Бремя власти. Как работала таёжная демократия по-ваховски

До образования Остяко­-Вогульского национального округа в туземном Ваховском районе действовали родовые советы, каждый объединял жителей нескольких юрт. Совет не только решал житейские вопросы таежников, но и вершил родовой суд.

ЗАКОНОВ МЫ НЕ ЗНАЕМ

Уполномоченный комитета Севера Томского округа Воложанинов зимой 1929 года приехал в село Ларьяк. Составляя информацию для Александровского райкома партии, он отметил важность работы родовых советов. По его словам, люди охотно шли сюда со своими нуждами и «беспрекословно подчинялись».

Во время командировки на Вах Воложанинов изучил и такой вопрос, как работа родовых судов, и пришел к выводу, что «с введением судебных функций при родовых советах облегчилась жизнь туземцев в разрешении спорных вопросов – туземец всегда остается доволен вынесенным решением суда: они знают, что судит их свой народ». Тем не менее он предложил кое-­что изменить, а именно, упразднив судебные функции родовых советов, передать их одному из членов туземного райисполкома (тузРИКа), в помощь которому необходимо выделить заседателя в каждом родовом совете, назвав их «судьями». Представителю тузРИКа следовало периодически посещать родовые советы и юрты для разбора дел.

Свалившееся на таежников бремя власти некоторых испугало: особенно непонятно было, как должен действовать родовой суд? Поэтому не случайно на заседании Сигильетовского родового совета жители спрашивали: «Как будем судить, если мы неграмотные и плохо говорим по-­русски, законов не знаем?» Секретарь родового совета Уразов успокоил: «Я вам зачитаю и разъясню, как нужно приступать к разбору того или иного дела».

На вопрос, какое наказание может дать родовой суд – штраф, принудительные работы или тюрьму, он ответил: может присудить арест, то есть тюрьму от одного дня до шести месяцев, принудительные работы до одного года и штраф до 500 рублей, но последнее у человека нельзя отбирать, а только лишнее.

РАСЧЁТЫ В БЕЛКАХ

Какие же дела рассматривали родовые суды до той поры, пока туземный район не вошел в состав Остяко­-Вогульского национального округа? Материалы об этом хранятся в Государственном архиве Югры и архивах Томска. Вот несколько примеров. Житель юрт Натускин пожаловался на то, что Егор Сигильетов купил у него «половину конской шкуры за две белки», но до сих пор не уплатил за покупку. Теперь продавец требовал взыскать с обманувшего его покупателя не две белки, а пять рублей, но ответчик не явился на заседание.

Некто Мурзин задолжал одному из местных жителей за стог сена. Дело было так: владелец продавал два стога по три рубля каждый. Мурзин уплатил только пять рублей, а рубль остался должен. Но родовой совет отказался разбирать это дело, выдвинув интересный мотив: тяжба связана с русским.

А вот еще одно интересное дело: Сигильетов из юрт Больше-­Пылинских потребовал взыскать с жителя юрт Максимкиных 16 белок за купленные у него сапоги. Покупатель ранее уже уплатил половину – 16 белок. Факт купли-продажи подтвердили свидетели. Стороны примирились: нового владельца сапог обязали расплатиться белками в два срока.

К выстраиванию судебной системы население отнеслось серьезно. На одном из общих собраний жителей села Ларьяк куратор, прибывший из райцентра Александровского Томского округа, куда территориально входил Ваховский тузрайисполком, прочитал доклад о работе народного суда. В решении собрания записали: просить нарсуд два раза в год, во время весенней и зимней ярмарки, приезжать в Ларьяк «для проведения в жизнь революционной законности и инструктирования родовых советов в их судебной деятельности».

4.jpg

ХОТЬ БЫ МАЛОСТЬ КУМЕКАЛ

В январе 1930 года, как раз в период ярмарки, в Ларьяке побывал секретарь Александровского райкома партии Перепелицин. Возвратившись обратно, он написал «товарищеское письмо» секретарю Томского окружкома партии. Судя по всему, партийный секретарь никак не мог найти общего языка с Комитетом Севера, который, по его мнению, «не кует и не мелет». Тем не менее из поездки он сделал вывод: «Наблюдая в период ярмарки за туземной массой, нужно сказать, что туземная масса начинает понимать и усваивать то, что советская власть идет им навстречу».

Решения родового совета, по сути, были решениями народного вече, так сказать, демократия в действии. Чтобы убедиться в этом, перелистаем, к примеру, протоколы общих собраний граждан Натускинского родового совета. 19 января 1930 года сюда съехались 30 жителей близлежащих юрт. Надо было рассмотреть пять вопросов, один из них касался принятия в родовой совет пятерых жителей деревни Кабиной, хотя жить они собирались по-­прежнему на территории Нижневартовского совета. Свою просьбу жители деревни мотивировали тем, что им удобнее и выгоднее промышлять со своими «однородцами по национальности», то есть с ханты. «Числясь в списках Нижневартовского совета, мы не имеем права промышлять в других местах», – сообщили они. За прием проголосовало большинство.

РАССЕЯТЬ КРИВОТОЛКИ!

В конце 20­х – начале 30­х годов местная власть развернула борьбу с шаманством и самогоноварением. 5 мая 1930 года на заседании Корликовского национального совета выступил некто Вогулкин, который заявил, что «шаманство является одурманиванием темного народа».

23 декабря 1930 года на заседании президиума Ларьякского тузрайисполкома прозвучали слова: «Мы должны сделать расслоение населения. Шаманов, которые извлекают пользу, надо лишать голоса. Группы бедноты при райизбиркоме должны выявлять классовое лицо лишенцев (так называли тех, кого власть лишала избирательного права. – Авт.)». Но председатель тузрайисполкома Сидор Сигильетов, ханты по национальности, не согласился с такой постановкой вопроса:
«В районе много шаманов, надо выявить тех, кто извлекает пользу. Есть ведь и шаманы бедные – как с ними быть? Сам я сижу в тузрайисполкоме как переводчик, а наши члены райисполкома – люди темные, да и сам я темный человек. У нас лишать избирательного права некого. Если кого-­то надо лишать, то мне тяжело это будет делать. Русских ведь не лишают, что они на бандурке или гармошке играют. А у нас кто на бубне поигрывает, того, выходит, и лишать надо. Это неверно. Лишать надо тех, кто плату берет».

ПОЖАЛУЙТЕ В НОВОСИБИРСК

Политическая борьба набирала силу. В январе 1931 года состоялся третий Ваховский туземный съезд советов. В ту пору эта территория еще входила в состав Западно­-Сибирского края, но, по всей видимости, уже шли разговоры о том, чтобы присоединить ее к только что образованному Остяко­-Вогульскому округу. Иначе чем объяснить выступление на туземном съезде прибывшего в Ларьяк из Новосибирска товарища Белявских, который заявил: «Краевой исполком решил Ваховский район подчинить непосредственно крайисполкому. Теперь им будет руководить Новосибирск. Это желание остяцкого народа, и оно выполнено».

Только вряд ли это было так. На карте страны уже появилось новое административно­-территориальное образование – Остяко­-Вогульский национальный округ, который и должен был защищать интересы «остяцкого народа» в рамках национального образования, а не Западно-­Сибирского края, который и сам вскоре разделился на несколько областей. Через некоторое время Ваховский туземный район вошел в состав округа как Ларьякский.

Со временем он был преобразован в Нижневартовский и стал одним из крупнейших нефтедобывающих районов не только округа, но и страны.

 

Ханты-Мансийский автономный округ стал первым субъектом РФ, где реализован институт представительства коренных малочисленных народов. В структуре Думы Югры создана Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера. Правовой основой для создания ассамблеи стал устав автономного округа. Впервые ассамблея была сформирована в составе думы второго созыва (1996–2000). В нынешнем составе окружной думы председателем Ассамблеи избран Еремей Айпин. Заместителем председателя – Надежда Алексеева. Ассамблея продолжает работать над широким спектром требующих законодательного решения вопросов в области социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов автономного округа.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Жизнь на буровой
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.