×
Общество
0

Новая традиция. «Новости Югры» организовали перекличку студентов округа

В День российского студенчества четыре вуза Югры по видео­конференц­связи представили свои лучшие проекты и обменялись уникальным опытом.

Круглый стол на тему «Социально ориентированные проекты в студенческой среде» состоялся в ЮГУ. Какие проекты реализуют студенты югорских вузов и чему они готовы учиться друг у друга – читайте в материале.

Лучше придумывать новое

На предложение «Новостей Югры» и центра «Открытый регион» организовать в Татьянин день онлайн-­встречу лидеров студенчества откликнулись почти все вузы округа. Удивительно, но такой простой для современных технологий формат общения между студентами нашего большого региона до сих пор оставался невостребованным. Приветствуя участников круглого стола, ректор ЮГУ Татьяна Карминская назвала его мостом дружбы и взаимодействия, объединившим лучших югорских студентов и всю Югру.

– Наши университеты опережают те технологии, которые сегодня работают, потому что наша система молодая, и если мы будем догонять, то обязательно отстанем. А то, что мы сегодня услышим, – это решения, которые являются инновационными. Желаю много новых идей, стремления не только их достигать, но и двигаться все время вперед и процветания каждому университету. Мы сильны, когда мы вместе. Надеюсь, что сегодняшнее начинание – перекличка университетов Югры – в дальнейшем станет нашей общей традицией, которая будет отличать наш округ от многих других территорий, – отметила Татьяна Карминская.

Живая цепь памяти

Четыре университета региона представили друг другу свои лучшие социальные проекты в сфере волонтерской деятельности, гражданско­-патриотического воспитания и развития студенчества. Идея обменяться опытом в праздник студентов оказалась продуктивной. Некоторые проекты сразу были поддержаны студенчеством Югры.

Так, Сургутский государственный университет предложил проводить в городах округа акцию «Живая цепь памяти». Уже четыре года студенты СурГУ организуют масштабную акцию в День Победы – выстраиваются цепочкой от университета до мемориала Славы и передают друг другу гвоздики и лампадки. Затем участники выстраиваются в слово «спасибо» и хором произносят слова благодарности ветеранам. За это время проект объединил всех жителей Сургута. В 2015 году было передано 1 240 гвоздик – по количеству погибших в Великой Отечественной войне сургутян.

– Цель проекта – привлечь молодежь, чтобы ребята чувствовали свою значимость, гордость за историю страны, подвиг предков, даже просто находясь в цепи, передавая гвоздики. Нашей акцией уже заинтересовались в Московской и Самарской областях. Надеемся, что нас поддержат и в городах Югры и «Живая цепь памяти» станет таким же масштабным проектом, как «Бессмертный полк», который когда-­то тоже начинался как городской и региональный проект, – отметила Анастасия Матвеева, наставник студенческого совета СурГУ.

Предложение сургутян сразу поддержали студенты из Ханты-­Мансийска и Нижневартовска.

– У нас есть проект патриотической направленности, но я думаю, что мы включимся и в проект СурГУ «Живая цепь памяти», нам очень интересно. Дополнительно свяжемся и возьмем методические рекомендации, – прокомментировала Регина Гелимова, директор центра студенческих инициатив Югорского государственного университета.

– Это очень интересный проект, который нужно тиражировать, и мы готовы к нему подключиться, – заявила Елена Хвостова, заместитель декана по воспитательной работе факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного университета.

Работа с особыми детьми

Одно из главных направлений студенческих проектов – волонтерская деятельность. О своей работе в этой сфере рассказали представители Сургутского государственного педагогического и Нижневартовского государственного университетов.

На протяжении двух лет волонтерское объединение СурГПУ «Сердце на ладони» активно реализует проект «Радость добрых дел» в центре социального обслуживания «На Калинке». Он направлен на социальную реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в зоне социально­-экономического и психолого­-педагогического риска.

– Мы приезжаем в центр два раза в месяц. Каждый выезд имеет свою тематику. У нас разный круг детей, разный возраст, разные заболевания. И всегда есть фактор неизвестности – только в день отъезда мы узнаем, с какими детьми будем работать. Но мы готовы ко всему. Дети вместе с мамами, бабушками и специалистами учреждения участвуют в мастер-­классах (лепка из теста, вязание, изготовление поделок из макаронных изделий и т. д.) и спортивных состязаниях (игра бочче, день автолюбителя, эстафеты). Также готовим и показываем ребятам концерты, – рассказала инициатор проекта Валентина Хомутова, студентка социально-­гуманитарного факультета СурГПУ.

