На священном Тромагане

Путевые заметки
Автор текста: 
Автор фото: 
22.08.2014

– Раньше говорили «Торум-еган», что означает «Божья река» («Торум» – Бог, «еган» – река), а вот «аган» переводится как «кривой». Со временем почему-то название исказилось, и Божья река стала Тромаганом, – так объясняли мне старожилы. Еще посоветовали смочить тром-аганской водой макушку головы, чтобы снизошла на меня благодать Всевышнего, что я и сделала, прибыв в детский этнический лагерь «ОРТ-ики»… 

Таёжное царство
Впрочем, все с самого начала. Вместе со мной в автобусе – пятнадцать детей из Русскинской и Тром-Агана, на картах он именуется Юбилейным – так его патриотически переименовали в советское время. Но коренные жители так и не привыкли к новому названию поселка на священной для них реке.
Пересаживаемся в шлюпки, каждый пассажир надевает спасательный жилет, хотя река тихая, на голубом небе ни облачка. Руководитель детской группы Валентина Шадрина лично проверила, правильно ли надеты жилеты. Немного путешествия по водной глади, и мы высаживаемся на берегу небольшой заводи, старицы Тромагана. Поражает белоснежный мелкий песок – куда там до такой чистоты знаменитым заграничным пляжам! Нас встречает Людмила Добрынина – глава национальной общины «ОРТ-ики», в переводе – «Мужчина-богатырь». На ней хантыйское платье и, как положено обычаем, платок.

Гранты Добрыниной
 Пока дети добирались до лагеря, они проголодались, и теперь их в первую очередь пригласили на обед. Суп, макароны с мясом, овощи, фрукты, сладости…  Все уплетали за милую душу. После ужина запланирован вечер знакомств. Ребята разбрелись по территории лагеря, я тоже отправилась на экскурсию. Некогда здесь была деревня Ермаково с рыбоучастком, приемным пунктом и прочими хозяйственными и социальными службами. Добрынина, урожденная Кечимова, бывший учитель, более десяти лет назад создала здесь национальную общину «ОРТ-ики», включив в нее детский этнический лагерь. Не сразу община окрепла. Помогла поддержка мужа Виктора Ивановича, дочерей Марии и Елены. Пришлось испытать недостаток средств, недоверие властей, но, похоже, большие трудности остались позади. 
Людмила Егоровна сумела получить шесть различных грантов. Благодаря им купили трех оленей, большие холодильники, две электросушилки для грибов и лекарственных трав, коптилку, снегоход «Ямаха», электрогенератор… Помог деньгами из депутатского фонда хантыйский писатель Еремей Айпин. Недавно управление культуры администрации Сургутского района подарило шикарный и дорогой сах.  
– Посмотрите, какое необычное сочетание хантыйского и ненецкого орнаментов. – Людмила Егоровна нежно проводит руками по узорам саха. – Зимой он пригодится в различных программах «ОРТ-ики». Община – это комплекс традиционного хозяйствования с просветительской деятельностью.

На месте хантыйской деревни
Знакомлюсь с лагерем. В отдельных корпусах располагаются столовая, склады, спальные помещения. Эти современные здания дополняют традиционные лабаз, чум с ребячьими поделками и ритуальными принадлежностями, уличная печь (нянь-кер). На противоположном берегу старицы – большой кораль для оленей. И главное: вокруг сосновый бор. Кажется, что сосны, покачивая верхушками, переговариваются, распространяя целебный хвойный аромат. 
Ребята уже перезнакомились. Одни с упоением гоняют мяч, другие играют в теннис, качаются на качелях.
Брат Добрыниной Анатолий повел меня на прежнее место деревни. Там все заросло. 
– Вот здесь  еще несколько лет назад стоял последний дом, а еще раньше были юрты Ермаковы, со своими князьями – жрецами Русскиными, велась торговля с осевшими неподалеку потомками казаков Ермака, они давно перемешались с ханты. Оленная дорога шла до Сургута, потом по ней пошли машины. Черные копатели искали здесь хантыйские ценности, рвы и ямы до сих пор не заросли. – Я слушаю Анатолия, а сама все оглядываюсь по сторонам. 
– Почему здесь так много металлолома, каких-то железных конструкций? 
Анатолий хмыкнул: «Так тут базировались нефтяники Комсомольскнефти, это их следы. Нынче наводнение было, какого не видели более  двадцати лет, – продолжает он. – Лагерь тоже затопило. Я вам сейчас покажу Шаман-гору – большое молельное место, сюда съезжаются все окрестные ханты, женщинам запрещено здесь быть, да и чужих не жалуют». С берега Шаман-гору, точнее высокий холм, хорошо видно, но сфотографировать ее не получалось.

Голубая чудо-поляна
Вечером в предвкушении праздника дети собирались в чуме, у младших на мордашках – нетерпение. Людмила Егоровна сообщила, что журналисты окружной газеты прислали им подарки. Я рассказала о нашей работе, акциях в помощь больным детям, коренным жителям, беженцам с Украины… Они призадумались, но оживились, когда Добрынина вручила каждому коробки с карандашами, блокноты и наборы для лепки.    
– Завтра сходим на чудо-поляну, потом пойдем кормить оленей. В этих словах ребятне почувствовалась тайна. На утро каждому дали по пакету под грибы и по маленькому ведерку. Не так долго мы шли, но вдруг перед нами открылось голубое пространство: так много здесь было ягод на высоких кустах – голубики, самой нежной ягоды югорской земли. 
Все ушли вперед, а я застряла у первого же кустика, по его другую сторону собирал голубику мальчик. Минут через пятнадцать его ведерко оказалось полным. «Почему ты не ешь ягоды? Для мамы бережешь?» – удивилась я, заметив, что мальчишка все до единой ягодки складывает в ведерко. «У меня нет мамы, я живу с сестрой, ягоды ей и детям». Только теперь я узнала Сережу Сопочина, Люда взяла его на воспитание, когда сама была совсем юной, но в детдом не отдала.

Лакомство из червивых грибов
В лагерь дети возвращались довольные ягодной «охотой» и предстоящим общением с оленями, угощение для них собрано: в пакетах– белые грибы. В корале высыпали их на землю. Олени сразу налетели на угощение. Особенно они любят червивые грибочки, в которых содержатся протеины, белки, так нужные организму. А я увидела, как олень объедает куст голубики. Удивительно всеядное животное. 
Конечно, три лагерных оленя – не поголовье оленевода, они – для общения с детьми. Бегают за ними, только копыта щелкают, как кастаньеты. 
Кораль огораживает четыре гектара тайги, так что тут можно найти ягоды и грибы, однако территория довольно захламлена, но она взята в аренду и любые преобразования не приветствуются:   лесной хлам со временем перейдет в природное удобрение. Зато обнаружены два уникальных дерева – старый замшелый великан кедр и такая же престарелая береза, раскинувшая по верху две большие ветки, как руки. Теперь дети намерены придумать им имена. Это уже конкурс. 
Кстати, в лагере есть гостевая береза, и даже  не одна, а семь (для ханты священное число). Здесь можно загадать желание, повязав на ветки ленту или лоскут ткани. Я бродила по лесу, вдыхая целебный воздух, и понимала, что таежные сказки, предания рождаются от таких впечатлений. Подтверждение получила вечером, когда дети занимались изготовлением сувениров. Мальчики делали  маленькие берестяные чумы, девочки плели бисерные украшения, слушая рассказы о традициях в хантыйском быте, древней культуре аборигенов. 
В календарном плане до конца школьных каникул –  поездка на соседнее стойбище, «уроки» по изготовлению рыбацкого запора, мордушки, лука, заготовке кедрового корня, сбору камыша и трав для циновок… Я увидела устройство для плетения травяных ковриков. Ими застлан пол в чуме. Особенно понравился коврик из разноцветной травы.

Разговор как урок языка
Время за рукодельем идет незаметно. Людмила Егоровна разговаривает с детьми по-хантыйски, хотя, как некоторые городские жители, язык знает не очень хорошо. «А вы неправильно говорите», – вдруг поправляет  ее Алеша Покачев. 
И начался общий разговор-экзамен: рыболовная сеть – «колып», дом – «кот», невод – «сойп»… 
Алеше дома подарили личного оленя, и сейчас он придумал ему имя – Норок, что означает «послушный, смирный». 
Скоро закончится безмятежное время летнего отдыха. 
– В школу хочется идти? – спрашиваю ребят. Отвечают уклончиво. Еще несколько дней, и они разъедутся по домам. На прощанье будет зажжен костер, приготовлен вкусный ужин с пирогами из голубики и черники. А Людмила Егоровна уже думает о программе на будущие школьные каникулы, на зимний период. Этнический лагерь принял в прошлом году 240 человек, нынче – 230 за полгода. Так что его популярность возрастает.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.