Борис Клюев на судьбу не роптал

Если ты не ленишься, жизнь дарит тебе счастливые моменты.
Автор текста: 
24.06.2016

В Нижневартовске побывал с творческим визитом артист Малого театра Борис Клюев. Встреча с ним стала возможной благодаря совместной программе СИБУРа и государственного Театра Наций, которая предполагает проведение в городах предприятий СИБУРа гастролей Театра Наций, фестиваля в Тобольске и реализацию проекта «Имена».

о время живого общения с признанными мастерами сцены, как в случае с народным артистом России Борисом Клюевым, узнаешь, что искусство не перевернулось с ног на голову и все так же обращено к душе человека.

В наши дни большое кино уступает телефильмам, сериалам, и потому актера знают прежде всего по роли Николая Воронина в сериале «Воронины», за которую он получил телевизионную премию ТЭФИ. Но больше все-таки тех, кто видел его в фильмах и телеспектаклях советского периода, когда Борис Клюев играл отрицательных персонажей - иностранного агента – в фильме «ТАСС уполномочен заявить», Кудряша в «Грозе» А.Островского и Молчалина в «Горе от ума» А.Грибоедова в версии Малого театра…

Дар сказочника и острослова

Свою встречу со зрителями Борис Клюев выстроил из нескольких частей – рассказывал о себе, читал прозу, стихотворения, отвечал на вопросы. И звучала правильная русская речь, произносились фамилии писателей, актеров, режиссеров, о которых мы сегодня редко вспоминаем, но именно они и есть наша культура, которой мы гордимся.

Слушать Бориса Клюева было одним наслаждением. Он работает более четырех десятков лет в одном театре и безмерно счастлив таким обстоятельством, преподает в Щепкинском училище, а увлекся театром еще в школе… Рос в обычном московском дворе, был отъявленной шпаной. В школе даже оставался на второй год, и изменил его жизнь театр…

- В пятом классе пионервожатая попросила меня выступить перед четвероклашками, предупредив, что есть только одна перчаточная кукла Баба-Яга, - рассказывал Борис Владимирович. – Я встал за ширму, стал говорить, и неожиданно во мне открылся такой дар сказочника и острослова, что все просто рыдали от смеха. Потом был спектакль «Чертова мельница», где я играл черта первого разряда. Успех был грандиозный! В школьном буфете пропускали без очереди. После записался в театральный кружок при Доме журналиста, поступил в театральное училище имени Щепкина, отслужил в армии, по окончании учебы меня пригласили в четыре театра. Один из них - гремевший в то время театр имени Моссовета, где работали Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Вадим Бероев. Мне очень хотелось туда попасть. Но один старый артист, узнав, что меня еще приглашают в театр имени Ленинского комсомола, в Тулу и в Малый театр, посоветовал идти в императорский Малый театр, о чем я потом никогда не жалел. Это мой театр. Очень рад, что судьба распорядилась именно так, что здесь я сыграл огромное количество ролей классического репертуара. В то время в театре работали звезды – Игорь Ильинский, Михаил Царев, Михаил Жаров, Борис Бабочкин, Елена Гоголева. Когда они шли по коридору, мы, молодежь, прижимались к стенке, чтобы прошли великие.

Картины стали культовыми

Борис Владимирович рассказывал, что не стал замыкаться на театре и начал пробоваться в кино, пройдя все ступени ада молодого артиста. Когда увидел, как Иннокентий Смоктуновский идет с конфетками к ассистентам по актерам, спрашивая, нет ли для него ролей, то понял, что тебя выбирают, а не ты. И потом, когда ты двадцать лет работаешь на имя, то затем оно работает на тебя. Поначалу снялся в картине «Конец «Сатурна» в роли немецкого офицера. Думал, что проснется утром знаменитым, но не было ни одного звонка. Продолжал параллельно с театром, где предстояло года три выходить в массовках, как это было тогда принято, ходить на пробы, и вот он - Его величество случай! Бориса Клюева пригласили на съемки в Ленинград на историко-революционную картину «Крушение империи». Снимал ее Владимир Корш-Саблин, постановщик «Константина Заслонова», и молодой артист оказался в компании таких актеров, как Павел Панков, Владислав Стржельчик, Михаил Волков.

- Чем хорош кинематограф? – Встречами! – делился со зрителями Борис Клюев. - Мы поехали во Владимир к Василию Шульгину – бывшему министру Временного правительства. Во время Великой Отечественной войны его арестовали с Красновым в Югославии, посадили в СССР и освободили лишь во время оттепели. Он жил в однокомнатной квартире. Очень обрадовался, когда к нему пришла киногруппа, чтобы поговорить о том времени. Играл нам на скрипке… Тогда, в силу молодости, я не очень осознавал ту замечательную встречу. Но прошли годы, и думаю, как все нам близко... Этот человек подписывал отречение царя Николая II, он один из основателей белого движения. Человек из другой эпохи… и такое общение может подарить актерам кино.

- Постепенно, если ты не ленишься, жизнь дарит тебе счастливые моменты, - продолжал Борис Владимирович. - Одним из таких моментов был звонок из Одесской киностудии с приглашением на роль графа Рошфора в «Трех мушкетерах». Увидев меня, режиссер сделал кислое лицо, и я подумал тогда: «Ну и не надо, попробуюсь, докажу, что я хороший актер, увижу Одессу, в которой никогда не был». Меня не утвердили. Но так как заказ на съемки был от Центрального комитета по телевидению и радиовещанию, то все пробы пришли в Москву, и здесь утвердили уже своих актеров. И я снялся в этой легендарной картине.

По словам Бориса Клюева, затем вновь пришлось долго ждать очередного приглашения на роль. Это был Шерлок Холмс, на которого пробовали и Василия Ливанова. В большой роли Борис Владимирович сниматься не смог и появился на экране в качестве старшего брата Шерлока Холмса. Еще один звонок – роль шпиона в фильме «ТАСС уполномочен заявить». Картину курировал Андропов, предложивший показать киношникам, что чекисты не зря хлеб едят. Актер вспоминал, что успех у фильма был поразительный! Консультанты резали картину, как могли, но образ Сергея Дубова – «Трианона» все равно получился ярким. Актер сделал вывод, что не надо роптать на судьбу, хотя его три года потом не снимали. Считали, что зрители будут видеть в персонажах Клюева все того же шпиона «Трианона».

Вместе с тем перечисленные картины оказались культовыми, и уже не одно поколение растет на них, отмечал актер. Киноработ у него было много, за что он благодарен судьбе. Снимался во Франции в роли Вагнера в фильме «Жизнь Берлиоза». Были съемки в Китае, в Америке. То, что произошло недавно – тоже, считает, из разряда уникальных. Его пригласили в ситком «Воронины», который снимается седьмой год…

Любимая роль

Съемки у актера всегда шли параллельно с работой в Малом театре, в котором он с 1969 года. Себя считает театральным актером. Ему гораздо интереснее сыграть роль в трехчасовом спектакле, чем в кино. Его любимая роль – Арбенин, которого называли русским Отелло. Играет ее в «Маскараде» Лермонтова второй сезон и находит все новые нюансы. Хотел бы сыграть Маттиаса Клаузена в пьесе Гаупт-мана «Перед заходом солнца», но нет режиссера. Сейчас приступает к репетициям роли Яичницы в «Женитьбе» Гоголя. Искренне не понимает, как можно выходить на сцену человеку, не учившемуся актерскому мастерству, в то время как другие продолжают и после вуза познавать любимую профессию. Как-то выбрал время, чтобы посмотреть «Вишневый сад» в МХТ, так как сам собирался ставить эту пьесу. Вышла на сцену в роли мирового репертуара – Раневской - сценаристка Рената Литвинова. Играла, кривляясь и «разговаривая» руками. Не выдержал, через 20 минут ушел. Ну что за засилье дилетантов! Основатели театра – Станиславский и Немирович-Данченко, наверное, в гробу бы перевернулись. Актер был глубоко обижен, оскорблен и сказал об этом на камеру оказавшимся рядом телевизионщикам. Он проходил отбор на вступительных турах, мечтал о сцене, занимался, а, оказывается, ничего этого не нужно. До него из зала вышла Светлана Крючкова и сказала слово в слово то, что произнес он. Любые эксперименты – пожалуйста! Поиск всегда интересен, считает актер. Но есть классические театры, которые должны сохранять традиции. Если этого нет – все развалится. Вся культура. У Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге свой авторский современный балет. Но такого уровня, что все зрители аплодируют стоя, приводил пример Борис Клюев. Он был свидетелем того, как в Бостоне театр Эйфмана попросили остаться после месячных гастролей еще на месяц, и все русские Бостона ходили гордые и у них постоянно спрашивали: «Вы знаете Эйфмана? Какой у него балет!» Ну так и в случае с «Вишневым садом» МХТ. Открывайте драматурга Чехова, а не закрывайте его.

…Любимым режиссером Бориса Клюева в Малом театре был Борис Бабочкин, более знакомый нам по кинороли Чапаева. Гениальный режиссер. Ставил такие спектакли! Так любил молодежь. Борис Клюев благодарен судьбе за встречу с Бабочкиным. Он учил профессии. Иногда даже с голоса учил. И поначалу актер сопротивлялся, но потом, когда текст становился родным, он понимал, что любой спектакль - это как музыка, в котором у каждого своя партия.

- В Малом театре следят за тем, чтобы сохранить русскую речь, русские традиции, это национальный театр, - рассказывал актер. – Много в зрительном зале молодежи. Она приходит на классику и получает удовольствие. Однажды спектакль «На каждого мудреца довольно простоты» А.Островского выкупила Государственная Дума. Во время просмотра стоял гомерический хохот. После Владимир Жириновский сказал: «Этого не может быть! Это вы сами придумали». Ему дали текст, написанный 150 лет назад и абсолютно актуальный и сегодня, чтобы депутат убедился: все то же самое, ничего не изменилось со времен Островского… 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Местное время

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.