×
Общество
0

«Игрушки для думания»

Как представили Югру на фестивале Русского географического общества в Москве


Ненецкие чумы, татарские юрты, мансийские и хантыйские головоломки – многообразие культур и климатических зон представлено на третьем фестивале Русского географического общества. Можно погулять на кубанской свадьбе, послушать горловое пение, отведать национальных блюд, принять участие в зажигательных чукотских танцах.

Душа России
«Душа России – это ее люди!» – под таким девизом в этом году открылся фестиваль РГО в Центральном доме художника. Фестиваль объединил более 190 народов нашей страны, 30 российских регионов представили свои экспозиции, более 50 мастеров, знатоков народного творчества приехали в столицу.
– Нам бы хотелось, чтобы те традиции, которые были заложены веками у народов России, сохранялись. И чтобы ни у кого не было желания войти туда в грязных башмаках, вытащить кого-то и насильно переместить куда-то. Это неправильно. Самый правильный подход – беречь, сохранять и дорожить всем тем, что есть, – сказал президент РГО Сергей Шойгу, открывая выставку.
Посетителям выставки было на что посмотреть: архивные документы, рисунки, материалы этнографических экспедиций, подлинники старинных карт и рукописей, связанные со знаменитыми путешествиями и открытиями. В РГО, как сказал Сергей Шойгу, собрана самая крупная географическая библиотека в Европе – 500 тысяч томов, карт, документов.
На фестивале представили свадебные обычаи разных народов. Например, москвичи узнали, как проходил обряд вхождения будущего супруга в семью невесты у манси. В день свадьбы молодой человек приходил в дом своей невесты, покрыв платком голову. Платок – подарок будущей теще. Жениха же сажали на колени будущему тестю, приговаривая: «Считай тестя отцом-батюшкой!»
А вот у сахалинских ороков проводился обряд топтания котлов. Покидая отчий дом, девушка должна была идти, наступая поочередно на выставляемые по дороге котлы. Только в этом случае брак будет счастливым.

Северная игрушка
Одно из центральных мест выставочной площади занимал этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», только что отметивший 30-летие. 
Все дни работы выставки научный сотрудник сектора музейных программ и проектов музея Анатолий Брусницин проводит мастер-классы: работает с деревом, берестой, кожей. Больше всего народа собирается, когда Анатолий предлагает решить какую-нибудь головоломку.
– Нужно перегнать колечко вот сюда, не развязывая узлов, – объясняет он. – Так дети обских угров с малого возраста развивали и моторику пальцев, и смекалку.
В традиционной семье, конечно же, знают эту головоломку – «Вет лов тынуп юх», что означает «стоимостью пяти лошадей палочка».
Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу: тот приехал менять свой товар на пушнину. Три дня купец разгадывал головоломку, но так и не разгадал. Придя к охотнику, попросил раскрыть секрет. Охотник согласился, но только в обмен на пять лошадей. Купец не стал торговаться. Так с тех пор эта головоломка и называется.
К стыду своему, я этот квест не прошла, а вот стойбищный ребенок в свои шесть лет вполне справляется. Быть может, потому, что с детства знаком с игрушками для думания – «нумас тыюн тупсэт». Это такие «кубики Рубика» в северном варианте: головоломки из шести палочек или из девяти. Необходимо сначала разобрать «кубик», а потом придать ему изначальную форму. Кажется, все просто, но…
Надо сказать, в традиционной семье обских угров игрушки никогда не были простым развлечением. Благодаря им из поколения в поколение передаются знания, навыки и умения. Через них обские угры готовят детей к взрослой жизни, воспитывают будущих охотников, оленеводов, хранительниц домашнего очага.
Как рассказывает Анатолий, с самых ранних лет дети из традиционной семьи копируют то, что происходит в жизни взрослых. Каждый мужчина, например, носил на поясе приспособление для развязывания узлов, выполненное из небольшой кости. Крепилось оно к поясу на веревочке определенным способом. Детям всегда хотелось снять его с пояса. «Щул вус юх пул» – палочка для пуговичной петли – стала для детей своеобразной головоломкой.
Могу свидетельствовать: редкому взрослому, пришедшему на фестиваль РГО, это удалось – снять палочку с петли, не развязывая узелка. 
У девочек же основной игрушкой была кукла акань. Ее изготовляли безликой. Считалось, что так она не сможет навредить ребенку. Взрослые верили, что, если положить акань в колыбель, она будет охранять сон ребенка.
Дети народов ханты и манси с удовольствием играли с такими куклами, благодаря им девочки становились хорошими хозяйками и рукодельницами. Каждый желающий мог попробовать сделать такую куклу из ткани, тесьмы, меха. На фестивале можно было даже примерить традиционный костюм ханты и манси.

Взгляд изнутри
– На фестивале наш музей совместно с общественной организацией «Спасение Югры», а также региональным отделением Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе презентовал интерактивный выставочный проект «Обские угры: взгляд изнутри», – рассказывает директор музея Людмила Алферова. – В основе проекта – показ уклада жизни обских угров на примере трех поколений одной семьи. Сотрудники музея – носители культуры ханты и манси – рассказывали о духовных традициях, особенностях быта обских угров, семейных ценностях, проводят мастер-классы по работе с деревом и берестой, изготовлению куклы акань, ткачеству циновок, работе с бисером. Какая она, традиционная семья? В первую очередь, мастеровая. Каждый занят своим делом: кто шьет, кто из бересты готовит домашнюю утварь. Старшее поколение представляет в «нашей семье» душа музея – Зоя Никифоровна Лозямова, народный мастер России, хранительница народных обычаев, родившаяся, как говорила ее мама, с иголкой в руке. Ее «внучка» – сотрудник Дарья Татаринова – перенимает секреты мастерства, творчески переосмысливает жизненный багаж старших. Среднее поколение представляют Надежда Коновалова и Анатолий Брусницин – опора «семьи».
Как отметила Людмила Алферова, в сентябре музей «Торум Маа» и общественная организация «Спасение Югры» подписали соглашение с региональным  отделением Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе о сотрудничестве и уже приступили к реализации совместных проектов. Участие в работе фестиваля в Москве – одно из них. 
– Заявок от нашего региона на участие в фестивале было много, но, видимо, наша концепция показалась интереснее, поскольку тема «этнография» стала ключевой в работе третьего фестиваля РГО, а для нашего музея с самого его рождения сохранение традиций коренных народов Обского Севера было и остается главным смыслом деятельности, – пояснила директор музея.
С РГО, по мнению Людмилы Алферовой, сотрудничество будет расширяться. В музее, например, в летние каникулы реализуется полезный проект «Таксар Махум – Крепкие Люди», его еще называют школой выживания в условиях Севера. Как ориентироваться в лесу, из чего можно сварить в тайге обед, если продукты закончились, как развести огонь, как стать, в конце концов, крепким человеком, – этому музейщики обязательно научат. Подобные программы можно было бы проводить и совместно с Русским географическим обществом, которое, как сказал Сергей Шойгу, объединяет тех, кто любит свою страну и ее историю.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии