Энтузиасты на виражах

Из Сургута в Крым на самодельном самолете: как это было и ради чего
Автор текста: 
Автор фото: 
29.08.2014

Про сургутский авиационный спортивно-технический клуб «Полет» теперь знает вся Россия. Приключение, которое совершили руководитель общественной организации Сергей Шевчик вместе с 8-летним сыном Никитой, держится рекордное время в топе федеральных и региональных новостей. На собранном вручную самолете Сергей и Никита Шевчики долетели до Крыма и обратно, доказав, что для энтузиастов, любящих свое дело, в данном случае - малую авиацию, нет преград. О невероятном для обывателя путешествии, неслыханной силе духа любителей авиации, а также грядущем полете по направлению к Экватору - в интервью с руководителем АСТК «Полет» Сергеем Шевчиком.

Теща уже не удивляется
 Я знаю, что вы уже второй раз таким нетривиальным способом добираетесь до тещи в Ейск. А кто вас ждал в Крыму?

- Действительно, недалеко от Ейска у меня живет теща. Я ей ничего не рассказал о нашем прилете, чтобы не переживала. В 2009 году я уже прилетал к ней на самолете с деревянными крыльями, так что она не сильно удивляется зятю с неба. Больше родители разволновались, когда узнали, что я полечу в Крым, мол, там стреляют, не спокойно, по телевизору врут, говоря, что там мирно. Но этого я и хотел – разбить кривотолки о том, что в Крыму не безопасно и поддержать президента России в его историческом решении о присоединении Крыма. Наш полет был согласован, мы летели над полуостровом официально, т.е. под управлением диспетчеров и под охраной Вооруженных сил РФ. Так что в этом плане полет прошел безупречно. В одну сторону, от Сургута до Крыма, путь занял 23 часа или 3,5 тыс. км.
 Как вы прокладывали маршрут, откуда знали - где можно, а где нельзя приземлиться?
- Это не трудно. Маршрут пролегает от аэродрома до аэродрома. На интернет-сайтах есть информация о параметрах полосы, контакты руководства. Правда, столкнулись с тем, что по некоторым стратегическим объектам телефонов ответственных за них людей не было. Приходилось подлетать поближе, удостовериться, что с площадкой все в порядке, приземлиться, и тогда руководство само находило нас. В двух местах, где мы останавливались, большие взлетно-посадочные полосы, а самолет за 20 лет приземлился впервые. Так было в Усть-Ишиме, оказывается, раньше туда летал АН-24 из Омска, потому что дорог не было. А потом появилась дорога, аэродром стал не нужен. Народ сбежался со всей деревни, чтобы на нас посмотреть, задавали вопросы, фотографировались. В Крыму, рядом с Евпаторией, наш самолет приютил практически мой теска - Сергей Николаевич Шевчук, он дал добро, чтобы мы приземлились на его площадке Тобаско. Денег за всю дорогу никто с нас не взял, люди понимали цель социального проекта. 

Малую авиацию двигают энтузиасты 
 Не каждый способен решиться на такую авантюру. Так ради чего это было?

- Этот перелет мы совершили в рамках социального проекта, цель которого - продемонстрировать способности коллектива энтузиастов, объединившихся под крылом аэроклуба «Полет». Мы не те люди, которые имеют большие средства, чтобы купить самолет, нанять пилота, мы самоучки-конструктора и пилоты-любители, тем самым мы хотели продемонстрировать, что во все времена двигателем развития малой авиации были энтузиасты. Даже если взять авиаконструкторов Туполева, Яковлева, они разве бизнесменами были? Нет, Туполева даже арестовывали, но он не бросал свое дело, точно так же и мы в клубе, хоть и на «голодном пойке», но любим конструировать, потому что это очень увлекательно, заразительно. И очень эффективно в плане преемственности - молодежь приходит, смотрит и понимает, что все это возможно – даже собрать самому самолет и полететь. Своим примером я хотел показать подрастающему поколению, на что способен человек, который никогда не курил, не употреблял спиртное и наркотики. Полет удался, он вызвал резонанс. 
 В какое русло хотели бы повернуть свалившуюся популярность? 
- На фоне этого яркого события хотелось бы напомнить чиновникам, руководителям субъектов РФ, что надо пересмотреть налог на транспортное средство - самодельный самолет, потому что почти по всей России на него - максимальная ставка. За самолет, на котором мы летали, ежегодно необходимо платить около 20 тыс. рублей. За что? Мы дороги не используем, никакой инфраструктуры государством для любителей малой авиации не организовано. По России сколько летишь, ребята-энтузиасты просто расчищают площадку, засеивают ее травой – все, площадка готова. Останавливаешься, так тебя еще встретят, накормят и денег не возьмут. 
Летают в основном энтузиасты, они всегда впервые в этом деле, и парадокс - они же еще и должны платить за то, что все сделали сами. Всюду по стране пролетел, от Тобольска и дальше много взлетно-посадочных площадок: каких-то авиа- и дельтаклубов. Исключение составляет только ХМАО, здесь много городов, поселков, а приземлиться негде. Единственное, губернатор Наталья Комарова объявила, что назначает экс-главу Сургутского района Дмитрия Макущенко советником по развитию авиации общего назначения. Правда, пока не понятны его правовые полномочия и статус.

О сильных духом
 Кто вам помогал в этом перелете?
- Большую роль в реализации проекта сыграл наш коллега-энтузиаст Леонид Ермолаев. Это мой наставник, инструктор, первый человек, который мне показал небо и вдохнул в меня уверенность и смелость к полету, которые я передал нынешним сургутским авиаторам. Он живет в Краснодарском крае. Как своему наставнику я ему позвонил и попросил проконсультировать, как лучше пересечь Краснодарский край, где запасной аэродром отыскать и т.д. Он, через раз дыша, в трубку объясняет каким маршрутом следовать, через какие города, диктует мне координаты посадочной площадки запасного аэродрома. И говорит: «Но я сейчас в Челябинске, в больнице, надолго». Начинаю узнавать, что с ним – не хочет рассказывать. Естественно, я лечу в Челябинск к нему в больницу. А он встречает меня на костылях, у него нет одной ноги. Ему несколько дней назад ампутировали ногу в результате онкологии. Это ведь все равно, что птице отрезать крылья. Он более 20 лет обучал людей летать на гидросамолетах и остался подавлен физически и морально... Представляете, ему только что ногу отрезали, ему больно, он еле дышит, но рассказывает мне, как правильно лететь… Я поразился его силе духа. Как только он одержит победу в борьбе за жизнь, мы постараемся организовать сбор средств на качественное протезирование, чтобы он мог вернуться в строй. 
 Сколько времени понадобилось, чтобы собрать самолет и что в этом деле самое сложное?
- Когда-то авиастроительная компания «Авантаж» в Самаре задумала грандиозный проект – самолет А27М. Они выпустили несколько экземпляров самолетов и занялись работами по сертификации типа этого самолета. Эта сертификация типа - очень затратное явление, в результате чего фирма обанкротилась. Это было в середине 2000-х годов. Мы узнали, что там можно набрать недорого запчастей и купили у них два крыла и фюзеляж абсолютно голые, разукомплектованные. В Сургуте вместе с помощниками начали потихоньку восстанавливать самолет, собрали фюзеляж. Была проблема с двигателем, пытались даже поставить мотор от «Субару», но не удалось, нашли недорогой авиационный. Так на протяжении примерно пяти лет, не спеша, мы собирали собственный самолет. Я оставался в клубе на ночное дежурство, брал с собой сына. Он изнутри самолета держит гайки, я их снаружи закручиваю. Самое нелегкое в этом деле было - зарегистрировать его и получить сертификат летной годности. На сертификацию ушло около двух лет. 

На экватор? Легко!
 Никита сам попросился с вами в полет?

- Сын с двух лет летает со мной. Куда я – в Локосово, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск - туда и он. Его не выгонишь из самолета, если узнает, что я куда-то лечу. Мама только ругается сильно. Супругу пришлось долго убеждать, чтобы отпустила его до Крыма. Она очень сильно переживала, но отпустила. Сын со мной налетал около 100 часов, точно, так что ему к длительным перелетам не привыкать. 
 А что у вас за мечта - добраться до Мальдивских островов. Это шутка?
- Когда мы с Никитой собирали самолет, его нужно было как-то замотивировать. Ребенок же - ему что-то поручишь делать, а ему через пять минут это надоедает. И чтобы как-то его взбодрить, я сказал, что сделаем вместе этот самолет и будем летать всюду - на море, к бабушке в Локосово, а можем полететь на экватор, понырять с аквалангом, китов поискать и посмотреть коралловые рифы. А сын еще не знает, где экватор - подошли к карте, смотрим на нее и понимаем, что если лететь прямо по меридиану на юг, то можно прилететь на Мальдивские острова. Открыли карты в интернете и, действительно, по пути много небольших аэродромов и больших аэропортов. То есть технически долететь – реально. Так совместно идея у нас и родилась. Пока, правда, предстоит проработать два вопроса – как преодолеть гималайский хребет и овладеть английским языком, чтобы общаться с авиадиспетчерами. Я английский не знаю, а сын с этого года в школе начинает изучать. Так что все впереди. Не стоит забывать, что мы общественная организация, а потому не исключено, что наш пример может стать заразительным и в следующий полет мы отправимся уже не вдвоем, а целой экспедицией.

Все еще пересекаются
 Сергей, в Сургуте многие знают о сложившемся конфликте интересов между АСТК «Полет» и клубом «СургутАвиа» и о том, что их взлетная полоса построена поперек вашей, есть вероятность столкнуться в воздухе. Как вы согласуете между собой полеты?

- Никак. Собственник посадочной площадки «СургутАвиа» депутат Евгений Барсов игнорирует наши письменные обращения в его адрес, на что имеет полное право.
Мы почти не летаем с учениками уже второй год. Я не могу отпустить курсанта самостоятельно в полет, потому что его сшибут ЯКом и все. Как руководитель организации, чьи интересы ущемлены, я направлял письма в органы прокуратуры, администрацию города и везде описывал ситуацию – возникла угроза жизни и здоровья неопределенному кругу лиц в результате создавшегося конфликта интересов двух хозяйствующих субъектов, просил принять меры к администрации города. Прокуратура города, как и транспортная прокуратура, в своих ответах отправляет нас судиться с Барсовым. Однако с юридической точки зрения у нас нет оснований на претензии к Барсову. Он у администрации города землю попросил, ему дали, он взял. Какие к нему могут быть претензии? У нас претензии именно к администрации города Сургута. 
Во-первых, администрация предоставила Барсову земельный участок без торгов и конкурсов при наличии второго заявителя в лице нашей организации, что уже противоречит земельному законодательству. Во-вторых, администрация города проигнорировала наличие уже существующей взлетной полосы АСТК «Полет», как и проигнорировала наше письменное предупреждение об этом, чем и создала прецедент конфликта интересов. Чиновники, напротив, должны были организовывать застройку города так, чтобы исключить вероятность появления таких ситуаций, хотя бы наложением ограничений или обременения последующих заявителей.
Таким образом, все права нашей общественной организации были демонстративно нарушены вопиющим образом в угоду депутата-бизнесмена Евгения Барсова, погрузив руководство АСТК «Полет» в глубочайшее недоумение. Хотя наша общественная организация в моем лице в течение пяти лет работала над реализацией социального проекта в виде выделения земельного участка и строительства взлетно-посадочной полосы авиации общего назначения для нашего города. Для чего? Мы построили «далеко идущие планы развития малой авиации» по подготовке пилотов любителей и инструкторов, строительства самодельных летательных аппаратов и их сертификации, получения разрешений на полеты, неоднократно запрашивая у администрации города и района земельные участки под полноценные взлетные полосы. Налаживали диалог со всеми органами власти города, района и органами управления воздушного движения гражданского и военного секторов, вплоть до Екатеринбургского зонального центра, отстаивали интересы на комиссиях по авиационной безопасности при администрации города Сургута. Применили «стратегию» - привлекли к реализации проекта мощную лоббирующую силу в лице депутата Игоря Яроша и инвестора в лице Евгения Барсова, заинтересовав их перспективами авиации общего назначения.
И вот теперь, когда проект нашей организации реализован и любой горожанин имеет инфраструктурную возможность эксплуатировать личный самолет, депутат Дьячков публично опорочил меня как руководителя АСТК «Полет» (см. материал «СТ» «Раскол в небе» от 28.11.2012 г., - прим. ред.): «Необходимо делать ставку на того, кто обладает большими возможностями и имеет далеко идущие планы развития малой авиации. Этим должны заниматься люди, которые в состоянии создать нормальную взлетно-посадочную полосу, нормальную связь, условия хранения и охрану. Я полностью на стороне тех, кто подходит к делу масштабно и, главное, мыслит стратегически». 
При этом тот же депутат Дьячков три года до выше упомянутой публикации, заслушав на заседании думы стратегические планы АСТК «Полет» о развитии малой авиации нашего города, продемонстрировал собственную абсолютную недальновидность, показав доморощенным авиаторам-любителям «на дверь» города Сургута, предложив им вместе с самолетами перебазироваться в Нефтеюганск.
В той же публикации депутат Барсов безосновательно публично обвинил меня в вымогательстве: «Главным условием Сергей Шевчик выдвинул предоставление ему в собственность части взлетно-посадочной полосы», «Почему я должен просто так отдавать то, что построил на собственные деньги? – возмущен Евгений Барсов». При этом позабыв о своих обязательствах перед ОО АСТК «Полет» в счет пользования нашим авторством, результатами нашей многолетней работы над реализацией данного проекта и нашего ходатайства к администрации города о выделении ему земельного участка для использования его в общем комплексе с «Полетом».
После данной публикации администрация города все же предприняла действия по разрешению конфликта, которые, согласно вышеупомянутому традиционному порядку, выразились в вычеркивании из генерального плана города нашей взлетно-посадочной полосы, о чем департамент архитектуры и градостроительства нас уведомил письменно: «Когда будет принято решение о строительстве автодороги, ваш земельный участок будет изъят в пользу государства, а вам будет предоставлена предусмотренная законодательством компенсация».
Вот в результате и получается, что «Полет», потративший годы усилий в интересах города, оказался предан этим городом, обвинен и опорочен, а Барсов стал единоличным монопольным правообладателем нового земельного участка.
Вся эта ситуация напоминает обстановку в некой стране у границы Российской Федерации.
В этом году в Сургут приезжал руководитель тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта Петр Яковлевич Медведев, который посмотрел на все и отрезал: меня не интересуют земельные разногласия, меня интересует воздух, в котором вы пересекаетесь и когда-нибудь столкнетесь, поэтому я все сделаю, чтобы взлетно-посадочный курс был един.
Хотелось бы надеяться, что уважаемый Петр Яковлевич в своих действиях будет руководствоваться законами РФ, а не какими-то понятиями, как это продемонстрировано администрацией нашего города в отношении нашей общественной организации.
 Что вы намерены делать? Какие планы сегодня стоят перед АСТК «Полет»
Мы уведомили администрацию города, что мы не согласны отдать свою землю ни за какую компенсацию, нам нужен исключительно наш кусочек Родины. Планов было много, но, видимо, их придется отложить и бросить все усилия на приоритетную задачу – отстоять право «жить» на своей земле. Сейчас мы ждем ответ администрации города Сургута, по результатам которого, будем принимать соответствующие тактические решения.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.