Проект сургутян имеет ряд наград, в том числе первое место на X Межвузовском конкурсе социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» в Санкт-­Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Нижневартовский госуниверситет реализует целый ряд волонтерских проектов, направленных на работу с детьми.

– Социальное проектирование в нашем университете имеет давние традиции. С 2006 года мы шефствуем над ОКБ Нижневартовска, там дети лежат на длительном лечении. Для них мы реализуем два проекта. Первый – «Праздник в подарок»: организация досуговой деятельности находящихся на длительном лечении ребят. Второй – «Школа радости»: организация учебных занятий, потому что дети, находящиеся на лечении два, четыре, а то и шесть месяцев, существенно отстают от школьной программы. Наши студенты два раза в неделю проводят с ними индивидуальные занятия. Такие же занятия проводим с дошкольниками, – пояснила Елена Хвостова.

Следующее направление деятельности студентов НВГУ – работа с детьми, имеющими ограничения здоровья, воспитанниками школы-­интерната в Излучинске для глухих и слабослышащих.

– Сейчас это школа-­интернат для обучающихся с различными отклонениями здоровья. В том числе с ДЦП, нарушениями опорно-­двигательного аппарата и зрения. С интернатом сотрудничает наш студенческий педагогический отряд «Пеликан», и там мы реализуем несколько проектов, – отметила Елена Викторовна.

В рамках круглого стола студенты НВГУ Наталья Гочошвили и Светлана Машталяр представили один из таких проектов – «Театр Чарли».

– На базе школы­-интерната создан театр­-студия пантомимы. Глухим и слабослышащим детям трудно общаться с другими. «Театр Чарли» способствует взаимодействию студентов и детей через пантомиму. Цель проекта – создать образовательное творческое пространство для восполнения дефицита общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый наш приезд и занятия становятся для нас и ребят большим праздником. Когда они надевают белые перчатки и начинают показывать представление – это огромная радость для всех! – говорит Наталья Гочошвили.

Сейчас в студии занимаются 36 воспитанников интерната. Но в перспективе их станет больше. А в мае студенты нижневартовского вуза планируют провести фестиваль немого кино имени Чарли Чаплина.

– Наши студенты ориентируются на внедрение инклюзивного образования. Мы сейчас не говорим о том, что дети будут жить в спецшколах. Мы говорим о том, что наши студенты должны быть готовы к выходу в классы, где будут сидеть дети с особенностями здоровья наряду с обычными детьми. Поэтому они должны уметь работать с ребятишками с ОВЗ. На это нацелены все наши социальные проекты, и они разработаны таким образом, что их можно расширять и тиражировать, – подчеркнула Елена Хвостова. – Мы предлагаем наш опыт любым учреждения основного и дополнительного образования, потому что инклюзия придет везде!

Форуму быть!

Югорский государственный университет представил проект «Программа адаптационного курса для первокурсников». В течение недели их погружают в новую среду. Задача – с первых дней обучения в вузе включить максимальное число первокурсников в жизнь университета. В программе масса мероприятий, в том числе квест по территории ЮГУ, выездной форум для первокурсников «Тайм Энерджи».

– Мы вывозим ребят на разные площадки: Шапша, призывной пункт в Пыть-­Яхе, где студенты на протяжении трех дней погружаются в настоящую студенческую жизнь, узнают, что такое творчество, социальные проекты, волонтерство и кинематограф. Затем ребята должны представить какой­то итоговый продукт. Как показывает практика, по итогам адаптационного курса 70 % первокурсников активно включаются в общественную и научную деятельность нашего университета, – рассказала Регина Гелимова.

По завершении круглого стола директор центра студенческих инициатив ЮГУ предложила основать в округе новую студенческую традицию – собираться вместе накануне Дня студента.

– Мы предлагаем проводить в Югре окружной студенческий форум, который каждый год будет проходить на площадке одного из вузов округа. Например, в 2017 году он пройдет в Ханты­-Мансийске, в 2018­м – в Сургуте, а через год – в Нижневартовске. Заканчиваться форум будет в Татьянин день, – пояснила Регина Гелимова.

Вузы договорились, что в ближайшее время начнут совместную работу над этим проектом, разработают положение форума и приступят к реализации идеи, заручившись поддержкой правительства Ханты-­Мансийского автономного округа.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии