Бывает, что встречаются на улице: кто - то остановится, найдет нужные и теплые слова для учителя и просто скажет: «Здравствуйте, Светлана Владимировна. Вы нисколько не меняетесь. Время над вами - не властно». Это учителю всегда приятно. Словесник, человек с широким кругозором и богатой душой, наизусть читающая стихи на своих уроках, открывая тем самым красоту строф Есенина, Пушкина; стилистику и драматизм Ахматовой. Читает выдержки из «Преступления и наказания» и даже Горького «На дне», видя в этом произведении не столь пролетарское начало, а саму суть - человека, со своими страстями, переживаниями и существующих в мучительном поиске ответа на главный философский вопрос: «зачем я живу?».

- Светлана Владимировна, современные дети - не читают, конечно, многое упущено. Но как то можно выправить ситуацию? Ведь не читающее поколение - это безграмотное поколение.

- Чтение - основа любого образования, и что важнее - самообразования. А не читая классику, не знакомясь с богатством и красотой русской литературы, можно многое упустить. Упустить возможность стать настоящими людьми. А это значит людьми, способными понимать, сострадать, выжить в мире негатива, оградить себя от разрушения, ошибок, которые очень дорого могут стоить в жизни. Любой учитель скажет, что важно мотивировать ученика на изучение предмета. И если вижу, что может, не совсем понятен или не интересен автор - пытаюсь заинтересовать. Ведь, чтобы сделать вывод, что автор - неинтересен, в чем - то с ним не согласиться, надо минимум – с ним познакомится. Мы вместе проходим этот путь. Беру суть, вкусняшку, интригу произведения и зачитываю на уроке. Ребята меня спрашивают: Светлана Владимировна, а что дальше - то вышло? Я - молчу и отправляю читать. Убеждена, пусть не все, но обратятся и прочитают. А значит, материал усвоен - чего мы и добиваемся. Вот уже третий год школьники начали писать сочинение по литературе, считаю правильным шагом возврат сочинений в школу - ведь оно показывает и грамотность, и знание первоисточника, и то, насколько ученик пропустил его через себя.

- А можно написать сочинение, не читая произведение?

- Как учитель я знаю - сделать это очень сложно. Должны быть базовые знания, поэтому своей целью на уроках я и ставлю не просто изучение текста, его архитектонику, но и знакомство с той эпохой, в которую оно возникло. Ведь как можно понять «Анну Каренину» Льва Николаевича Толстого без привязки к той эпохе, излому, нравам того времени? Вот где знание истории просто могут помочь «выплыть».

- Кого помните из своих учителей, наставников?

- Мне посчастливилось иметь таких людей и наставников в своей жизни. Людей, которые мне помогали, где советом, где своим опытом давали мне возможность постичь и найти ответы на какие - то вопросы. Это, конечно же, мои родители, коллеги, моя семья и тот внутренний мир, который дает мне силы и возможность работать в школе так долго. И конечно люди, которые мне помогали в начале пути в профессию. Это моя учительница Мотышева Прасковья Тихоновна из школы поселка Половинка, я родом оттуда. А еще это учитель русского языка и литературы Юлия Михайловна Либова, светлая ей память, с которой мы работали в школе №10. На всю жизнь запомнился мой учитель истории, который, как я считала тогда, прицепился ко мне и каждый урок вызывал к доске, требуя пересказ наизусть темы со всеми датами и персоналиями. Я жутко злилась, но учила урок, чтобы не получить очень постыдную для меня «двойку». В результате вышло так, что я полюбила историю. И даже окончив школу, хотела поступить на исторический факультет.

- И все же, выбрали педагогический, почему?

- Конечно, было бы интересней сказать да, мечтала, грезила профессией учителя, ибо учитель на селе, а начинала я свой педагогический путь в сельских школах Половинки, Назарово - это зачастую единственный представитель класса интеллигенции, несущей духовность в массы. Но как все советские школьники того времени, я жила романтикой совсем других профессий, мечтала стать криминалистом. Сама еще не понимая, что это на самом деле и судила больше о внешней стороне этой профессии: следствие, погони, задержка преступников, торжество законности и справедливости, все как в сериале «Следствие ведут знатоки». Я была очень упорная и шла к своей мечте, поехала поступать в Свердловск, но там я неожиданно узнала, что на этот факультет принимают только с опытом работы, что, кстати, очень правильно. Я тогда конечно сильно расстроилась. Больших усилий мне стоило расстаться с юношеской мечтой и выбрать другую профессию. Но судьба испытывала меня и дальше. Когда приехала в Тобольск поступать в педагогический, там оказалось только два факультета - физмат и филфак. Исторического факультета, на который хотелось поступить, еще не было. От математики я была далека, поэтому выбрала филологический.

- А в студенческие годы, как сдавали экзамены, в списке экзаменационных билетов было по 100 вопросов. Неужели все читали?

- Согласна, это невозможно. Но мы как все студенты искали выход. В «страшную ночь» перед экзаменом мы с девчонками в общежитии, а жили по 4-5 человек - в комнате делили экзаменационные вопросы и читали конкретные произведения, а потом пересказывали друг другу их содержание. Так мы успешно сдавали экзамены и убеждали профессоров в том, что мы читали произведение. Я ровно шла по всем предметам. Ни разу за время учебы я не завалила ни один экзамен.

- Помните свой первый урок во время практики, каким он был?

- Как это не помнить? Мне - 20 лет, девчонка, тонюсенькая, невзрачненькая. Я всегда испытывала жуткие комплексы по поводу своей внешности. Была очень стеснительная и чувствовала себя андерсеновским «гадким утенком». Первый урок после третьего курса института - это было для меня сущее испытание. Причем меня, как котенка, сразу выбросили в десятый – выпускной класс. Пришла в класс, а там сидят здоровенные «дяди» и «тети». Посмотрите старые фото - выпускники тех лет выглядели гораздо старше своих лет. И вот я - перед ними. Ни директор, ни учитель, вообще – никто… студенточка… стажер. Тема - творчество Сергея Есенина. Было не просто волнительно - было страшно. Как раскрыть творчество типичного лирика, как не забыть рассказать о его бунтарской сути? Как передать лиризм, но не забыть сказать про патриотизм и любовь к Родине, чтобы это было не выхолощено и откровенно скучно? Я ставила перед собой, несмотря на свою молодость и профессиональную незрелость довольно завышенные цели. Поэтому решила не мучиться, а рассказать о Есенине так, как люблю и понимаю его я – нежно, проникновенно, без штампов. В итоге - мне хоть и написали хорошую рецензию, но за урок поставили четверку с плюсом. Вроде как не совсем четверка, но и еще и не пятерка. Лишь потом я поняла, что это была оценка мне не за урок, а как урок - мол, еще очень молодая, на пятерку нужно еще подрасти, поработать в школе.

- Ученики считают вас довольно строгим учителем, со своими требованиями и походом к предметам. Много «двоек» ставите?

- За всю жизнь, я не поставила ни одну «двойку» за четверть или упаси Бог, за год. Ни одного ученика не оставила на второй год и не подвергла испытаниям пересдачей. Поскольку, понимаю, что это большая психологическая травма для ребенка. Ну не хочет он знать «Войну и мир» сегодня. Не может, не готов или не способен понять это произведение. И за это казнить? А вот в течение учебного года - ставлю. Иногда это честнее, чем натягивать на «три». Поскольку знаю, получит «тройку», успокоится и тема, вроде как, пройдена. Да, бытует мнение, что ставя «двойку» учитель оценивает, прежде всего, свою работу. Я по- другому смотрю. Сегодня, возможно, это пока «два», а завтра - ученик придет на пересдачу и мы вместе попытаемся снова пройти этот путь и я ему в этом помогу. Приятнее, конечно, ставить «пятерки». Каждый год среди моих учеников выпускается по два, а то и три медалиста. Есть ученики, набирающие под 90, а то и под 100 баллов по моему предмету на ЕГЭ. Разве - это не наши успехи? В этом году почти все мои выпускники поступили в высшие учебные заведения, большинство - на бюджетные места, а значит, преодолели строгий отбор и конкурс и я за них - спокойна. Скажу больше, в этом году одна из моих учениц мне сказала: Светлана Владимировна, верите-нет, но я прочитала «Войну и мир». Все произведение. Четыре тома. Ну скажите, разве это не повод порадоваться?

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Опрос

Какие ниши малого бизнеса, по вашему мнению, самые перспективные?

Какие ниши малого бизнеса, по вашему мнению, самые перспективные?
«Производство продуктов питания»
57% (24 голоса)
«Информационные технологии для бизнеса»
24% (10 голосов)
«Франчайзинг»
10% (4 голоса)
«Lifestyle — сервисы и услуги»
10% (4 голоса)
Всего голосов: 42

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.