На стыке авангарда. Испробовав гиперреализм, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, сургутский художник основал собственное направление

Захотелось познакомиться с творчеством художника Виктора Романова после того, как услышала положительный отзыв о его работах от главы сельского поселения Русскинская Александра Сытова. 12 июня, ко Дню России, в Русскинской проводились обширные культурные мероприятия, в том числе была организована выставка работ этого художника. Александр Владимирович по образованию учитель изобразительного искусства, поэтому его мнение для меня стало авторитетным в данном случае.

…Семья Романовых переехала в Сургут в 1967 году, когда Виктор пошел во второй класс. С тех пор он и проживает здесь, все чувства, переживания его связаны с этим городом и его жителями - вот этими скупыми данными и ограничился весь рассказ художника о себе. Зато он с воодушевлением рассказывал о творчестве своих кумиров, о литературе…

Нужда не тетка

Закрытость Романова пришлось приписать необычности творческих натур. На самом деле, они имеют право быть отчужденными или рубахой-парнем, подавленными или буйными – какими угодно, на то и есть творческие личности. К тому же они не работают на производстве, поэтому исключительно зависят от художественных предпочтений общества: их творчество либо востребовано в данный период жизни социума, либо нет. А если художник – неординарный, не вписывающийся в сегодняшние рамки, непонятый, даже отвергаемый? Абсолютное их большинство, к примеру, великие импрессионисты и авангардисты, такие как голландец Ван Гог, француз Моне, русский Малевич, к коим тяготеет в своем творчестве Виктор Романов – на этой почве все испытывали материальные трудности. Многие жили на содержании: кто-то - у брата, кому-то помогали меценаты. А нужда, как известно, не тетка родная. Виктор Михайлович, кстати, тоже признался, что живет с 89-летней мамой, не ходячей, и с которой они невольно находятся на иждивении друг у друга: он - ухаживает за ней, она – его содержит…

Найти отклик в душах

Кстати, картины рассказали об авторе больше, чем он о себе.

Начинал Виктор, как и многие, с гиперреализма. Об этом свидетельствуют картины «Улица Университетская. Сургут», «Улица Студенческая. Москва», написанные карандашом. В них в точности отображается реальный окружающий мир, как в фотокопии действительности - на раннем этапе творчества он показал себя как талантливый портретист и пейзажист.

Однако, дарование сургутского художника в полную силу раскрылось в символических и абстрактных картинах. Этому поспособствовало посещение им музеев Москвы и Санкт-Петербурга, знакомство с картинами прославленных мастеров живописи. Наиболее яркое впечатление произвело на него творчество Моне. Постепенно у Романова выработался собственный стиль: автор накидывает на свои картины некий туман, который цветными брызгами стушевывает очертания изображенных людей, домов, предметов… Мне кажется, что этим способом художник закрывается от окружающей действительности, но в то же время призывает зрителя к сотворчеству: разгадывать, что-то вспомнить, провести свои параллели. Ведь предназначение человека искусства – найти отклик в душах людей, радовать их своими творениями, заставить задуматься, сопереживать, подсказать что-то важное для них.

Лично меня не оставили равнодушными две его картины, даже, признаюсь, довели до слез. Первая из них - «На Оби», где изображена спящая река-кормилица. Безжизненное в это время года пространство: закованная в панцирь изо льда река сливается с зимним тусклым небом, лишь только посередине, разрывая это единое полотно, угадываются очертания противоположного берега. Взгляд приковывает фигура одинокого рыбака на лодке, который своим промыслом обеспечивает жизнь себе и своим близким. На голове рыбака непонятной формы головной убор, издалека напоминающий вьетнамскую панаму. Но, скорее всего, он намотался шарфами, чтоб защититься от холода. У меня же этот странный убор вызвал ассоциацию с кавказской шапкой с большим козырьком, так как, глядя на картину, вспомнила то время, когда в первый раз оказалась в Сургуте и подселилась на временное проживание к доброй азербайджанской семье. Из окна балка, что стоял неподалеку от берега, частенько через морось дождя или в весеннюю непогоду, когда стекла облеплял мокрый снег порывами ветра, смотрела на Обь и размышляла о своей материнской доле, вынуждающей работать в этом холодном крае, чтоб обеспечить жизнь детей, как тот рыбак...

Вторая картина – «Утром». Не будучи любительницей стиля «ню», быстро пробежалась взглядом по таким работам, тем более женщины у Романова – безликие: изображены лишь торсы от колен и до шеи, тоже нечеткие, таинственные, под каплями романтических брызг. Но вот картина, где стоит только что проснувшаяся женщина, сразу зацепила: безмятежная, с расслабленными руками вдоль туловища, довольная жизнью и собой, никуда не спешащая, налюбленная… Как хотелось бы оказаться на ее месте! Мы, большинство современных женщин, просыпаемся по-другому – уже в заботах, тревожные, напряженные…

Свое, собственное

По словам самого художника, его работы из серии «Ангелы» некоторые приравнивают к врубелевским картинам. Моему же неискушенному вкусу работы сургутянина больше по душе, чем демоны Врубеля – они светлые, добрые, скорбящие.

Творчество художника особенно ценно в том случае, если он сумеет придумать что-то необычное, новое. Если Казимир Малевич со своим Черным квадратом, затем кругом и крестом положил начало течению, названному супрематизмом, за которое, кстати, был гоним властями, то наш земляк тоже основал целое направление в искусстве, которого доселе не было. Название ему – гипергеометризм.  Слава Богу, в наше время нет жесткой цензуры на творчество, не говоря о гонениях, и художники имеют возможность выставлять свои авангардные работы. К слову, в декабре состоится выставка Романова в Ханты-Мансийске.

Виктор Михайлович шутя сказал, что с этой публикацией дарит мне право «первой ночи» на его детище, так как до этого о гипергеометризме никто и нигде не писал. Но автор данной статьи, к сожалению, разбирается в живописи лишь на уровне выпускника средней школы, к тому же 30-летней давности, поэтому не может рассказать читателям во всей полноте о таком специфическом, новаторском разделе его творчества. Оставим это право специалистам, которые, надеюсь, обратят более пристальное внимание на работы местного мастера. Вчитайтесь, пожалуйста, в следующие слова, их сказал профессионал: «…Творчество Романова уже стоит вровень с творчеством Малевича, Кандинского, Филонова, а иногда и превосходит их». Такую высокую оценку дал академик Никандр Мальцев в интервью российским СМИ в 2011 году.

Произведения Виктора Романова украшают залы русских музеев и частные коллекции зарубежных стран: Италии, Германии, Англии, США и мировой столицы изобразительного искусства - Парижа.

 

 

 

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.