Выбран регион
×
Экономика
0

Друзья поневоле

97 магазинов федеральной торговой сети «Магнит», 69 «Монеток», 27 «Пятерочек» работают сегодня на территории Сургута и Сургутского района. Но объемы продаж продукции местных товаропроизводителей между тем упали в разы...

Разбитые надежды
- Если у торговой сети «Лабаз» объемы продаж составляли 58 тонн, то у зашедшей на ее место «Пятерочки» - всего 5,8 тонны в месяц. «ОКей» реализует всего 2,5 тонны. Извините, но у меня в «Купавах» (автолавках, - прим. авт.) продается больше, - привел пример того, как выстраиваются, а точнее - не выстраиваются взаимоотношения между федеральными торговыми сетями и местными товаропроизводителями руководитель мясокомбината «Сургутский» Александр Лозинский.
Выстраивание взаимоотношений между местными предприятиями пищевой панели и торговыми сетями (по большей части федеральными, так как из местных «в живых» на данный момент остался только «Престиж», в состав которого входят всего два магазина) стало темой круглого стола, который собрал в торгово-промышленной палате Сургута глава города Вадим Шувалов.
Вплотную заняться данным вопросом лично градоначальника подтолкнули несколько моментов. Главные из них - неудовлетворенность горожан соотношением цены и качества продуктов питания в федеральных сетях, практически полностью уже вытеснивших местную торговлю, и неудовлетворенность местных товаропроизводителей, ожидания которых увеличить обороты и, соответственно, прибыли с помощью крупных торговых компаний рассыпались в прах.
Украшение прилавков

Попасть на прилавки федеральных торговых сетей даже сургутскому хлебозаводу, продукция которого представлена сейчас во всех торговых центрах, кроме «Метро», тоже в свое время было нелегко, большинство контрактов заключались по полгода. Но спасибо сургутскому покупателю - взаимоотношения случились. Правда, их качество оставляет желать лучшего.
- Только за прошлый год в результате взаимоотношений с федеральными сетями хлебозавод потерял 15 млн рублей, - подвел итоги директор СГМУП «Сургутский хлебозавод» Сергей Пустозеров. - Причина - большие объемы возврата нереализованной продукции. Сети заказывают товара больше, чем в состоянии продать. Аргумент: «А что, у нас должны быть пустые полки?». Но согласитесь, украшать прилавки хлебом - это, по крайней мере, абсурдно!
Невозможность хотя бы скорректировать объемы поставок здесь, на месте, сетевики, по словам товаропроизводителей, аргументируют ограниченностью полномочий. Дескать, планы по закупочной деятельности к ним стекаются из центров - Москвы, Питера, Краснодара и так далее.

40% составляет торговая надбавка на сургутский хлеб в магазинах сети «Пятерочка», тогда как никогда и нигде данная маржа не превышала 10%

Игра в прятки
Кстати, вопрос полномочий как одной из основных причин всех бед взаимоотношений продавцов и производителей на местах на встрече звучал неоднократно. И не только от представителей бизнеса. Даже если подвижки по какому-то вопросу профильному подразделению администрации - управлению экономики и стратегического планирования - и удается наладить с руководителем местного подразделения той или иной сети, нередко случается так, что через месяц-другой все возвращается на круги своя.
- Руководство меняется раз в два-три месяца. А дела не передаются. Более того, даже новые координаты для обратной связи нам приходится нарабатывать заново, - констатирует замначальника управления экономики и стратегического планирования администрации Сургута Дарья Гаврикова.  
Администрация Сургута попросила представителей сетей впредь придерживаться элементарных правил делового этикета: хотя бы информировать деловых партнеров об изменениях. И не только кадровых. Смена места дислокации местного офиса, контактных телефонов и так далее без предупреждения второй стороны, как выяснилось, явления также нередкие (от автора: а еще неплохо было бы выучить имена-отчества директоров хотя бы основных местных предприятий пищевой панели, тем более что в городе их совсем немного, а масштабы компаний давно уже вышли за рамки не только муниципалитета, но и округа. К примеру, стадо КРС группы компаний Александра Лозинского, расположенных по территории уже почти всей Сибири, одно из крупнейших в стране. И очень скоро станет самым крупным).
А если дальше не прокатит?

Закон, регламентирующий отношения между товаропроизводителями и предприятиями торговли, согласно которому максимальный бонус не должен превышать пяти процентов от стоимости поставляемого товара, а срок окончательного расчета продавца с поставщиком должен составлять пять-восемь дней, был принят еще в апреле текущего года по личному распоряжению президента. Но как это нередко бываем в спешке, оказался сыроват: мер воздействия за его несоблюдение в документе не обозначено. Товаропроизводители считают, что именно по этой причине федеральные сетевики и не торопятся перестраивать игру под новые правила. Расчеты за поставленный товар, как и прежде, в большинстве случаев происходят только через месяц. Если происходят вовсе. Выбивать свои деньги предпринимателям нередко приходится через суд.  

мнение

Валерия Пахтаева, 
директора ООО «Кешка-сладкоежка»: 

«Сургуту необходимо вернуться к созданию собственных торговых сетей, прежде всего для местных товаропроизводителей. Потому что если мы полностью потеряем местную торговлю, то следом мы потеряем и местное производство. Предприятия торговли в нашем регионе не субсидируются, и это, на мой взгляд, неправильно. Необходимо поднять этот вопрос на уровне округа, чтобы дать поддержку торговым предприятиям, занимающимся реализацией местной продукции»

- Федеральные сети - это 80-90 процентов каналов сбыта для местного производства, - напомнил прежде всего сетевикам председатель правления Сургутской торгово-промышленной палаты Владимир  Болотов. - Мы с вами друзья поневоле и договариваться придется, так или иначе.  Ситуация, когда федеральные сети пытаются обходить федеральные законы, понимая, что любой их поставщик не заинтересован в разглашении этой информации, рано или поздно кончится. Полноценная проверка того или иного федерального оператора приведет к выявлению этих нарушений. У городской администрации понимание того, что схема отношений с федеральными сетями должна измениться, есть. Скоро оно появится и у окружного правительства - процесс уже запущен. Давайте все-таки жить по правилам и как-то договариваться. Примеры того, что это возможно, в других регионах  есть.
Контрольная закупка

Далее диалог перешел в формат торгово-закупочной сессии. Несколько сетевиков (стаж работы в Сургуте, по их признанию,  от двух до шести месяцев) объявили о большом желании расширить товарную линейку местной продукции и готовность сесть за стол переговоров чуть ли не после окончания совещания. Кстати, почти так и случилось, во всяком случае, визитками часть участников по итогам совещания обменялись.
Результаты обещаний и предварительных договоренностей администрация Сургута впредь намерена контролировать. Вадим Шувалов поручил своему заместителю по экономике и финансам Анне Шерстневой  организовать для товаропроизводителей и продавцов площадку для диалога. Ну и, соответственно, контролировать результаты сотрудничества. Кроме того, глава Сургута объявил, что в ближайшее время на территории города планируется организовать несколько ярмарок выходного дня, прежде всего для местных товаропроизводителей. Чтобы у сургутян стало больше возможностей покупать свежие продукты без посредников и их накруток. Которые, кстати, весьма ощутимы. К примеру, торговая надбавка на сургутский хлеб в магазинах сети «Пятерочка» сейчас составляет 40 процентов, тогда как никогда и нигде 10 процентов данная маржа не превышала. 


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$