Сибирские странствия Геннадия Тимофеева

Автор текста: 
26.11.2015

В преддверии юбилея Югры высвечиваются удивительные судьбы людей, причастных к ее развитию. Одним из них был Геннадий Тимофеев – самобытный художник, педагог, исследователь истории края.

Родом из Узбекистана

Родился Геннадий Тимофеев в Коканде. Отчим сражался с басмачами за установление советской власти, потом работал в органах госбезопасности. Однажды, когда он вез документы одного из первых руководителей Узбекистана, их отобрали, да еще пригрозили расправой. Отчим испугался за семью и решил уехать как можно дальше. И начались скитания Тимофеевых по Енисею, Тунгуске, Лене – диким, отсталым территориям молодой советской республики.

Отчим устроился работать в кооперативную систему (интегралсоюз). Он был образованным, увлекающимся человеком, интересовался верованиями аборигенов, общался с шаманами, видел обряды целительства, предсказаний. Впечатления были настолько яркими, необычными, что впоследствии Геннадий Тимофеев включил их в свои книги, исследования по языческим религиям.

Родиной стала Югра

Перед войной семья обосновалась на югорском Севере. Отчима взяли на работу в Полярно­-Уральскую экспедицию, мать – в школу-­интернат, а Геннадий был школьником. Когда окончил школу, сразу же устроился работать художником­-оформителем в Дом народов Севера на Сосьвинской культбазе. Это было для мальчика огромным счастьем, потому что открывало путь к знаниям, искусству и давало продовольственную карточку.

Он хотел пойти добровольцем на фронт, но подростков не брали. После войны юный учитель рисования поступил на заочное отделение Ханты-­Мансийского педагогического училища, потом окончил Тобольский учительский институт, Всесоюзный заочный университет культуры по классу рисунка и живописи, исторический факультет Тюменского пединститута. Вот так учился всю жизнь. Он даже написал докторскую диссертацию на тему «Художественная культура народов Обского Севера», но ученый совет ее не принял «из­-за слабости партийного аспекта», а точнее, потому, что эта тема для коммунистов была «вредной», а для ученых – практически терра инкогнита. Позже материалы диссертации были полностью опубликованы в различных научных изданиях.

Но до этого было еще далеко. А тогда, учительствуя в школах Березовского, Октябрьского районов, Тимофеев собирал данные о религии, быте, фольклоре, истории коренных жителей Обского Севера, записывал свои детские воспоминания о шаманах из других северных территорий. Он был знаком, дружен с представителями зарождающейся национальной интеллигенции – ханты Митрофаном Тебетевым, манси Петром Шешкиным.

Культбазы, красные чумы, культлодки в те далекие годы надолго оставались основным средством культурно-­просветительской работы в округе, а для Геннадия Николаевича – источником познания культуры аборигенов. Особенно поражало его творчество
скульптора, художника­-самоучки Петра Шешкина, работы которого экспонировались в России и за рубежом, в те годы он уже имел звание заслуженного работника культуры. Я тоже была знакома с этим уникальным резчиком из Ломбовожа. Но то, что рассказывал о нем Тимофеев, оказалось для меня откровением. По преданию, отец Шешкина был не только местным князьком, закопавшим где-­то в урмане золото, но и искусным шаманом, передавшим слабому здоровьем сыну дар певца, сказителя, провидца. Петр хорошо играл на санквылтапе (гуслях), тарынге (арфе), нын­юхе – скрипке, пел под собственный аккомпанемент свои и фольклорные мелодии. Он был высокоодаренным человеком. Но это уже другая история.

Уважаемые шаманы

Педагогический путь Геннадия Тимофеева начался в Березовском районе, а закончился в школах Октябрьского. Учительство не мешало ему заниматься живописью, вести общественную работу, встречаться со знатоками национальной культуры и верований. Он и сам был в какой-­то степени эзотериком. И то, что наблюдал в действиях шаманов, не поддается научным объяснениям. Настоящие шаманы были бескорыстны, они использовали множество целебных прав и корешков, печень и желчь животных, щучьи зубы и, безусловно, знали принципы психотерапии, которые казались людям магическими, взятыми у духов или самого Всевышнего. Тимофеев с глубоким уважением относился к шаманам, уважаемым земляками хранителям древних знаний о целительстве, воспитании, этикете аборигенов.

Он никогда не вникал в их мастерство. Эти знания были глубоко сакральными, для «чужих» – табу. Проводя сеансы целительства, с камланием, под звуки священного бубна, некоторые шаманы призывали на помощь не только своих языческих духов, но и Христа: «Дай Бог терпения. Спаси Христос!»

Народные методы лечения

Геннадий Тимофеевич рассказывал мне о некоторых шаманах, чье волшебство видел лично, – старом манси Инмаре с Тапсуя, Прасковье Спиридоновой с Оби. «После длительного камлания Инмар приник к тяжелобольной женщине и сообщил, что злой дух из ее тела ушел в нижний мир, потом манипулировал горящими углями из очага. Велико было изумление свидетелей священнодействия, когда давно не ходившая женщина самостоятельно поднялась с нар и сказала, что пойдет спать».

Хантыйка Прасковья Спиридонова – потомственная шаманка. Ее лечебный авторитет был выше, чем у фельдшера из Шеркалов, где был медпункт. Тимофеев стал свидетелем того, как престарелая Парана избавила новорожденного от пупочной грыжи. Процесс лечения был длительным и проходил в избушке, где висели старые иконы Богородицы и Николая Чудотворца. Даже через много лет после того целительского сеанса Геннадий Николаевич рассказывал мне об этом случае с восхищением и удивлением, будто он прикоснулся к волшебному механизму врачевания, известному только избранным, каковыми являлись шаманы.

К сожалению, и сейчас, в двадцать первом веке, когда сняты все запреты на изучение приемов народной медицины, для ученых они оказались незнаемыми, да и людей, знающих их, практически не осталось. А знающие – свои знания не афишируют. Вот бы объединить достижения современной медицины и традиционные методы врачевания, освободив их от религиозно­-мистических наслоений! Уверена, что тогда бы нам открылись многие тайны исцеления.

Он был ещё и художником, и музыкантом

Тимофеев, безусловно, личность колоритная, одаренная, знаковая для округа. Педагог, к которому любознательные дети «липли». Исследователь истории Югры, быта ее аборигенов. Музыкант, освоивший многие инструменты, вплоть до скрипки. Художник, отмеченный серебряной медалью ВДНХ и другими знаками признания изобразительного мастерства. Сюжеты его полотен – отображение жизни Севера, он любил писать пейзажи, но, пожалуй, любимой темой был быт аборигенов – обрядовые танцы, приобщение детей к школе…

Меня удивляло, что Геннадий Николаевич не боялся изображать языческие обряды, рассказывать о них, но никогда не касался Казымского восстания, хотя немало знал о нем. Он все же написал статью о той смуте, но уже в девяностые годы, когда это было разрешено властью.

В Октябрьском районе традиционными стали Тимофеевские чтения, где обсуждаются вопросы исследования истории культуры округа, как это делается на Бахлыковских чтениях в Сургутском районе и Шешкинских – в Березовском. Это не только дань памяти известным людям, посвятившим себя изучению прошлого Югры, но и способ приобщения к народной мудрости молодых югорчан.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.