Арабские путешественники о народах Севера

О том, почему Югра интересовала античный арабский мир
19.11.2015

В год 85-летия Ханты-Мансийского автономного округа и Года литературы мы продолжаем новый проект «Югра сквозь века», рассказывающий о малоизвестных фактах истории нашего региона. Кто первым побывал в Югре и первым описал ее в летописях? Какие легенды о Сибири существовали в Античности и Средневековье? Об этом и многом другом мы расскажем на страницах нашей газеты.

В продолжение нашего проекта «Югра сквозь века» мы расскажем о том, как Александр Македонский повлиял на представления средневековых мусульман о жителях Югры. И о первых торговых отношениях угров с соседями.

Стена «Зуль­Карнейна»

В исламском мире IX–X веков север Сибири ассоциировался со стеной Искандера, отделявшей мусульман от враждебного им мира неверующих­язычников. Дело в том, что македонский полководец Александр Великий, живший в IV веке до нашей эры, был настолько уважаемым воином у восточно­-азиатских народов, что с веками он превратился у них в легендарного защитника правоверных мусульман Искандера Зулькарнайна. В Коране (сура 18, аят 94) есть даже описание его подвига: Искандер, узнав от правоверных мусульман, что их земли разоряют языческие племена яджудж и маджудж (библейские гог и магог), изгнал их далеко на север, а после приказал своим людям построить великую стену на границе.

Хранителями «стены» исконно себя считали булгары, жившие в X веке на территории современного Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей.
В 922 году Волжская Булгария принимает ислам и становится самой северной точкой тогдашнего исламского мира. В том же году к ним в столицу с дипломатической миссией приезжает багдадский посол Ахмед ибн Фадлан, который живо интересовался у местных историями о загадочном севере. Тегин, человек из окружения булгарского царя, рассказал ему, что однажды к ним пришел великан из земель Яджудж и Маджудж. Пересилив страх, они стали говорить с ним, а он только смотрел на них и слушал. В конце концов они решились написать письмо жителям страны Вису (коми­пермякам), жившим от них в трех месяцах пути. Спустя время те ответили, что великан живет за великими горами, любит рыбу и ест ее столько, сколько ему нужно для пропитания. Судьба этого великана незавидна – местные посчитали, что тот насылает на них порчу, и в конце концов заковали его в цепи у большого дерева, где он и умер. В своих путевых заметках Фадлан отмечает, что ему даже довелось увидеть его останки в виде огромных костей и черепа.

Страна мрака

Со временем мусульмане отошли от мифов и стали налаживать контакты с северными соседями, в основном из­за ценной пушнины. В «Книге путей и государств» (примерно 976–977 годы) ибн Хаукаль из Багдада пишет: «Большая часть мехов и превосходнейшая из них находится в стране Рус, а некоторые высококачественные меха из страны Яджудж и Маджудж переходят к росам вследствие торговли с ними через булгар».

В Каспийском своде арабской географии XI–XII веков сам процесс торговли описывается так: «Булгары везут в страны Вису и Йура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам; сами люди передвигаются на лыжах. В стране Вису ночь такая короткая, что жители не видят мрака, затем в другое время года ночь становится такой длинной, что не видно света. Путешественник, следуя к полюсу, достигает такого места, где отсутствует ночь летом и день зимою; кружится солнце шесть месяцев по окружности горизонта, подобно кружению мельничного жернова, и в году бывает один день и одна ночь».

Более подробно о торговле с северянами рассказал нам арабский путешественник Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал­Лавати ат­Танджи, известный миру как Ибн Баттута (живший с 1304 по 1377 годы).

«После 40 дней путешествия по мерзлой степи путешественники останавливаются в Стране мрака, выкладывают привезенные товары и уходят на место своей стоянки. На другое утро они возвращаются туда, где оставили товары, и находят там для обмена соболей, белок и горностаев. Если торговец доволен меной, то берет ее тотчас со своим товаром, в противном случае жители делают прибавку к мехам, и купцы берут их, оставляя взамен свои товары. Таким образом, происходит их купля и продажа. Те, которые там бывают, не знают, с кем они ведут торговлю, – с людьми или духами; они никого не видят в лицо…»

О страхе йура (угров) перед пришлыми людьми пишет и восточный ученый аль­Марзави:

«Они – народ дикий, обитают в чащах, не имеют сношений с людьми, боятся зла от них. Торгует народ йура при посредстве знаков и тайно из­за дикости и страха перед людьми; вывозят от них превосходных соболей и другие прекрасные меха».

В своих рассказах о северных землях не обходят восточные купцы и земли у «Моря мрака» (Северного Ледовитого океана). Описывая их как «сказочно богатые пушниной», до которых могли добираться далеко не все купцы, «ибо необходимо было по 100 повозок или около того, нагруженных съестным, напитками и дровами, так как там нет ни дерева, ни камня, ни мазанки».

Впрочем, совсем скоро главным препятствием в торговле с уграми для булгар станут не холода, а новгородцы, пришедшие в «полуночную страну» за «мягкой рухлядью» (пушниной). Уже к XI веку Новгород заставил платить дань коми­зырян, проживавших в бассейне Печоры, и оттуда проник в область Зауралья (Западной Сибири), где проживали угры.

О первых русских летописях, описавших Югру, и войнах

за ее богатства мы расскажем

в следующем номере

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.