Жизнь как роман. История жизни легендарного летчика. Продолжение

Надым и Сургут, Северный полюс и Югославия, Конго, Сомали и Либерия – этапы большого пути человека, посвятившего себя небу

Мы продолжаем повествование о нашем герое – Франце Ивановиче Левицком. Говорят, каждая эпоха рождает своих героев. Советская эпоха, чтобы там о ней ни говорили нынешние «правофланговые», как никакая другая породила целую плеяду имен невероятного масштаба. Сложно сказать, кем бы стал Левицкий, не будь страны под звучной аббревиатурой СССР. Зато с большой уверенностью можно утверждать: он порождение именно советской эпохи.

10.jpg

Рожденный в СССР

Родился Левицкий на Украине, на Житомирщине. В победном сорок пятом. Отрочество и юность пришлись на шестидесятые. Это было удивительное, сумасшедшее время – время романтиков, мечтателей, время великих строителей эпохи. Первый спутник на орбите Земли, первый полет человека в космос, первый выход человека в открытый космос... Конечно, заветной мечтой Франца, как и многих мальчишек, было подняться в небо. Он осуществил ее. Гигантское освоение недр Западной Сибири, участником которого стал пилот Левицкий, определило всю его судьбу.

Сургут середины шестидесятых, несмотря на полученный статус города, был деревня деревней: одноэтажные бревенчатые дома, деревянные тротуары. В распутицу машины вязли по самую ось, летом – песок по колено, комарье и гнус поднимались тучей, сам городишко буквально утопал в болотах. Зимы суровые, морозы за сорок – норма. Таким и запомнился Левицкому Сургут образца 1965 года. Жили пилоты в Черном Мысу, в районе рыбозавода.

– Обстановка специфическая – кругом одни мужики, – вспоминает Франц Иванович. – Я был тогда вторым пилотом, мне командир экипажа не раз намекал: мол, хватит бегать, пора бы тебе парень жениться. Я отнекивался – где невесту искать, если девчат по пальцам пересчитать? А ты присмотрись, говорит, к дочке моего соседа Виктора Яковлевича, к Свете. Я присмотрелся – и вправду, ладненькая такая девчонка, красивая, все при ней. Долго не решался подойти, но однажды на танцах в заводском клубе отважился. Так и познакомились.

Избранница Левицкого была совсем юной, училась в школе. Пришлось парню два года ждать, пока она учебу закончит, тогда лишь отправился просить руки суженой. А будущему заслуженному пилоту России дали от ворот поворот: пусть дочь профессию получит, а там хоть за черта, хоть за пилота замуж выходит. Парень оказался упрямым и преданным: дождался-таки, когда его избранница окончит техникум и вернется в Сургут. Свадьбу сыграли широкую, комсомольскую. И зажили молодые, как и все тогда, просто и скромно.

28.jpg

Вехи большого пути

Жизнь в те годы вообще была непритязательна. Сургутский аэропорт представлял собой грунтовую полосу с одной площадкой вертодрома, здание аэровокзала было деревянным, одноэтажным. Ми-4 в сравнении с современными винтокрылыми машинами был довольно примитивным: крошечная кабина пилота в пятидесятиградусные морозы промерзала насквозь и покрывалась куржаком, летчики вели машины в полном зимнем обмундировании: в теплых меховых куртках, унтах, в крагах по локоть. Окна промерзали, пилотам приходилось каждый раз очищать стекла от инея, чтобы иметь хоть какой-то обзор. Струю теплого воздуха от единственного примитивного обогревателя направляли на лобовое стекло, чтобы не замерзало.

Строительство первого нефтепровода Усть-Балык – Омск, месторождения Надыма, Нижневартовска, Мегиона, Сургута – это география работ летчика Левицкого, это его биография второй половины двадцатого века.

Так накапливался уникальный опыт работы в северных широтах, советские вертолетчики творили чудеса высшего пилотажа, выполняя поистине ювелирные работы.

Уже в другой стране, в современной России, Левицкий работал на монтаже зданий. Экипаж под его управлением выполнял сложнейшие работы по установке купола на здание «Сургутгазпрома». Высший класс работ был выполнен на реконструкции ГРЭС-1: там вертолетчик с 260-метровой трубы снимал многотонное оборудование на Ми-8. Некоторые грузы были предельными для небольшой «восьмерки» – под три тонны каждый. Такое не каждому по плечу, но если говорить шаблонами, для его экипажа не было невыполнимых задач.

mi1ar02.jpg

От Сургута до Сьерра-Леоне

…А потом была воюющая Африка, пылающая Югославия. Там экипаж Левицкого работал в рамках миротворческих миссий ООН. В Югославию сургутские вертолетчики попали в самые трагичные для республики дни: страну раздирали распри на национальной и религиозной почве, войска НАТО вели бомбардировку с воздуха и с моря.

Но более всего Левицкого поразила Африка: пестрая, многоязычная, нищая, крикливая, бурлящая, непостижимо странная и загадочная. Кстати, на континент и обратно сургутский экипаж летел своим ходом.

– Наш Ми-26 вылетел из Тюмени и далее через Казань взял курс на Домодедово (Москва). А дальше был такой маршрут: Вильнюс – Прага – Салоники – Родос – Луксор – Асмара – Джибути, приземлились в Сомали, – перечисляет Левицкий.

Это была самая долгая и напряженная командировка. Более полугода проработал экипаж Левицкого в Африке, выполняя полеты на вертолетах Ми-26, Ми-8МТВ по центральным и восточным регионам континента: Сьерра-Леоне, Конго, Сомали, Либерия, Восточный Тимор, в экстремальных условиях 50-градусной жары и тропических ливней. Техника работала на пределе, впрочем, как и люди. Условия спартанские – летчики жили в металлических вагончиках, которые превращались в раскаленную жаровню. Вентилятор под потолком лишь гонял раскаленный воздух. От непривычной жары люди падали с ног, а тут еще нет-нет да какая-нибудь инфекция привязывалась. Вот где сургутские пилоты не раз вспоминали добрым словом родную прохладную Сибирь.

vertolet_pered_vyletom._hanty-mansiysk.1960g.jpg

Миссия выполнима

Не обошлось и без форс-мажора. Как-то к российским пилотам обратились украинские коллеги. Их самолет рухнул в болото, и своими силами они его вытащить не могли.

– Мы тогда стояли в Либерии, – вспоминает Франц Иванович. – Пилот чуть не со слезами просил нас: ребята, выручайте. Надо предъявить руководству хотя бы части техники, а то посадят, обвинят, что продал его повстанцам.

Экипаж Левицкого показал высший пилотаж: вытащил украинский самолет Ан-24 и виртуозно перенес его на подвеске на расстояние почти в 300 километров.

…Восточный Тимор запомнился необычными морскими пейзажами. Остров расположен посреди Индийского океана в Юго-Восточной Азии, климат там более мягкий, нежели африканский. Фрукты, овощи произрастают круглый год в диком виде, а посему аборигены не особо утруждаются, живут на всем готовом, как в раю. Там Левицкий впервые увидел китов. Курс пролегал над Индийским океаном, пилоты называли его «голубым маршрутом». Каждый раз перед ними раскрывалась потрясающая картина, а когда в поле зрения попадали гиганты океанов, они даже снижались, чтобы лучше разглядеть их.

Обратный путь домой был непростым. В полете заболел один из пилотов – подхватил в Африке малярию. Экипаж совершил вынужденную посадку в Каире, больного госпитализировали. А сургутские вертолетчики, чтобы как-то убить время, совершали экскурсии по окрестностям, посетили египетские пирамиды. Через четыре дня экипаж в полном составе вылетел с аэродрома Каира и взял курс на Россию. Миссия завершилась. 

osmotr_materialnoy_chasti_vertoleta_mi-1.jpg

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.