92.0423   $ 76.4217





×
Культура
0

Гастроли государственных музеев по муниципалитетам помогут выполнить майский указ президента РФ

Состоявшееся в минувшую пятницу шестое кряду ежегодное научно-методическое совещание не так давно - 18 мая - отметивших свой профессиональный праздник руководителей государственных и муниципальных музеев Югры, как всегда, было весьма оживленным, информационно насыщенным и богатым дискуссиями. Однако практика показывает, что подобный формат работы весьма эффективен. В обмене мнениями и опытом рождается важная задача, над решением которой специалисты трудятся весь следующий год. 
Весной 2015-го она была следующей - повысить посещаемость музеев. К слову в округе таковых 108. Из них 26 в сельских поселениях, 58 - в городских, 9 - в муниципальных районах и 13 - в городских округах. Результат - налицо. Если в 2014-м в этих культурных учреждениях побывали 685,6 тысячи человек, то в прошлом году - уже 692,7. По мнению начальника отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия профильного окружного департамента Ольги Грозно, это отличный результат, красноречиво характеризующий высококачественную работу специалистов. 
Фактор, что и говорить, немаловажный. Ведь хотя музеи, которые с полным правом можно назвать наиболее консервативными учреждениями культуры, сегодня претерпевают радикальную трансформацию, их основные функции - собирать экспонаты, изучать и хранить их, популяризировать историю, еще никто не отменял. 
В 2014-м они претерпели мощную перезагрузку. Президент России Владимир Путин объявил его Годом культуры. А последняя сейчас расценивается и осознается не в качестве результата социально-экономического развития той или иной территории, а как его необходимое условие и важнейшая составляющая. Недаром 2017-й, по всей вероятности, станет Годом театра. В общем, культурная политика из государственного приоритета переходит в другую плоскость, охватывая практически все слои населения. 
Идеология основ этой отрасли отражена в соответствующем документе. Стратегия развития культуры утверждена вплоть до 2030 года. Ее основные пункты: бюджетное финансирование, налоговые преференции, и целый ряд задач, которые профильные специалисты решают уже сегодня. К примеру, сохранение культурного наследия народов России. 
- Термин «человеческий капитал» - это не выдумка экономистов-теоретиков, - считает первый заместитель директора департамента культуры Югры Ирина Кибкало. - Он многогранен. Но его первостепенное значение - культурное наследие, воплощенное в материальную форму. 
Она отражается, прежде всего, в артефактах и выставках. И то, и другое, по мнению большинства участников, обладает мифологемой, то есть информацией и экономической категорией, которая может стать товаром, как в крупных государственных, так и в сельских музеях. 
- Поэтому всем нам необходимо усилить научно-исследовательскую работу с имеющимися артефактами, нацеленную на формулирование мифологем, - добавила Ирина Кибкало. - Для этого не обязательно расширять штат научных сотрудников, но вот фонды открывать придется. А к этому готовы не все. 
Разрешить проблему поможет приглашение других хозяйствующих субъектов. Важную роль в продвижении музеев играют специалисты экспозиционно-экскурсионных подразделений. Оставаясь пропагандистами-агитаторами, они должны быть еще и маркетологами и продавцами мифологем. 
- Но это возможно только за счет четвертой функции музеев - образовательно-воспитательной, - резюмирует Ирина Кибкало. - Сегодня это приоритет. Нам нужно понять, что мы должны сделать, чтобы функция заработала, и музеи привлекли как можно большее количество посетителей. И всем необходимо учиться эффективно использовать человеческий капитал. 
В принципе, так происходит уже сейчас. Возросли основные показатели производительности труда музеев, в том числе уже упомянутая посещаемость. И это, несмотря возникшие из-за кризиса финансовые проблемы у людей, и кадровые - в музеях. 
В то же время с 1322 до 1312 снизилось количество выставочных проектов. В 2011-м их было 852. А, согласно майским указам главы государства, к 2018 году выставок должно быть 1704. Пока не достигнут еще один образцовый показатель - 0,45 посещений на душу населения. В Югре результат близок к идеальному - 0,43. Но с этой точки нет подвижек вот уже несколько лет. Объяснение простое - в округе с каждым годом становится все больше и больше жителей. 
- Поэтому годовые планы нужно составлять на опережение, - полагает Ольга Грозно. - И работать так, чтобы имеющаяся в наличие материально-техническая база была востребована и использовалась эффективнее, нежели в данный момент. 
В прошлом году музейные работники сделали акцент на посещаемости, и работа принесла свои плоды. Теперь решено основное внимание уделить выставкам. Очевидно, крупнейшим государственным музеям Югры со своими уникальными коллекциями уместно гастролировать по муниципалитетам. При этом расходы, вероятнее всего, понесут принимающие стороны, для которых это, что и говорить, накладно. Но выполнение майских указов главы государства должно быть во главе угла для всех.
 

Теги статьи: #Югра #Музей #Гастроли #Президент России

Автор текста: Алексей Вронский   Автор фото: tverturism.ru

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии