Выбран регион
×
Аналитика
0

Как реабилитационный центр «Цветик-семицветик» стал кузницей невыгорающих кадров

«Особым детям - услуги особого, наивысшего качества!» - с таким девизом каждый день работают с детьми сотрудники реабилитационного центра Радужного «Цветик-семицветик». В год курсы лечения и социальной адаптации здесь проходят более 700 детей возрастом от рождения и до совершеннолетия. Свои услуги центр предоставляет не только жителям Радужного, но и нуждающимся из поселка Новоаганск Нижневартовского района. Но сами специалисты-дефектологи вторят друг другу: «Тех, кто стучится в наши двери, мы никогда не выгоняем! Детям нужно помогать!». Центр славится своей крепкой и сильной командой специалистов, которые подняли на ноги не одно поколение особенных детей. С профессионалами в своем деле познакомился журналист «Сургутской трибуны».

Когда город помогает

16 лет назад реабилитационный центр «Цветик-семицветик» переехал в новое здание, где и находится по сей день. Строили его не целенаправленно для особых детей: сначала в планах у городской администрации было возведение очередного торгового центра. Потому и внешне учреждение похоже на офис-центр. Не предусмотрено разработчиками и бассейна, чтобы можно было заниматься аквареабилитацией. Но в «Цветике-семицветике» не переживают - этот и другие вопросы они давно решили совместно с местной мэрией.
- Мы заключили договоры на сотрудничество с городскими властями, согласно которым наши дети могут посещать и медицинские учреждения, и спортивные объекты. В учреждении есть свой транспорт, поэтому никаких неудобств для родителей нет. У нас есть график, когда мы можем с детьми выезжать на занятия в различные места, и мы этими возможностями активно пользуемся, - рассказывает начальник управления социальной защиты населения по Радужному Наталия Мещерякова.
Вообще же реабилитационному центру уже более 26 лет. Сначала учреждение было ориентировано на детей с нарушениями зрения, но позже, опираясь на потребности населения, в центре стали работать с детьми и с другими недугами. В штате «Цветика-семицветика» работают врач-офтальмолог, физиотерапевт, педиатр, а также три массажиста.
- Тенденция такова, в городе рождается немало детей с задержками речевого и психического развития, много аутистов, детей с нарушениями слуха. Это не может не сказываться на нашей работе - специалисты разрабатывают программы специально для таких детей, - говорит Наталия Мещерякова.
Количество курсов реабилитации, как говорит руководство центра, варьируется исключительно в зависимости от потребностей каждого ребенка. К примеру, если в плане индивидуального маршрута прописано четыре курса реабилитации, но ребенок за этот период не смог освоить программу или лечение только начало давать результаты, то на повторном заседании комиссии специалисты центра предлагают продлить реабилитацию. Впрочем, на занятия с логопедом это никак не распространяется: на индивидуальные уроки к нему (а если потребуется, то и на комплексное медицинское или физиотерапевтическое лечение) дети ходят в течение года.

Заговорят и молчуны!

И тут уже нельзя не отметить, что коллектив логопедов учреждения - большая гордость «Цветика-семицветика». Все три специалиста разработали свои индивидуальные программы по работе с разными детьми.
- У нас есть программа по работе с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение письма и чтения, работаем с детьми с нарушениями слуха, сейчас занимаемся разработкой программы для детей-билингвов (изучающих русский язык как неродной, - прим. автора). Как правило, последняя категория - это дети, которые не просто не могут адаптироваться в русскоговорящей среде, но и имеют задержки развития. Категория большая, а специфика работы с ними особенная, - рассказывает логопед учреждения Татьяна Циценко.
Татьяна Циценко по образованию олигофренопедагог, а также логопед. Таких специалистов, работающих не только с плохо говорящими, но и с особенными детьми, в городе да и во всей Югре по пальцам пересчитать. В реабилитационном центре говорят, что их принципиальная позиция - тщательный подбор кадров. Потому и текучки здесь нет. Чтобы разговорить маленького молчуна, специалисты задействуют все ресурсы учреждения - от оборудования и до медицинских технологий.
- Наряду с логопедом работают и массажисты, и физиотерапевт, который назначает процедуры на шейно-воротниковую зону и курс микрополяризатора. В обычном саду эти дети не могут получить нужного внимания и услуг. Мы работаем не столько как логопеды, но больше как дефектологи, - объясняет Татьяна Циценко.

«Перед просящими дверь не закроем…»

Председатель Общественной палаты Югры Ирина Максимова, которая недавно посетила центр, отметила для себя, что логопедические программы, разработанные сотрудниками учреждения, необходимо транслировать на весь округ. В частности, это касается логопеда Эльвиры Голубевой, которая занимается со слабослышащими детьми. За 25 лет работы в учреждении Эльвира Анатольевна разговорила десятки детей.
- Моя цель - отойти от дактиля (языка жестов, - прим. автора) и научить ребенка разговаривать. На занятиях я не жестикулирую, говорю четко и смотрю прямо в глаза своему ученику. Это маленькие хитрости, конечно, сама программа намного сложнее и шире, - объясняет Эльвира Голубева.
Расспросить подробнее Эльвиру Анатольевну не удалось - на урок к любимому педагогу пришел шестилетний Тамерлан, который три года назад перенес операцию по кохлеарной имплантации (протезирование прибора по компенсации слуха). За три года работы с тетей Элей, как любя называет Тамерлан своего педагога, мальчик научился говорить, а точнее сказать - грамотно излагать свои мысли.
- Тамерлаша - настоящий вундеркинд. Сейчас он играет в шахматы, решает задачи по математике на уровне первоклассника. А три года назад рыдал, отказывался заниматься. Было сложно, но результат того стоит. В этом году он пойдет в школу. У меня большое количество учеников, многих из них я уже выдала замуж и женила, - смеется Эльвира Голубева. - А вообще, если к нам стучался в двери с просьбой посмотреть ребенка и помочь, мы никогда и ни при каких обстоятельствах не отказываем.

Скалодром внутри «Семицветика»

Посещать учреждение могут не только дети с ограниченными возможностями, но малыши и подростки, которые просто испытывают трудности в социальной адаптации.
Для работы с детьми здесь есть большой медицинский блок. Недавно центр посещала губернатор Югры Наталья Комарова, которая в качестве подарка передала физиотерапевтическое оборудование. Вообще же гордятся здесь водолечебницей: большими ваннами, в которых одновременно можно лечить до четырех детей, и гидромассажем. А три штатных массажиста владеют различными навыками и техниками, они помогают как детям с ослабленным иммунитетом, так и детям с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, страдающим аутизмом. 
В «Цветике-семицветике» большое внимание уделяют спортивному направлению реабилитации несовершеннолетних. В спортивном зале собраны тренажеры для детей с различными нозологиями. Есть градация и по возрасту. Инструктор-методист по лечебной физкультуре Сергей Лиходиевский  недавно смастерил настоящую стенку для скалолазания. Захваты заказывал в специализированном магазине, отслеживая, чтобы ни одна деталь не повторялась, чтобы можно было развивать все группы мышц. Подручного материала ушло немного - всего-то пришлось приобрести фанеру в строительном магазине. А чтобы лазить по стенке было веселее, художники учреждения красочно оформили спортивный инвентарь. Теперь мини-скалодром пользуется большим спросом среди маленьких  посетителей.
- Это универсальное оборудование. Ведь заниматься здесь могут и аутисты, изучая каждый захват и ломая голову над каждым дальнейшим шагом, и дети с ДЦП, которым важно поддерживать все мышцы в тонусе, - показывает Сергей Лиходиевский.

К жизни приспособлены

«Цветик-семицветик» за такие необычные изобретения с большим удовольствием посещают подростки. Для них в центре проводят занятия в комнате социально-бытового ориентирования. Представляет из себя она настоящую квартиру, где есть все привычные бытовые приборы и мебель. Специалисты, улыбаясь, показывают аккуратно развешанные на сушилке вещи. Их постирали ребята первой смены. Чуть позже подойдут подростки, занимающиеся во вторую смену, они их погладят утюгом и аккуратно сложат в шкаф. 
- Такие простые навыки очень важно культивировать и отрабатывать и с обычными детьми. Но с особенным это необходимо делать намного интенсивнее, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни, помочь адаптироваться. Реабилитационный центр является ресурсной площадкой по внедрению программы «Мир вокруг меня». Наши дети всех возрастов на всех занятиях у психологов, логопедов, социальных педагогов и в спортивном зале изучают окружающую среду начиная от формы и цвета и заканчивая вопросами, касающимися их интеграции в социум, - комментирует Наталия Мещерякова.
Большую работу в этом направлении проводят психологи. Их занятия проходят в кабинете Монтессори. Вот только от многих подобных кабинетов здешний отличается своим внешним видом и внутренним наполнением. Каждая зона разделена по темам - автомобили, космос, растения, животные и так далее. В зависимости от возрастных и личных предпочтений каждого ребенка специалисты могут с легкостью видоизменять зоны.
- У меня есть ребенок, который сейчас очень увлекся космической тематикой. Специально для него я перед занятием развешиваю плакаты с планетами, готовлю игры и изучаю тему, чтобы отвечать на все его «почему?», - улыбается психолог реабилитационного центра «Цветик-семицветик» Мадина Рамалданова.

