Первый в Западной Сибири

О том, как строилось и становилось уникальное в масштабах страны предприятие – Сургутский завод стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина
Автор текста: 
29.08.2014

Жителям Сургута не нужно расшифровывать аббревиатуру ЗСК – ведь это неотъемлемая часть того, чем славится наш город. Самый крупный завод в стране по переработке газового конденсата, крупнейшее в Тюменской области предприятие по переработке углеводородного сырья, признанный производитель высококачественных бензинов. Многим из сургутян этот завод дорог еще и тем, что он стал частью их судьбы, а для кого-то и школой жизни, испытанием характера. А вообще, шутка ли – построить такую громаду средь тайги и болот, а потом еще и наладить массовое производство.

Даже визуально завод выглядит очень впечатляюще. В 26 километрах от Сургута, недалеко от деревни Сайгатина, средь тайги как-то даже не ожидаешь увидеть такой техногенный пейзаж – гектары серебристых резервуаров, хитросплетения трубопроводов и 60-метровые башни - ректификационные колонны. Ночью, когда все это светится огнями, зрелище вообще фантастическое. Казалось бы, за один год такое не построишь. Тем не менее, основанный в 1984 году, уже через год ЗСК начал выпускать продукцию.
Историю становления завода пристально отслеживала наша газета, которая в те годы носила название «К победе коммунизма». Заголовок первого газетного материала о Сургутском ЗСК звучал поэтично - «Стройки стремительный темп»:
«Совсем недавно там, где сейчас поднялись ввысь колонны стабилизации, шумела тайга. Возводится первый в Западной Сибири завод по переработке газового конденсата», - писал корреспондент. С тех пор жизнь завода регулярно отражалась в постоянной рубрике «На заводе газового конденсата».

Дорогу «белой нефти»!
Газовый конденсат с Уренгойских месторождений, переработкой которого занимается завод, - ценнейшее углеводородное сырье, идеально подходящее для производства моторного топлива. Оно содержит минимальное количество серы и богато бензиновыми фракциями. Из-за светлого цвета (прозрачный либо желтовато-коричневый) его называют еще «белой нефтью». Конденсат образуется в недрах земли, в газовых месторождениях, в результате отделения от газа смеси жидких углеводородов.
Сегодня кажется странным, что в первые годы освоения газоносного Севера, это сырье, добываемое вместе с природным газом в больших объемах, никак не использовали, а просто сжигали в факелах. Стране нужен был газ, а мощностей для транспортировки и переработки конденсата тогда еще не было. Однако к началу 80-х ситуация изменилась – на высшем уровне, Советом министров СССР, добываемый в западной Сибири конденсат было решено использовать в народном хозяйстве. Для чего последовало распоряжение - построить и ввести в действие в 1983–1985 годах ряд объектов по добыче и переработке газового конденсата из валанжинских залежей Уренгойского месторождения. В число этих объектов и вошел будущий Сургутский ЗСК, получающий сырье с Уренгоя по 700-километровому конденсатопроводу.
Старт реализации проекта дает заместитель министра газовой промышленности СССР, начальник ВПО «Тюменгазпром» Виктор Черномырдин, имя которого сейчас и носит ЗСК. И вполне справедливо – Виктор Степанович явился не только основателем завода, но и куратором начинающейся стройки всесоюзного масштаба.

Завод не сразу строился
Проект будущего завода был выполнен в октябре 1982-го, а в 1983-м его утвердил Мингазпром. Объект располагался в Сургутском районе, в 500 метрах западнее нефтебазы Госкомнефтепродукта СССР на поросшей лесом и частично заболоченной местности. В марте 1983 года на том месте начались подготовительные работы: гидронамыв грунта, забивка свай, прокладка инженерных сетей. Строились товарно-сырьевая база, установки стабилизации конденсата, объекты общезаводского и газового хозяйства. Одновременно со строителями и монтажниками работали и эксплуатационники – ведь смонтированное оборудование нужно было срочно готовить к пуску.
Работы велись в сжатые сроки в режиме трудового штурма, причем в самых настоящих полевых условиях. Но тогдашнему поколению было не привыкать – каждая северная стройка была настоящей битвой на выживание с природой и климатом. Жили в вагончиках, без удобств. А зима 1983-84 годов была достаточно холодной. Пол в вагончиках застывал льдом, а оставленные у порога валенки покрывались инеем.
Днем рождения завода считается 12 апреля 1984 года – именно в тот день Виктор Черномырдин подписал исторический для предприятия приказ №206 – об образовании в структуре производственного объединения «Сургуттрансгаз» завода по стабилизации конденсата «на правах производственной единицы». Сургутское производственное объединение по транспортировке и поставке газа возглавлял в те годы Леонард Гилязович Рафиков.

Как закалялись кадры
Исполняющим обязанности директора завода стал заместитель генерального директора ПО «Сургуттрансгаз», опытный специалист в сфере переработки углеводородов, лауреат премии Совета Министров СССР Евгений Лаптев. В мае 1984-го было утверждено штатное расписание Сургутского ЗСК в количестве 120 единиц. Одними из первых на завод пришли: Рустам Караяков, Раиса Смалюжак, Михаил Тараскин, Владимир Люндин, Анатолий Перфилов и другие.
А в октябре назначили постоянного директора – специалиста, «выписанного» из объединения «Узбекгазпром» - Владимира Астахова. Он приехал в Сургут в легкой болоньевой куртке, которую вскоре сменил на собачий полушубок – климат-то не узбекский. Кстати, начальство вместе с рабочими дневало и ночевало на заводе: не хватало ни времени, ни людей.
Зимой 1985 года Астахов дает интервью нашей газете, где говорит, что заводу нужны квалифицированные рабочие кадры: «Требуются операторы технологических установок, машинисты компрессоров, слесари КИПиА, электрики. Сейчас привлекли москвичей и новосибирцев, но все равно специалистов эксплуатации недостаточно». 
Люди приходили на завод, но трудности становления предприятия выдерживали не все. 
Тем более что опыта строительства подобных объектов в Западной Сибири не было. 
Суровые условия, изнурительный режим работы, жесткие сроки, в которые необходимо было укладываться - все это было своего рода горнилом, где выковывались характеры заводчан-первопроходцев, которые в дальнейшем составили основу коллектива ЗСК. 

Даешь продукт!
Первый конденсат поступил в сырьевой парк ЗСК в ночь на 1 июня 1985 года, и уже в августе после апробирования оборудования его приняли на переработку. Завод получил первую продукцию! За 10 месяцев была выполнена работа по принятию завода в эксплуатацию, выполнено государственное задание по выпуску стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов – сырья для нефтехимической промышленности. 
Для газовиков это был настоящий праздник, однако никто и не думал расслабляться, ведь нужно было выдавать продукцию «на-гора». На призыв партии встретить ударным трудом XXVII съезд КПСС, а также в честь 68-й годовщины Великого Октября коллектив Сургутского ЗСК взял на себя повышенные социалистические обязательства и с января по октябрь 1987 года выработал почти 800 тысяч тонн стабильного конденсата.
Но не конденсатом единым: еще на первых совещаниях по строительству завода Евгений Лаптев озвучил задачу, которая была поддержана руководством «Сургуттрансгаза», - получение на мощностях ЗСК не только стабильного конденсата, но и моторного топлива.
- Мне после работы на Пермском нефтеперерабатывающем заводе просто стабилизировать конденсат было непривычно – ведь это уже почти топливо. Его немного «разогнать» надо – и получишь моторное топливо, - рассказывает он.
Вопрос этот обсуждался в верхах, и еще в 1983 году Госстрой СССР посчитал целесообразным рассмотреть возможность размещения на территории Сургутского ЗСК установки по производству моторного топлива - с целью удовлетворения потребностей региона в автомобильном бензине и авиакеросине.
Но ведь одно дело рассмотреть, а другое - сделать. Этот проект сургутские газовики, можно сказать, вынашивали сами. Процесс притормозила начавшаяся в стране перестройка - всем стало не до строительства, да и с финансами было не просто. Реализация стала возможной только в 1993 году. Но еще в январе 1986 года ЗСК начал производить зимнее дизельное топливо на действующих технологических линиях. Его использовали для нужд предприятий газовиков в регионе. Это была пусть маленькая, но победа - очередная на счету коллектива завода.
Надо сказать, что это лишь первые страницы истории становления Сургутского ЗСК - дальше были и другие трудности, и новые победы, и новые свершения. Для сравнения, в первые годы своего существования здесь перерабатывалось порядка 1,2-2 млн тонн сырья в год, сегодня эти объемы достигли уже 9,5 млн тонн, а в ближайшей перспективе - 12 миллионов. Повышается и качество моторного топлива, сегодня Сургутский ЗСК выпускает автобензин и дизельное топливо самого высокого экологического стандарта – Евро-5. А всего в номенклатуре более 20 видов товарной продукции.

Петр Воронин: стратегия определяет будущее
Петр Воронин, возглавивший ЗСК в мае 2008 года, подчеркивает, что решение наладить на базе ЗСК производство моторных топлив, а не просто подготовку газового конденсата к последующей переработке, стало историческим моментом в судьбе предприятия и во многом определило его будущее.
- Было решено, что выпускаемая продукция должна будет закрыть потребность бурно развивающегося региона в автомобильных бензинах и авиакеросине. В те годы самым ходовым был автобензин А-76, на нем работали все отечественные автомобили, в том числе ГАЗ-53, ЗИЛ-130 и другие. Дизельным топливом заправляли спецтехнику, которая использовалась на нефтяных и газовых промыслах. Для вахтовых перевозок даже в небольших северных городах были построены аэропорты, и потребность в авиакеросине также была довольно высокой, - говорит он.
Петр Воронин после окончания Тюменского индустриального института десять лет работал в Сургутнефтегазе. В 1991 году был принят на ЗСК начальником участка по ремонту насосного компрессорного оборудования, затем работал главным механиком, заместителем директора по сбыту продукции. В 2011 году П.А. Воронина избрали депутатом думы Сургутского района. 
В год его назначения на должность директора произошла очередная реструктуризация предприятия сургутских газовиков, и ЗСК вошел в состав вновь созданного ООО «Газпром переработка». Перед заводом была поставлена задача по организации работы в новых условиях, когда почти треть высококлассных специалистов перешла в администрацию дочернего общества. Необходимо было обеспечить переработку увеличивающихся объемов сырья ОАО «Газпром» и независимых поставщиков, дальнейшее повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции. 
С годами росли объемы производства, совершенствовались технологии, повышалось качество выпускаемой продукции. И сегодня Сургутский ЗСК – это флагман нашего региона по производству высококачественных моторных топлив. Здесь сформировался сплоченный коллектив профессионалов 
«Будущее региона во многом зависит от увеличения объемов и мощности переработки углеводородного сырья. На заводе интенсивно модернизируются существующие мощности и ведется строительство новых крупных объектов. В настоящее время готовятся к пуску восьмая и девятая нитки установки стабилизации конденсата, продолжается масштабная работа по улучшению качества продукции, доведению его до современных мировых стандартов. И все же главная ценность компании, несмотря на наличие глобальных стратегических планов, долгосрочных перспектив развития и на относительную молодость ООО «Газпром переработка», - это сильная команда профессионалов, людей энергичных, талантливых, перспективных, которых объединяет общее стремление к качественным результатам и умение добиваться поставленных целей», - резюмирует Петр Воронин.

Юрий Протасов: завод сыграл решающую роль в моей судьбе
Юрий Протасов, руководивший заводом с декабря 1998 по май 2008; как и другие первопроходцы, стоял у истоков предприятия. В 1984 году он пришел на работу в коллектив молодым специалистом после окончания Горьковского политехнического института на должность руководителя группы технадзора. Позже работал начальником отдела, заместителем директора по производству. В 1996 году занимал должность начальника Сургутского управления по реализации нефтепродуктов, а в 1998 году – заместителя директора завода по сбыту.
Впервые на площадку строящегося ЗСК он приехал в 1984 году и прекрасно помнит тот день:
- Прямой дороги тогда еще не было, - рассказывает он. - Мы ехали на «ПАЗике» до ГПЗ, а потом – вдоль забора нефтебазы Госкомнефтепродукта, и только после этого выезжали на площадку. А площадка была небольшая, где-то 200 на 200 метров. Только-только завозили материалы, а вокруг – ничего, пустота. Обрамленное сосновым лесом поле, наполовину заболоченное, с протекающей посредине небольшой речушкой, в которой мы впоследствии в свободное от работы время удили рыбу. Чуть дальше – берег Оби, где как раз начинался гидронамыв песка для стройки.
Как вспоминает Юрий Протасов, ускоренные темпы строительства требовали напряженного режима работы. Ведь времена были советские – планы, графики, обязательства. «Представьте квадрат 50 на 50 метров, второй этаж УСК-1, и на этом пятачке одновременно работают до 40 сварщиков и монтажников!», - рассказывает он.
Годы руководства предприятием запомнились Юрию Александровичу в первую очередь ответственными производственными задачами, которые ему как директору приходилось решать вместе с коллективом ЗСК. Основной стало улучшение качества продукции, и главное внимание уделялось строительству комплекса по облагораживанию моторных топлив ЛКС 35-64. В октябре 2002 года состоялся пуск первой очереди комплекса - секции гидроочистки и риформинга бензиновой фракции. Имея производительность в миллион тонн, комплекс позволил в год увеличить количество выпускаемого заводом бензина в шесть раз. Вторую очередь ввели в 2003 году. Освоение введенных мощностей позволило Сургутскому ЗСК стать весомым участником рынка топливной продукции в Западной Сибири. 
В 2005 году на заводе было начато промышленное производство топлива для реактивных двигателей марки ТС-1. Сегодня заводом производится 160 тыс. тонн авиакеросина в год. 
Серьезное внимание уделялось подготовке кадров, в том числе и за границей. Были заключены также договоры с вузами России. По инициативе газовиков получить специальность, связанную с переработкой нефти и газа, стало возможным в Сургутском нефтяном техникуме и профессиональном училище №17. Так была закрыта заводская потребность в специалистах среднего звена. Немало конструктивных и добрых дел на счету Юрия Александровича и как у депутата думы Сургутского района 3 и 4 созывов.

Хамит Ясавеев: все-таки мы прорвались!
Хамит Ясавеев - избранный трудовым коллективом в 1987 году директор завода, возглавлял предприятие до декабря 1998-го. Выпускник Казанского химико-технологического института, он начал трудовую деятельность на Ухтинском газоперерабатывающем заводе. В дальнейшем работал на предприятиях ВПО «Оренбурггазпром»: Оренбургском гелиевом заводе, в Волго-Уральском научно-исследовательском и проектном институте нефти и газа. В течение многих лет Хамит Нурмухаметович занимался рационализаторской и научной деятельностью. 
Лауреат государственной премии в области науки и техники, кандидат технических наук, опытный производственник и талантливый руководитель, он сумел поднять производство на новый качественный уровень. Завод на десятилетие становится строительной площадкой. Велось активное строительство новых технологических объектов по производству моторного топлива, сжиженных газов, отгрузке готовой продукции. Строились резервуарные парки, железнодорожные эстакады, причалы, опытно-промышленная установка каталитического риформинга, комплекс очистных сооружений и другие объекты. А в сентябре 1989 года был заключен договор с НПО «Леннефтехим» на выполнение рабочего проекта комплекса облагораживания моторного топлива ЛКС 35-64, который позволил начать крупнотоннажное производство высокооктановых бензинов.
Качественно новый этап в развитии Сургутского ЗСК открыл горизонты не только для предприятия, но и для территории в целом. Сургут и весь автономный округ из разряда сырьевых придатков переходили в категорию регионов, способных самостоятельно закрывать свои потребности в топливе. В 1993 году была введена в эксплуатацию установка моторных топлив, производительностью 4 млн т/г по сырью. Это позволило начать крупнотоннажное производство современных, экологически чистых неэтилированных автобензинов в соответствии с ГОСТом. 
«Я всегда шучу: кто проработал директором в те годы, в 90-е, тому можно сразу «героя» давать! Нам как раз довелось работать, когда все почти встало… Вот работало, работало, а потом встало! С гордостью могу сказать, что с 91-го по 97-й год было построено очень много объектов, когда никто ничего не строил. Не мог строить! Не было ни стимула, ни желания, ни возможностей. Все разваливалось. Нашему заводу повезло, все-таки мы прорвались… Но те трудности, они были производственного характера – отсутствие финансов, материально-технического снабжения, развал строительно-монтажной организации. Тут все зависело от нас, насколько мы напряженно работаем…»

Сургутский ЗСК (филиал ООО «Газпром переработка») - крупномасштабный и перспективный комплекс с современными технологиями. На заводе реализуется программа модернизации и планируется строительство установки изомеризации легкой бензиновой фракции по технологии фирмы AXENS, установки очистки пропана от метанола.

В основу деятельности предприятия заложено создание безопасных и максимально комфортных условий труда, снижение негативного влияния производства на природную среду, а также рациональное использование природных ресурсов.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.