Выбран регион
×
Культура
0

Научить слушать музыку важнее, чем ее исполнять

2017-й для Сургутского музыкального колледжа – год юбилейный. К своему 45-летию колледж подошел, имея за плечами немало заслуг и достижений. В рамках юбилейных празднований в образовательном учреждении прошла Всероссийская научно-практическая конференция (НПК) «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства». Чрезвычайно насыщенная повестка и солидный состав участников позволяют говорить о конференции как об одном из значимых, авторитетных в нашем регионе форумов в сфере культуры и искусства. 

Кстати, в этом году конференция также отмечает свой первый скромный юбилей – это пятое по счету мероприятие, проводимое в стенах Сургутского музыкального колледжа. В течение недели ведущие музыканты-исполнители и педагоги России читали лекции, проводили семинары и мастер-классы, обсуждали актуальные вопросы теоретического и практического образования в сфере культуры и искусства. Корреспондент «СТ» встретился с одним из участников НПК - профессором Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, кандидатом искусствоведения Владимиром Ревой и побеседовал с ним. 
- Владимир Васильевич, в чем отличие нынешней конференции от предыдущих, если не брать во внимание, что для колледжа этот год – юбилейный?
- Очень сложно однозначно ответить на ваш вопрос. Дело в том, что в России организовать мероприятие подобного уровня не в состоянии ни одно среднеспециальное учебное заведение. Это уже говорит о многом. Теперь  обратите внимание на участников  конференции: все они - специалисты высочайшего класса, к примеру, в прошлом году в работе конференции приняла участие Дина Константиновна Кирнарская, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения.  Это специалист в области музыкальной психологии не только всероссийского, а мирового уровня.  В этом году состав не менее солидный – А.Б. Тростянский, профессор Московской государственной консерватории (МГК) им. П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ,  А.С. Рыжинский, профессор РАМ им. Гнесиных, Н.И. Тарасевич, профессор, ученый секретарь МГК им. П.И. Чайковского,  доктор искусствоведения. 
- Обращает на себя внимание, что одним из направлений в работе НПК стала тема экологических корней в культуре. Простите за дилетантство, но каким образом и в чем конкретно соприкасаются эти два направления – экология и культура,  включающая в себя искусство, художественное, музыкальное  образование?
- Действительно, в этом году было предложено новое актуальное направление – экологические корни культуры. Мы все живем не в вакууме, нас окружают природа, общество, и от нашего отношения к этому живому миру напрямую зависит и наша жизнь, ее качество. Вообще проблемы культуры и экологии – это очень сложные и многоуровневые вопросы. Я могу вам очень долго рассказывать о том,  что  входит в понятие экологической культуры и почему она является  неотъемлемой частью духовной культуры общества и человека. Кстати, само слово «культура» экологично по своей сути. К примеру, культура возделывания земли – это же наука, которую человек постигал с древнейших времен. Мы же под культурой в ее высшем понимании подразумеваем процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. 
- На конференции рассматривались вопросы современных стандартов образования. На мой взгляд, в классическом музыкальном образовании что-то кардинально поменять невозможно…
- Знаете, в свое время был сделан, надо признать, очень бестолково, так называемый второй стандарт художественного образования. Это, кстати, не единственный вариант, сейчас действует стандарт «3.плюс» и разрабатывается «3.2.плюс». Эти стандарты разрабатывало Министерство образования, а не Министерство культуры.  В них было немало непонятных требований, к примеру, лабораторные работы…
-  Как это?..
- Вот так! Но, слава богу, Александр Сергеевич Рыжинский включился в процесс разработки нового стандарта «3.2.плюс», он стал более внятным для нас, понятны стали все прописанные там компетенции. Он позволит нам хотя бы отойти от тех нормативов, которые принимали люди, мягко скажем, далекие от нашей сферы. К примеру, в советское время я окончил ассистентуру и аспирантуру МГК и получил всего лишь свидетельство. Я не имел диплома! Хотя  уровень советского образования был очень высоким. Сейчас в соответствии с новыми  стандартами, принятыми в 2015 году,  ассистентура и стажировка - это надвузовское и послевузовское образование. Человек получает диплом государственного образца. Но, главное, мы с этими стандартами будем работать по собственным профессиональным программам, а не спущенным сверху. Еще одна не менее важная задача, которая сегодня лежит в основе современных стандартов начального образования,  – готовить слушателя,  потому что без грамотного слушателя музыкальное искусство мало чего стоит. Именно поэтому массовую культуру сегодня определяет примитивная поп-музыка. А потому научить слушать симфоническую, классическую музыку, сделать человека музыкально развитым в наши дни не менее важно, чем готовить исполнителей.


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$