В постоянном контакте с родителями

К слову, все оборудование - мобильное и переносное. Объясняют это в учреждении просто - на домашнем визитировании у специалистов «Цветика-семицветика» находятся более трех десятков детей. И все те процедуры, которые получают приходящие дети, должны получать и маломобильные подопечные. Социальные педагоги с такими семьями стараются работать даже больше, чтобы постоянно быть в контакте с родителями и помогать им профессиональными советами. Специально для этого в учреждении организовали горячую линию для мам и пап, а также стали общаться с родителями по скайпу. Социальный педагог Элита Бабаханова рассказывает, что за день к ней за помощью обращаются более десятка родителей.
- Звонят не только те, кто находится на домашнем визитировании, но и граждане, которые проживают в Новоаганске. Доехать до центра хоть и недолго, но когда есть экстренный вопрос, то куда быстрее его решить по телефону или через интернет. Помимо этого, мы держим в поле зрения семьи в постреабилитационный период. Это делается для того, чтобы после работы родителей и детей с различными специалистами не наступил кризис, чтобы поддержать и объяснить поведение ребенка, дать совет по уходу, если что-то мама не поняла сразу, - говорит социальный педагог.

Найти занятие каждому

Есть в центре и еще одно направление, которое стараются развивать, несмотря на видимые трудности. Вопрос профориентации особенных детей в реабилитационном центре «Цветик-семицветик» специалисты начали решать давно. И помогают им в этом практически все начиная от городской администрации и заканчивая местными ссузами. Рассказывать о своей работе спокойно замдиректора центра Наталья Мюллер 
не может - историю каждого подопечного она, как и все сотрудники учреждения, пропускает через себя.
- Несколько лет назад мы выпустили во взрослую жизнь Люду С. Чтобы вы понимали, у девочки ДЦП. Когда она родилась, родителям сказали, что больше полугода она не проживет. Семья не согласилась с таким решением и специально ради ребенка переехала в Радужный, чтобы посещать наш центр. Мы все следили за судьбой девочки, помогали все как могли. Люда окончила художественный техникум с красным дипломом, а сейчас учится в Нижневартовском пединституте. А свою картину подарила Наталье Комаровой, - с гордостью говорит Наталья Мюллер.
В реабилитационном центре разработали специальную программу «Профориентация», в рамках которой сотрудничают не только с муниципальными предприятиями, но и со школами города, где учатся воспитанники учреждения. В школах с детьми проводят профориентационную работу, а в «Цветике-семицветике» обеспечивают социальную адаптацию особых подростков, ориентируя на особенности той или иной профессии. Нередко детей вывозят на предприятия, чтобы они воочию познакомились с тонкостями того или иного дела. В реабилитационном центре уверены - подобрать профессию можно каждому ребенку.
- Есть дети с сохранным интеллектом, и им, конечно, в будущем легче найти работу. Но даже те дети, которые имеют умственные и психические нарушения, имеют право на свое занятие. Они, как правило, хорошо развиты физически. А значит, могут делать что-либо своими руками. 90 процентов наших воспитанников овладевают профессиями, - говорит Наталья Мюллер.
Даже став полноправными участниками взрослой жизни, воспитанники «Цветика-семицветика» с большой радостью возвращаются в родной центр. Просто чтобы поздороваться с любимыми педагогами и врачами, которые когда-то поверили в них и не дали свернуть с пути. 

Цитата

Эльвира Голубева, логопед: 

«Тамерлаша – настоящий вундеркинд. Сейчас он играет в шахматы, решает задачи по математике на уровне первоклассника. А три года назад рыдал, отказывался заниматься. Было сложно, но результат того стоит. В этом году он пойдет в школу. У меня большое количество учеников, многих из них я уже выдала замуж и женила»

Фотографии сюжета / 4 фото

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$