×
История
0

20 лет назад освятили Покровскую церковь Ханты-Мансийска

14-го октября, когда православная церковь празднует Покров Божией Матери, в городе Ханты-Мансийске особый день — именины у церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Самарово.

Разрушенная в советское время в годы гонений на церковь, она была воссоздана на сохранившемся фундаменте и освящена великим чином в 2000 году.

«Впервые храм Покрова Божией Матери в Самарово упоминается в Самаровской летописи примерно в 1743 году, — рассказывает митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. — Первый храм был деревянный, но уже в 1817 году он был перестроен в каменный, в той архитектуре, в которой дошел до 20-х годов прошлого века».

Истоки строительства

200 лет назад Тобольский Благочинный соборный иерей Петр Фелицын сообщил Самаровскому духовенству решение жителей о постройке новой, каменной церкви. В то время в Самарово насчитывалось 242 дома. Духовенство состояло из двух священников, дьячка и двух пономарей.

Волостной голова Борис Губин 1 июля 1808 года собрал сходку, на которой присутствовало 115 крестьян и ясашных остяков. Все они дали согласие на строительство каменной церкви

«В чем ценность была села Самарово? — рассуждает почетный житель города Ханты-Мансийска, заслуженный строитель РФ Владимир Семенов. — Оно располагалось, как таможенный пункт, на слиянии Оби и Иртыша и большая часть средств на строительство этого храма было собрано как таможенная пошлина с судов, проходящих мимо Самарово».

Каменная одноглавая церковь, основной объем которой построен по типу «восьмерик на четверике» стала настоящим украшением Самарово. Рядом — трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Ни один путешественник, побывавший в селе и оставивший его описание, не забыл упомянуть о церкви Покрова Пресвятой Богородицы с зелеными куполами, награждая ее различными превосходными эпитетами. В 1860 году один из торговцев рассказывает, что «...шумное село Самаровское — единственная сколько-нибудь важная пристань всей водной системы Западной Сибири. Село прекрасно обстроено, с богатою каменною церковью».

Интересна история появления в середине 18 века в Ханты-Мансийске Знаменской иконы Пресвятой Борогодицы, связанная с Покровским храмом.

Следовавшие с иконой в Иркутск путешественники несколько дней не могли продолжать путь из-за внезапной непогоды. Только обратившись с молитвой к Богородице, они поняли, в чем промысел Божий — икона решила остаться здесь.

Помолившись, они оставили икону в Самарово. Тотчас буря утихла, и путешественники благополучно проследовали далее.

Возрождение древней святыни

Церковь Покрова украшала Ханты-Мансийск до 30-х годов 20-го века. К сожалению, ее постигла та же участь, что и сотни храмов Советского Союза. Церковь разобрали, а ее кирпичи использовали на строительстве рыбоконсервного комбината.

Советская власть уничтожила храм, но не память людскую. После многих лет гонений и распада СССР в России началось возрождение веры, стали строиться и восстанавливаться храмы.

В 1994 году в Ханты-Мансийске по инициативе главного архитектора округа Николая Гордеева, с помощью присланного в город священника — отца Сергия Кравцова и прихожан Знаменского храма были проведены раскопки по обнаружению фундаментов церкви.

«Это для нас была конечно большая радость, — вспоминает протоиерей Сергий Кравцов, благочинный Ханты-Мансийского благочиния, в то время настоятель Покровского храма. — Соприкасаясь с историей, мы чувствовали что-то особенное, соединяющее нас с предками и конечно, ощущали и Божию помощь. Эти работы явились и фундаментом будущей общины этого храма».

То, что храм необходимо восстановить, понимали и жители города, и местные окружные и городские власти. В феврале 1997 года был создан фонд по восстановлению храма Покрова, возглавил его П.Е. Лодыженский.

Проект восстановления Покровского храма бывшего села Самарово, а ныне города Ханты-Мансийска выполнил новосибирский архитектор Николай Казаков. Строили храм всем миром и к началу 2000 года основные работы были завершены.

«К 2000 году были выполнены основные работы, — вспоминает Владимир Семенов, — Были заказаны колокола, купола, кресты все закончили к празднику Покрова Пресвятой Богородицы 2000 года.

В день Покрова Пресвятой Богородицы — престольный праздник храма, 14 октября 2000 года, митрополит, а в те годы архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил главный престол Покровского храма и два его придела — северный в честь Святителя Николая Чудотворца и южный, в честь Абалакской иконы Божией Матери.

«Можно считать этот храм народным, — утверждает благочинный Ханты-Мансийского благочиния, протоиерей Сергий Кравцов, — Ибо наши горожане вкладывали не только финансовые средства, но и душу, и были не столько наблюдателями, а большей частью участниками этого строительства».

Новая история. Патриархи и духовное воспитание

Многих исторических личностей помнит Храм Покрова: князя Александра Меншикова, сподвижника Петра Первого, следовавшего из Петербурга в ссылку в Березово; Великого Князя Алексея Александровича, третьего сына царя Александра II; священномученика царя Николая II, тогда ещё цесаревича, наследника престола.

Уже после восстановления в Покровской церкви побывали два Российских Патриарха: в августе 2001 года храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий 2-й, а в сентябре 2013 года именно с Покровского храма свой архипастырский визит на Югорскую землю начал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Многие составляющие духовной жизни прихода сложились именно в Покровском храме — первый клирос и первые звонари, хор «Анастасис», возрождающий традиции знаменного пения, православный детский сад, Воскресная школа и гимназия, движение «Сибирь молодая православная».

«Деятельность нашей Воскресной школы, как учебного заведения, не ограничивалась оградой церковной, но вышла за её пределы, — рассказал благочинный Ханты-Мансийского благочиния, протоиерей Сергий Кравцов. — Это, кстати, отмечали во время визитов в Покровский храм святейшие Патриархи Алексий и Кирилл. А постановки и спектакли на духовные темы, восходящие к историческим, культурным, традиционным истокам, доносили православные истины до жителей нашего города».

За годы трудов по благоукрашению Покровского храма появились уникальные резные киоты, хранящие храмовые иконы.

Здесь поменяли полы и основную входную дверь, произвели реконструкцию окон и дверей, установили новую вентиляцию. Удалось восстановить и мемориальное кладбище, исторически расположенное рядом с покровской церковью.

По историческим сведениям, на кладбище у храма Покрова было более десятка захоронений. В 90-х годах восстановили часть наиболее ранних, к 2020-му работа была завершена. Установили мемориальные плиты, точно воспроизводящие надписи на могилах наших предков-жителях села Самарово.

Восстановленный храм расписан впервые

Кстати, первый Каменный храм, построенный в Самарово, никогда не был расписан. Сегодня, попечением и трудами митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла, стены и своды храма покрыла прекрасная роспись, созданная псковскими мастерами-иконописцами.

Выполненная в греческом стиле мастеров Ватопедского монастыря Святой Горы Афон с элементами сербской школы, храмовая роспись помимо богородичных и господских праздников, житийных событий святителей Восточной и Западной церкви, включает и образы новомучеников и исповедников Сибири, имеющих прямое отношение к Покровскому храму.

«В проёмах одного из окон Абалакского придела, — рассказал псковский художник-иконописец Олег Поволоцкий, — мы изобразили святителей-новомучеников Германа Вязниковского и Онуфрия Старооскольского, убитых в 30-х годах прошлого века. Житие этих православных епископов связано с этой землей: один из них служил в этом храме будучи в ссылке в Самарово, второй несколько раз, бывая в селе проездом, совершал богослужения в Покровском храме».

«Я надеюсь, что наша роспись повлияет на молитвенное состояние молящихся в Покровском храме, что они, молясь о благоукрасителях, не забудут и нас», — уверен художник-иконописец Александр Кетросан.

20 лет — срок немалый, и очень многое удалось сделать благодаря трудам большого количества неравнодушных и горящих верой, деятельных и бескорыстных людей. Многое предстоит еще сделать и в плане благоукрашения Покровского храма.

«Поскольку храм освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, есть мысли изменить цвет крыши в голубой цвет, который в церковной колористике считается более традиционным для Богородичных праздников, — делится планами ключарь Покровского храма, иерей Димитрий Губанищев. — Есть в перспективе и расширение церковной лавки, и обустройство газовой котельной».

С восстановлением церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Самарово выстроилась историческая цельность Ханты-Мансийска — духовные древние нити сплелись в Покров, хранящий от всякого зла столицу Югры и всю нашу Югорскую землю молитвами Божией Матери.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии