×
Аналитика
0

Безбилетные.Почему ветеранов войны в Сургуте выгоняют из общественного транспорта?

«Я ветеран войны. Вчера меня выгнали из автобуса!» - такие звонки в редакцию «Сургутской трибуны» стали поступать с завидной регулярностью еще на прошлой неделе. Как удалось выяснить журналистам, жалобы небезосновательные. С недавнего времени изменился механизм заключения договоров между городской администрацией и предприятиями-перевозчиками, который отныне не позволяет субсидировать поездки граждан льготных категорий. Каким будет выход из ситуации - в материале «СТ».

«Вывели за руку, как школьницу!»

Анна Дмитриевна Кудашева - узник концлагеря, ей 78 лет. На общественном транспорте ветеран войны передвигается практически каждый день.

- Раньше достаточно было ветеранского удостоверения, чтобы проехать в автобусе бесплатно. А с этого года кондукторы ругаются, говорят, чтобы я платила. Я ссориться не люблю, не в том возрасте. Просто сказала, что не буду платить за проезд, - рассказывает Анна Дмитриевна.

Указали на выход, несмотря на ветеранскую корочку и председателю городского клуба блокадников Нине Дмитриевне Шешуновой. Несколько недель назад в мороз ее без церемоний попросили выйти из автобуса №7.

Как рассказывают в ОАО «СПОПАТ», произошедшая с ветеранами ситуация вполне закономерна, поскольку с этого года муниципалитет практически никак не субсидирует льготников. Ввиду тяжелого финансового положения многие перевозчики отменили своим росчерком пера все льготы - даже для ветеранов. Многие, но не все. В частном предприятии «Алсу», например, эти теперь уже дополнительные расходы готовы нести, говорят, что дня них это дело чести.

Спустя пару недель действия подобных «санкций» перевозчики вместе с руководством департамента городского хозяйства встретились за столом переговоров.

- Финансировать нас в больших объемах не стали, если не сказать наоборот - субсидий на льготников нет, а топливо в цене растет. С начала года мы эту льготу отменили, но потом Ассоциация пассажирских перевозок собрала совещание, где было решено все же оставить право бесплатного проезда за пятью категориями ветеранов войны, - объяснил начальник отдела эксплуатации ОАО «СПОПАТ» Александр Мартынов.

so.jpg

Просто стыдно

Кого на самом деле должна мучить совесть - вопрос действительно спорный, ведь ветеранов в Сургуте осталось не так уж и много, всего 826 человек. В их числе труженики тыла, блокадники, узники концлагерей, а также герои и инвалиды войны. Для бюджета крупнейшего муниципалитета региона затраты, кажется, небольшие.

- Самая большая категория - это труженики тыла. В прошлом году их было 793 человека, а в этом году около 600 человек. Что же касается остальных льготников, которые сейчас не пользуются правом бесплатного проезда, то в основном это общественники. Их количество - более 8000 человек, - поясняет начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства Сургута Любовь Усанова.

Кстати, инициировали выход на местных парламентариев именно в департаменте городского хозяйства, который, по сути, и вовсе не отвечает за вопросы социальные.

- Ситуация, конечно, крайне сложная, ведь не обеспечить правом бесплатного проезда ветеранов войны - просто стыдно. С другой стороны, ДГХ выполняет свою задачу - обеспечивает перевозку пассажиров. А вот вопрос социальных льгот - вотчина управления социальной защиты. Впрочем, мы готовим документы и обоснования для депутатов о выделении средств. Планируем в марте выйти на публичное обсуждение вопроса, - прокомментировал «СТ» директор департамента городского хозяйства Сургута Константин Карпеткин.

Осадок остался

Городские депутаты уже в курсе ситуации. Однако оптимизма в этом вопросе пока не видят. С принятием Федерального закона №44 «О контрактной системе закупок в сфере товаров и услуг» выделить деньги из городского бюджета для компенсации затрат на проезд льготников просто не представляется возможным.

- Ранее мы ежегодно рассматривали этот вопрос на думских заседаниях, но в этом году фактически закон запрещает предусматривать субсидию для льготных категорий. И лично я пока не вижу выработанного механизма выплаты такой субсидии перевозчикам. В любом случае мы будем работать и решать сложившуюся ситуацию вместе со всеми участниками этой истории, - заверил депутат думы Сургута Дмитрий Пахотин.

P.S.: После того как все официальные комментарии для этой публикации были собраны и, казалось, ситуация прояснилась - перевозчики согласились перевозить ветеранов бесплатно неопределенное время, мы снова связались с главными героями материла. Узница концлагеря Анна Дмитриевна Кудашева рассказывает, что буквально на днях ее вновь пытались выгнать из автобуса. «Те, кто имеют право на льготу, те лежачие!» - сказала как отрезала кондуктор. После таких аргументов хочется рассказать историю из детства Анны Дмитриевны:

«Мне было три года, когда немцы гнали нас до Бобруйской крепости: там и был концлагерь. Я хотела кушать и кричала. Немец подошел к моей маме и сказал: «Матка, успокой дите!». А потом сказали, что нас будут сейчас сжигать. Мама прижала меня и моего брата к груди и говорит: «Сынок, ты не беги! Нас сейчас убьют, а ты не убегай, все равно не убежишь!». И тут откуда ни возьмись ворвались наши солдаты. Мы все побежали врассыпную на железную дорогу, где шли поезда.  Мы запрыгивали в первые попавшиеся вагоны без разбора и убегали от страха и обстрелов…»

Остается надеяться, что это частный случай, ведь Ассоциация пассажирских перевозок уже приняла экстренные меры и, возможно, вопрос теперь только в недостатке информации у исполнителей, то есть кондукторов. В любом случае ветеранов, в случае если они попадут в подобные неприятные для них ситуации, в департаменте городского хозяйства просят запоминать госномера автобусов или маршрутных такси и сообщать об инцидентах по телефону 52-45-12 в отдел по организации транспортного обслуживания населения.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии