Выбран регион
×
История
0

Выход в свет: становление культурно-просветительской работы в Ларьякском районе

Так называется книга краеведа Мухамата Ишбаева, вышедшая недавно. В ней впервые описываются отдельные страницы истории Ларьякского района. 

В частности, представлены материалы о создании районной газеты, начале радио- и кинофикации, ликвидация неграмотности, становлении учреждений культуры и образования, истории Ларьякской школы, подготовки национальных кадров. Освещено и становление советской власти на самой дальней точке района благодаря усилиям работников Толькинского красного чума. 
В очерках впервые приведены биографии рядовых работников просвещения и культуры, внесших свой вклад в становление Ларьякского района. 

Как «окультуривали» местных жителей 
В 1929-1931 годах в аппарате Ларьякского туземного исполнительного комитета не было специалиста по народному образованию. В 1931 году исполком переводит учителя школы-интерната И.С.Карташева инспектором политпросвета «с возложением обязанности ведения и руководства делом народного образования и заведования районной избой-читальней». Его и можно считать первым инспектором народного образования в Ларьякском районе. 
В этом же году создается культурно-социальный отдел народного образования, в штате которого заведующий, инспектор и бухгалтер. С увеличением школьной сети и решаемых задач позже добавили единицу школьного инспектора. 
Первым заведующим культурно-социальным отделом райисполкома, затем районным отделом образования был Иван Иванович Корепанов, назначенный 1 апреля 1932 года. Данная структура районного отдела народного образования (РОНО) существовала до начала 50-х годов.
С начала зарождения района и вплоть до конца сороковых годов вопросами развития политико-культурно-просветительных учреждений занимался отдел народного образования. В подчинение отдела образования переходят школы, красные уголки, избы-читальни, библиотеки, красный чум, школа-передвижка, детская площадка, клубы. 
 В 1932 году РОНО «за отсутствием компетентного работника по здравоохранению» занимается (правда, ненадолго) и работой по здравоохранению.
Для ликвидации неграмотности организовали два пункта, которые меняли свою «резиденцию» через шесть месяцев. Для массового обслуживания населения предлагается направлять «агитповозку», которая передвигается по определенному маршруту, оснащенная кино и радио, для «...пропаганды советских мероприятий». В Ларьяке открыли районную избу-читальню с библиотекой. 
К концу 1931 года в районе насчитывалось уже шесть учреждений, из них Ларьякская школа 1 ступени с интернатом, школы 1 ступени в юртах Охтеурье, Тархово, Корлики, Большой Ларьяк, изба-читальня в самом районном центре. В 1932 году открылась школа в юртах Колек-Еган. 
В деле культурного строительства была важна поддержка населения. Натускинский родовой совет в 1929 году планирует ликвидацию неграмотности, вербовку детей в школу, «втягивание» женщин-остячек в работу родового совета, борьбу с пьянством, самогоноварением и азартными играми. Жители юрт Охтеурье своими силами построили избу-читальню, пристройка в 1933 году была завершена, изба-читальня получила помещение со сценой. 
Постепенно начинают складываться формы и методы работы: громкие читки газет, книг, беседы по актуальным политическим, образовательным, юридическим вопросам, постановка концертов и спектаклей. В 1932–1933 годах выписывались 288 экземпляров газет и журналов, выпускалась районная стенная газета. В район начинает проникать и технический прогресс: были установлены 3 радиоточки, 11 наушников, население получило возможность смотреть кинофильмы, слушать радио. 
Основной проблемой того периода можно назвать острейший дефицит квалифицированных кадров, поэтому они приглашались из других регионов, порой не самой высокой квалификации и подготовкой не по педагогическому профилю. В самом начале в учреждениях народного образования работали восемь человек. 

Один матрац и 8 картин
Отдел народного образования вынужден использовать учителей и в качестве работников культуры: избачами, ликвидаторами неграмотности, зачастую перебрасывая их из одного пункта в другой. Например, Сидорова командируют в Корлики учителем, на Тольку – заведовать красным чумом. Мера эта вынужденная, нужно было закрывать вакантные должности. Кадровый дефицит будет ощущаться в районе долгие годы, создавая дополнительные издержки, связанные с отсутствием плановости и преемственности, нестабильностью. Вплоть до конца 30-х годов в районе кадровая проблема решается только за счет командированных из округа или приезжих из других мест. 
Тяжело продвигается в районе работа по созданию инфраструктуры. Материальная база изб-читален была очень слабая. Лишь одна имела помещение, другие располагались в приспособленных зданиях, даже в жилом доме. Помещения часто использовались под склад, для проведения совещаний или собраний, что мешало основной работе. Литературы, инструкций, листовок не хватало, из округа методический материал не поступал. Инспектор РОНО в докладной записке отмечает, что приходится вручную размножать директивы для ликвидаторов. На размножение директив 33 года у него ушел почти месяц. Числившийся в отчетах красный чум до 1932 года фактически не работал из-за отсутствия снаряжения, литературы, необходимых хозяйственных принадлежностей, а главное – постоянного работника.
Не лучше обстояло дело и с материальной базой школ. Школы в Большом Ларьяке, Колек-Егане ничем не отличались от туземных юрт; пособий, книг не хватало. Учитель юрт Большой Ларьяк вынужден был сам таскать дрова из леса для отопления школы. Из описи имущества корликовской школы, составленной заведующим Сидоровым, можно узнать, что из учебных пособий было 15 букварей, 13 игрушек, 8 картин; по одной штуке: долото, клещи, брусок. Для нужд интерната имелись один матрас, один примус, один чайник, один топор, две железные печи и другого добра понемногу. В школы района периодическая печать не поступала, в работе преобладали словесные формы. На одном из совещаний учителей упрекнули в отсутствии исследовательской, лабораторной работы, экскурсий. Да и как можно было их обеспечить с вышеперечисленным набором имущества? И куда совершать экскурсию, если только не на природу? Несмотря на финансовые трудности РОНО в 1932 году организовал экскурсию группы взрослых и детей в село Самарово.

Школа на 15-ти квадратах
Материальные издержки были, но они не могли остановить культурные процессы, благодаря самоотверженной деятельности работников просвещения. Для приобретения необходимого оборудования красному чуму райисполком командирует учителя Сидорова и заведующего районо Корепанова в Свердловск. Ценное и дефицитное оборудование было доставлено, что позволило открыть красный чум на далекой Тольке. 
Не обходилось и без курьезов. В 1932 году правление интеграла в юрты Большой Ларьяк передает радио для использования в избе-читальне, однако продавец поставил его у себя дома. Ситуацию поправили после вмешательства ликвидатора Станкевича. 
Использование возможностей радио в деле просвещения населения тоже было одним из приоритетов руководителей образования. Реализация технических, организационных мероприятий позволила в середине 30-х годов заложить основу для радиофикации района.
Головной болью руководителей РОНО каждый год была подготовка школ к новому учебному году. Не случалось периода, чтоб какая-нибудь школа, интернат не были готовы к приему детей. Зачастую бывало, что с завершением занятий учителя уезжали в отпуск, а заниматься ремонтом было некому. Так, в 1932 году обследуется охтеурская школа. Трудно назвать школой приспособленное помещение в 15 квадратных метров и интернат, под одной крышей с туземным советом. Школа оказалась не готова к зиме. Как раз в этот период окружной отдел образования объявил декадник проверки школ и «штурма» подготовки к началу занятий. Председатель райисполкома Сигильетов требует Охтеурский совет здание законопатить, обмазать глиной, сделать завалинки, что и было в авральном порядке выполнено. 

Все создавалось «с нуля»
В деле развития культурных процессов в Ларьякском районе в период 30-40-х годов основная роль принадлежит районному отделу образования и первым его руководителям. П.А. Афанасьев, заведующий ларьякской школой, автор первого пособия на ваховском диалекте, писал о необходимости «организовать руководство работой школ не случайной инспектурой русских, а работниками, имеющими какой-нибудь опыт в тузриках…», потому что любому руководителю трудно быстро изучить территорию, специфику школ, познакомиться с работниками. 
Заведующие отделом народного образования в 1930-е годы:
Карташев Иван Степанович - 1931 год;
Корепанов Иван Иванович - 1932 год;
Макушин Дмитрий Федорович - 1934-1935 годы;
Санникова Татьяна Петровна - 1935 год;
Долгушин Александр Андреевич - 1936 год;
Лукьянов Дмитрий Васильевич - 1936-1937 годы;
Звезда Николай Прокопьевич - 1938-1939 годы.
Заслуга этих людей в обеспечении поступательного движения народного образования в районе несомненна.
Силами малочисленного аппарата РОНО были организованы всеобщее начальное образование, ликвидация неграмотности и малограмотности, повышение культурного уровня населения, укрепление кадрового состава учреждений. С нуля создавалась материальная база в условиях ограниченных материальных ресурсов и дефицита кадров. Были и ошибки, недочеты, упущения, но они не умаляют достигнутых результатов.


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$