×
Общество
0

Как коммунальщику избежать профессионального выгорания – советы директора УК «Сибпромстрой-25» Андрея Гапонова

Какими профессиональными навыками необходимо овладеть, чтобы суметь управлять жилым фондом сразу нескольких крупных микрорайонов города? Получить образование агронома, поработать охранником, кочегаром, сантехником, организовать собственное дело, научиться управлять многоквартирными домами и «заклинать змей» (овладеть навыками в области психологии). И очень любить свою работу, предпочитая количество и сложность задач суммам в расчетной ведомости. Эту «дорожную карту» по построению карьеры в сфере ЖКХ создал Андрей Гапонов, директор управляющей компании «Сибпромстрой-25», в зону ответственности которой сейчас переходят все микрорайоны, построенные ГК «Сибпромстрой» в Сургуте.

А хотел ухаживать за растениями...
О работе в сфере коммунального хозяйства, тем более об управлении густонаселенным и высокотехнологичным «городом в городе», в середине 1990-х житель Омской области Андрей Гапонов даже не задумывался. Трудовую судьбу начинающего ученого агронома решил случай, приключившийся в первый же день работы по специальности.
- Меня просто забыли в поле. Пройдя до дома километров 15 пешком, я подумал, что это не совсем то дело, которым бы я хотел заниматься всю жизнь. Потому моя карьера агронома продлилась меньше недели, - вспоминает сегодняшний директор одной из крупнейших управляющих компаний Сургута, в обслуживании которой находится уже 880 тыс. квадратных метров жилья.
Для справки. В системе управления многоквартирными домами группы компаний «Сибпромстрой» сегодня происходит реорганизация – несколько разрозненных управляющих компаний, созданных и продолжающих создаваться одновременно с вводами в эксплуатацию жилых комплексов, объединяются в общую структуру. Это 880 тыс. квадратных метров жилья и более 15 тыс. лицевых счетов (квартир и объектов коммерческой недвижимости, расположенных на первых этажах жилых зданий).
И молодой специалист решил сменить сельское хозяйство на работу в городской среде. Вариантов трудоустройства у ученого агронома практически без опыта работы оказалось немного. Потому трудовую биографию, несмотря на наличие диплома о высшем образовании, пришлось строить с нулевой отметки – работал оператором газовой котельной при заводе, охранником, а в 1999 году случай привел в Сургут на работу вахтовым методом в одну из строительных организаций на монтаж инженерных систем при строительстве жилых домов в качестве слесаря-сантехника. 
- В 2001 году организация прекратила свое существование, и я был вынужден вернуться в Омск. Но уже с новой профессией – в Сургуте я получил не только опыт работы по новой специальности, но и теоретические знания и удостоверение о прохождении курсов в учебном комбинате. В Омске получил статус ИП и какое-то время зарабатывал самостоятельно. А потом увидел объявление: «В новую управляющую компанию требуется мастер сантехнического участка». Решил попробовать – у работы в системе тоже есть свои преимущества, как и у самозанятости. И преимущества системы на тот момент оказались весомее, - говорит Гапонов.

Как заслужить доверие жильца
Уже через два месяца мастер с опытом предпринимательской деятельности был назначен главным инженером, а затем, пройдя профильную переподготовку и получив диплом специалиста в сфере управления многоквартирными жилыми домами и коммерческой недвижимостью в филиале одного из московских вузов, полностью возглавил управляющую организацию небольшого городка. На тот момент – единственную.
Для начинающего руководителя жилищно-коммунальной структуры это был очень интересный и полезный опыт. Представьте жилфонд небольшого городка (управляющая компания, которую возглавил Гапонов, работала не в самом Омске, а в области). Это многоквартирные дома старой застройки с небольшим количеством квартир, собственники которых – по большей части люди преклонного возраста, привыкшие за годы жизни платить только за потребленные ресурсы (электричество, тепло, воду) и не желающие понимать, что содержание жилого фонда и его эксплуатация тоже стоят денег.
- Много часов упорной работы по организации и проведению общих собраний жильцов пришлось провести, – вспоминает коммунальщик. – Но усилия того стоили: в итоге мы смогли убедить жителей более сотни многоквартирных домов стать настоящими хозяевами. Как заслужить доверие собственника? На самом деле, все просто. Надо относиться к людям хорошо, ведь в первую очередь именно они – наши работодатели. Мы и сегодня придерживаемся этого же принципа при приеме сотрудников на работу: умение общаться с людьми – вот что важно. А также быть профессионалом своего дела.
В группе компаний «Сибпромстрой» наш собеседник начал свою карьеру с должности инженера по эксплуатации инженерных систем в одном из подразделений - в управляющей компании, созданной для обслуживания микрорайона 20А (ул. Университетская).

цитата 
Андрей Гапонов:
 «Как заслужить доверие собственника? На самом деле, все просто. Надо относиться к людям хорошо, ведь в первую очередь именно они - наши работодатели»

- Я вернулся в Сургут из Омска в 2010 году, сперва устроился главным инженером в одну из УК, обслуживающую три больших дома по  проспекту Ленина. Но объем работ был небольшим, коллектив – маленьким. Стало скучно. Вот и нашел вариант с должностью и зарплатой даже ниже той, где работал. Но не пожалел: динамичная компания, постоянное оживление, новые люди, новые лица. Жилой фонд увеличивается, технологии строительства и эксплуатации становятся сложнее и технологичнее. Работать стало очень интересно, тем более что благодаря руководителям компании этот процесс с каждым годом набирает обороты, – говорит Андрей Гапонов.

Как успокоить «Шапокляк» 
Сегодня ситуация с трудоустройством в управляющие компании Сибпромстроя выглядит по-другому. Зарплата здесь несколько выше, чем в среднем по городу. Правда, рабочая нагрузка значительно больше: сказывается плотность населения в новых высотных микрорайонах.
- Девчонки иногда рыдают (коллектив управляющих организаций ГК «Сибпромстрой» в основной массе женский, если не брать в расчет рабочих – сантехников, плотников, электриков и других. – Прим. автора.). Причем в буквальном смысле слова – откровенные хамы из числа клиентов в нашей работе, увы, не редкость. Успокаиваю. Если становлюсь свидетелем (дверь в кабинет руководителя постоянно настежь, с рабочего места хорошо просматривается примерно половина помещений офиса УК. - Прим. автора.), перевожу удар на себя. Но мы еще на собеседовании предупреждаем людей: запасайтесь пустырником, работа стрессовая. Особенно у мастеров, ведь именно им приходится постоянно быть «на острие», общаясь с жильцами напрямую, - делится наболевшим директор УК.

880 тыс. квадратных метров жилья обслуживает управляющая компания «Сибпромстрой». 
50 тыс. человек – число жителей, пользующихся услугами управляющей компании. 
230 человек – постоянный коллектив управляющей компании

Кстати, стереотип, что самый скандальный клиент – это пенсионер, в данном случае не работает. Жилфонд новый, пожилых жителей в нем пересчитать можно. Закатывают истерики и откровенно грубят сотрудницам коммунальной сферы, как правило, здоровые мужики в самом расцвете лет. И лично меня – автора – это наблюдение коммунальщиков не особо удивило: ведь преимущественно именно эта категория ведет себя по-хамски и по отношению к соседям: паркует машину на тротуар, оставляет мусор на лестничной площадке, у подъезда, гремит перфоратором в неурочное время и так далее. Одним словом, «старуха Шапокляк» в наши дни заметно преобразилась.

Как избежать профессионального выгорания
Именно из-за таких персонажей профессиональное выгорание среди специалистов коммунальной сферы совсем не редкость.
- Но я сомневаюсь, что уже смогу поменять профессию. Неважно, где буду работать – здесь, в другой компании, другом городе. Обслуживание домов, коммуналка – это теперь уже до конца, - рассуждает специалист коммунальной сферы.
А избежать профессионального выгорания в этой сфере можно, если сделать свою работу образом жизни, делится секретом Андрей Гапонов. Воспринимать находящийся в обслуживании жилфонд как собственный дом, поддерживать порядок, ведь постоянно что-то улучшать хорошему хозяину не лень никогда.

Закатывают истерики и откровенно грубят сотрудницам коммунальной сферы, как правило, здоровые мужики в самом расцвете лет

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии