×
История
0

Бог рыб – Обской Старик

В 1922 году в Омске инженер А. М. Янчевский по итогам экспедиции, которая исследовала пути сообщения Нижней Оби, составил отчет «Нижнее течение Оби и условия судоходства».

Для нас представляет интерес глава вторая, где автор публикует результаты экономического обследования побережья Оби. Правда, эту работу приходилось выполнять попутно, так как главной целью было выяснение условий судоходства. Тем не менее, пользуясь кратковременными остановками парохода, когда требовалось поменять лоцмана, члены экспедиции собирали сведения, распространяли анкеты, на основании которых было составлено маршрутное описание прибрежных селений, начиная от деревни Белогорской до самого последнего селения в Обской губе – Ныды. 
Вот как, например, описана в отчете 95 лет назад нынешняя деревня Белогорье Ханты-Мансийского района, которая в ту пору относилась к Елизаровской волости Березовского уезда: «…Расположена недалеко от впадения Иртыша в Обь, на левом луговом берегу последней. Есть дровяная пристань, имеется школа 1-й ступени с 45 учащимися, общество потребителей и часовня. В деревне насчитывается до 60 дворов с населением до 280 человек, около 200 лошадей, 150 коров, овцы и свиньи. Главные занятия жителей – рыболовство, охота и, отчасти, торговля с инородцами. Для сенокошения имеется три косилки. В огородах высаживают картофель, морковь, капусту и другие овощи, а также в последнее время разводится табак. Улов достигает до 2 500 пудов в год. Большое количество рыбы отправляется зимним путем в мороженом виде на Тобольск. Летний грузооборот достигает до 
8 000 пудов, преимущественно, продовольственных грузов.
Заселение русскими этого края относится к 1582 году. Место при слиянии Иртыша с Обью очень чтится остяцким населением. Здесь находится целый ряд остяцких святынь, и еще до самого последнего времени сюда съезжались на поклонение остяки со всей округи. В юртах Белогорских был остяцкий идол в виде медного гуся, здесь же было изображение бога рыб – Обского Старика, а также известный идол под названием Золотая Баба. По преданию, Золотая Баба была привезена на устье Иртыша после обращения пермских туземцев в христианство. Идол высечен из камня и изображает нагую бабу с двумя младенцами. После проникновения сюда русских Золотая Баба была увезена на Конду. Место нахождения его остяками теперь тщательно скрывается, хотя возможно, что и они сами не знают истинного его местонахождения». 
Кстати, в некоторых источниках Обского Старика описывали так: «На устье Иртыша находилось капище с идолом, коего называли Обской Старик, божество рыб. Он имел вид человека с безобразным лицом и рогами, жестяным носом и стеклянными глазами. На нем было несколько одежд и сверх их кафтан из красного сукна. Вокруг кумира лежали лук, стрелы, копье и кольчуга. По сказанию остяков, это божество  нисходило в бездны вод и вело войну с подводными божествами; проходило большие и малые воды и своею властью отпускало промышленникам столько рыбы, сколько кто заслужил усердием в приносимых ему жертвах. Празднование Обскому Старику было в мае месяце, при открытии рек. По окончании первого рыбного промысла остяки приносили идолу жертву: взяв самую жирную часть из лучшей рыбы, намазывали лицо идолу, приговаривая: «Ешь, наш добрый бог, и на другое время дай больше рыбы».
В следующих выпусках «Краеведа», опираясь на данные инженера А. М. Янчевского, мы расскажем о других населенных пунктах Югры, какими они предстали перед автором около ста лет назад.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии