Светлана Угрюмова: «Мой первый урок стал для меня уроком на всю жизнь»

Автор текста: 
19.09.2016

Коллеги говорят об учителе русского языка и литературы урайской школы № 12 Светлане Владимировне Угрюмовой кратко: большая умница. Ее ученики, а это за тридцать пять лет работы в школе почти 4 тысячи выпускников, они, бесспорно, относятся к ней с особой теплотой: помнят, звонят, поздравляют. Бывает, что встречаются на улице: кто - то остановится, найдет нужные и теплые слова для учителя и просто скажет: «Здравствуйте, Светлана Владимировна. Вы нисколько не меняетесь. Время над вами - не властно». Это учителю всегда приятно. Словесник, человек с широким кругозором и богатой душой, наизусть читающая стихи на своих уроках, открывая тем самым красоту строф Есенина, Пушкина; стилистику и драматизм Ахматовой. Читает выдержки из «Преступления и наказания» и даже Горького «На дне», видя в этом произведении не столь пролетарское начало, а саму суть - человека, со своими страстями, переживаниями и существующих в мучительном поиске ответа на главный философский вопрос: «зачем я живу?».

- Светлана Владимировна, современные дети - не читают, конечно, многое упущено. Но как то можно выправить ситуацию? Ведь не читающее поколение - это безграмотное поколение.

- Чтение - основа любого образования, и что важнее - самообразования. А не читая классику, не знакомясь с богатством и красотой русской литературы, можно многое упустить. Упустить возможность стать настоящими людьми. А это значит людьми, способными понимать, сострадать, выжить в мире негатива, оградить себя от разрушения, ошибок, которые очень дорого могут стоить в жизни. Любой учитель скажет, что важно мотивировать ученика на изучение предмета. И если вижу, что может, не совсем понятен или не интересен автор - пытаюсь заинтересовать. Ведь, чтобы сделать вывод, что автор - неинтересен, в чем - то с ним не согласиться, надо минимум – с ним познакомится. Мы вместе проходим этот путь. Беру суть, вкусняшку, интригу произведения и зачитываю на уроке. Ребята меня спрашивают: Светлана Владимировна, а что дальше - то вышло? Я - молчу и отправляю читать. Убеждена, пусть не все, но обратятся и прочитают. А значит, материал усвоен - чего мы и добиваемся. Вот уже третий год школьники начали писать сочинение по литературе, считаю правильным шагом возврат сочинений в школу - ведь оно показывает и грамотность, и знание первоисточника, и то, насколько ученик пропустил его через себя.

- А можно написать сочинение, не читая произведение?

- Как учитель я знаю - сделать это очень сложно. Должны быть базовые знания, поэтому своей целью на уроках я и ставлю не просто изучение текста, его архитектонику, но и знакомство с той эпохой, в которую оно возникло. Ведь как можно понять «Анну Каренину» Льва Николаевича Толстого без привязки к той эпохе, излому, нравам того времени? Вот где знание истории просто могут помочь «выплыть».

- Кого помните из своих учителей, наставников?

- Мне посчастливилось иметь таких людей и наставников в своей жизни. Людей, которые мне помогали, где советом, где своим опытом давали мне возможность постичь и найти ответы на какие - то вопросы. Это, конечно же, мои родители, коллеги, моя семья и тот внутренний мир, который дает мне силы и возможность работать в школе так долго. И конечно люди, которые мне помогали в начале пути в профессию. Это моя учительница Мотышева Прасковья Тихоновна из школы поселка Половинка, я родом оттуда. А еще это учитель русского языка и литературы Юлия Михайловна Либова, светлая ей память, с которой мы работали в школе №10. На всю жизнь запомнился мой учитель истории, который, как я считала тогда, прицепился ко мне и каждый урок вызывал к доске, требуя пересказ наизусть темы со всеми датами и персоналиями. Я жутко злилась, но учила урок, чтобы не получить очень постыдную для меня «двойку». В результате вышло так, что я полюбила историю. И даже окончив школу, хотела поступить на исторический факультет.

- И все же, выбрали педагогический, почему?

- Конечно, было бы интересней сказать да, мечтала, грезила профессией учителя, ибо учитель на селе, а начинала я свой педагогический путь в сельских школах Половинки, Назарово - это зачастую единственный представитель класса интеллигенции, несущей духовность в массы. Но как все советские школьники того времени, я жила романтикой совсем других профессий, мечтала стать криминалистом. Сама еще не понимая, что это на самом деле и судила больше о внешней стороне этой профессии: следствие, погони, задержка преступников, торжество законности и справедливости, все как в сериале «Следствие ведут знатоки». Я была очень упорная и шла к своей мечте, поехала поступать в Свердловск, но там я неожиданно узнала, что на этот факультет принимают только с опытом работы, что, кстати, очень правильно. Я тогда конечно сильно расстроилась. Больших усилий мне стоило расстаться с юношеской мечтой и выбрать другую профессию. Но судьба испытывала меня и дальше. Когда приехала в Тобольск поступать в педагогический, там оказалось только два факультета - физмат и филфак. Исторического факультета, на который хотелось поступить, еще не было. От математики я была далека, поэтому выбрала филологический.

- А в студенческие годы, как сдавали экзамены, в списке экзаменационных билетов было по 100 вопросов. Неужели все читали?

- Согласна, это невозможно. Но мы как все студенты искали выход. В «страшную ночь» перед экзаменом мы с девчонками в общежитии, а жили по 4-5 человек - в комнате делили экзаменационные вопросы и читали конкретные произведения, а потом пересказывали друг другу их содержание. Так мы успешно сдавали экзамены и убеждали профессоров в том, что мы читали произведение. Я ровно шла по всем предметам. Ни разу за время учебы я не завалила ни один экзамен.

- Помните свой первый урок во время практики, каким он был?

- Как это не помнить? Мне - 20 лет, девчонка, тонюсенькая, невзрачненькая. Я всегда испытывала жуткие комплексы по поводу своей внешности. Была очень стеснительная и чувствовала себя андерсеновским «гадким утенком». Первый урок после третьего курса института - это было для меня сущее испытание. Причем меня, как котенка, сразу выбросили в десятый – выпускной класс. Пришла в класс, а там сидят здоровенные «дяди» и «тети». Посмотрите старые фото - выпускники тех лет выглядели гораздо старше своих лет. И вот я - перед ними. Ни директор, ни учитель, вообще – никто… студенточка… стажер. Тема - творчество Сергея Есенина. Было не просто волнительно - было страшно. Как раскрыть творчество типичного лирика, как не забыть рассказать о его бунтарской сути? Как передать лиризм, но не забыть сказать про патриотизм и любовь к Родине, чтобы это было не выхолощено и откровенно скучно? Я ставила перед собой, несмотря на свою молодость и профессиональную незрелость довольно завышенные цели. Поэтому решила не мучиться, а рассказать о Есенине так, как люблю и понимаю его я – нежно, проникновенно, без штампов. В итоге - мне хоть и написали хорошую рецензию, но за урок поставили четверку с плюсом. Вроде как не совсем четверка, но и еще и не пятерка. Лишь потом я поняла, что это была оценка мне не за урок, а как урок - мол, еще очень молодая, на пятерку нужно еще подрасти, поработать в школе.

- Ученики считают вас довольно строгим учителем, со своими требованиями и походом к предметам. Много «двоек» ставите?

- За всю жизнь, я не поставила ни одну «двойку» за четверть или упаси Бог, за год. Ни одного ученика не оставила на второй год и не подвергла испытаниям пересдачей. Поскольку, понимаю, что это большая психологическая травма для ребенка. Ну не хочет он знать «Войну и мир» сегодня. Не может, не готов или не способен понять это произведение. И за это казнить? А вот в течение учебного года - ставлю. Иногда это честнее, чем натягивать на «три». Поскольку знаю, получит «тройку», успокоится и тема, вроде как, пройдена. Да, бытует мнение, что ставя «двойку» учитель оценивает, прежде всего, свою работу. Я по- другому смотрю. Сегодня, возможно, это пока «два», а завтра - ученик придет на пересдачу и мы вместе попытаемся снова пройти этот путь и я ему в этом помогу. Приятнее, конечно, ставить «пятерки». Каждый год среди моих учеников выпускается по два, а то и три медалиста. Есть ученики, набирающие под 90, а то и под 100 баллов по моему предмету на ЕГЭ. Разве - это не наши успехи? В этом году почти все мои выпускники поступили в высшие учебные заведения, большинство - на бюджетные места, а значит, преодолели строгий отбор и конкурс и я за них - спокойна. Скажу больше, в этом году одна из моих учениц мне сказала: Светлана Владимировна, верите-нет, но я прочитала «Войну и мир». Все произведение. Четыре тома. Ну скажите, разве это не повод порадоваться?

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.