Кульпас павыл

Так манси называли Сосьвинскую культбазу
Автор текста: 
22.10.2015

Ее появление в жизни Остяко­-Вогульского округа ознаменовалось первым приказом по кадровому составу – 16 октября 1933 года. В том списке числятся Гаврил Варлаков и его сын Марк, оба столяры.

У Марка был фотоаппарат, что необычно для того времени, да еще в таежной глуши. Культбаза почти сразу стала очагом цивилизации – с больницей, школой-­интернатом, Домом туземца, красным чумом, электростанцией, столярной мастерской, баней с прачечной, метеопунктом, зооветеринарным пунктом и даже с парниками и теплицей.

Всю эту социально­-просветительскую структуру обслуживали специалисты если не с высшим образованием, то со средним – обязательно.

И столяр­-фотолюбитель Марк Варлаков снимал события, происходившие на культбазе. Он был метким стрелком, опытным следопытом, учил интернатовских ребятишек ставить капканы, петли на зверя, а они за ним гурьбой ходили.

Мне повезло: придя к Петру Марковичу за письмами его отца­-фронтовика, я увидела солидный пакет черно-­белых фотографий и еще больше стеклянных негативов. Многочисленные снимки запечатлели жизнь культбазы во всех ее проявлениях. Без пре­увеличения, это зафиксированный для потомков кусочек истории экономического и политического развития Югры.

Вот лозунг того времени: «Ни одного работника не должно быть вне учебы туземного населения». Среди работников культбазы, мечтавших вовлечь в процесс цивилизации неграмотных манси, выделялся Марк Варлаков. Сам от сохи и не очень­-то образованный, он расширял кругозор через книги, общение с культбазовской интеллигенцией.

Петр Маркович рассказал, что отец дружил с Аркадием Лоскутовым, очень уважал директора школы Алексея Голошубина, хорошо знавшего языки жителей края – зырян, ненцев, манси. Перебирая фотографии, он сокрушается что не найдет те, где они засняты, зато интересно комментирует другие.

– Вот здесь, за топографической вышкой, была паровозная станция, где стоял локомотив, дававший свет, топили его дровами, позади – жилой дом. Это – отец, учит детей ставить капканы… Чаепитие детей и родителей в столовой интерната. Ребята строем направляются в палаточный пионерский лагерь…

Культбаза, строившаяся на голом месте, как магнит, притягивала к себе рыбаков, оленеводов, охотников. На снимках Лоскутова, Варлакова дети в традиционной одежде исполняют национальные танцы.

Есть здесь и другие, не менее интересные: праздничная демонстрация, соревнования юных лыжников и даже, что совсем уж необычно для Сосьвы, – конькобежцев.

Петр Маркович дает мне большую фотографию:

– Это – культплашкоут, который в рейсах буксировал катер «Культурник». На нем разместили каюты для слесаря по ремонту ружей, переводчика, медработника, учителя и других специалистов культбазы.

Плавучая культбаза объезжала большие и совсем малочисленные юрты по Сосьве и Ляпину. Когда приставала к берегу, ее встречали с почетом, как посланца другой жизни – слушали лекции, читку газет, смотрели кино, учились грамоте.

Дом туземца, переименованный в Дом народов Севера, тоже вел культурно-­просветительную работу, даже с выездами по юртам. Именно в Сосьве состоялась первая олимпиада оленеводов, ставшая традиционной как оленьи гонки.

В середине тридцатых годов на культбазе работали три врача, в том числе стоматолог, – и это в краю, где царствовали туберкулез, трахома, ревматизм! Рассказывают, что вначале аборигены боялись медиков, но когда манси Остерова отважилась рожать в больнице и при выписке ее одарили бельем и пеленками – сами пошли к врачам, и даже с детьми.

Немало внимания Марк Варлаков уделил хозяйственной деятельности культбазы – изготовлению кирпича, овощеводству, исконным видам промыслов. Таких снимков много – и было бы еще больше, но в середине 1941 года он ушел на фронт, оставив дома жену Валентину, которая ждала четвертого ребенка. Он посылал ей нежные, заботливые письма, но это уже совсем другая история.

 

Мансийско-Сосьвинская культбаза особого управления развития хозяйства народов Севера при Главном управлении Северного морского пути Совнаркома СССР была организована в 1933 году. Управляла социальными учреждениями на территории совета, проводила культурно-массовую, просветительную работу среди национального населения. Ликвидирована в 1960 году.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Охота на батарейки продолжается!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.