Югорск. Мечты сбываются

Как живет газотранспортная столица Югры
Автор текста: 
Автор фото: 
28.08.2015

Путь из нефтяной в газотран-спортную столицу Югры - из Сургута в Югорск - неблизкий и небыстрый. Целый рабочий день, с пересадкой в Ханты-Мансийске: прямого автобусного сообщения нет. Прямого железнодорожного сообщения тоже (можно добраться через  Екатеринбург, но дорога займет более суток), несмотря на то что железнодорожная станция появилась здесь еще в 1962 году, за 16 лет до прибытия в Сургут первого поезда. Кстати, именно строительство железной дороги и стало отправным пунктом в истории этой географической точки на карте нашего региона.

Точка с тремя именами
У населенного пункта три названия: город Югорск, поселок Комсомольский, станция Геологическая. Третий топоним закрепился за объектом - железнодорожной станцией - похоже, навечно. Ни приход лесозаготовителей, ни впоследствии газовиков, придумавших название своему населенному пункту, не заставили железнодорожников поменять имя станции. 
Первыми сюда пришли геологи, за ними - лесозаготовители. Леспромхоз процветал, пока лес не кончился. Утверждать, что лесозаготовители расточительно отнеслись к этому природному богатству, нельзя. Местные говорят, что реконструкцией лесного массива леспромхоз изначально занимался параллельно с вырубкой. Вот только растут деревья долго, несколько десятков лет. Вторую жизнь поселку подарили газовики. 
Изначально населенный пункт входил в состав Советского района. Своим суверенитетом город обязан газовикам. Генеральный директор пришедшей на территорию газпромовской дочки - «Газпром Трансгаз Югорск» - Григорий Поляков был весьма амбициозным руководителем. Именно его стараниями поселок Комсомольский сперва приобрел статус города, а затем вышел из состава муниципального образования Советский район. Старожилы говорят, что сделать это было непросто, но борьба того стоила. Если бы все осталось на своих местах, такого бы развития поселок не получил. Комсомольский бы не стал Югорском.
Югорск считает себя газотранспортной столицей Югры. «Сургут это звание носить не может. Он больше нефтяной город», - примерно такой логики придерживаются югорчане в своих рассуждениях.

Европейская респектабельность
По официальным данным,в городе зарегистрировано 38 тысяч населения. По факту - больше. Темпы прироста достаточно высокие. Но не за счет развития градообразующего предприятия - его специалистов в городе мало, основная часть на трассе, как говорят газовики.
Но, несмотря на то что город постоянно пополняется «чужаками», поведенческие традиции тут существуют. И чтутся.
- Наблюдала картину - подгулявшая компания, явно приезжие, пыталась задирать компанию местных. Конфликта не случилось. Хозяева просто недоуменно поинтересовались: «Ребята, у вас проблемы? Может, чем-то помочь?» - рассказала нам коллега-югорчанка Елена Коновалова. 
Приезжие тут очень быстро ассимилируются. Елена - тому яркий пример. Живет и трудится в Югорске всего около пяти лет, но в разговоре употребляет только собственные местоимения - мы, наш, у нас. 
- Вести себя здесь хоть в чем-то асоциально просто не принято. Без объяснений. Такой уклад - не принято, и все. Поэтому и соответствуют: город маленький, - резюмировала наша экскурсовод. 
На самом деле, как мне кажется, причина не в патриархальном укладе - откуда ему взяться в населенном пункте, которому немногим больше пятидесяти лет? Дисциплина здесь другого происхождения: газпромовского  и… военного. 
Военная тайна или НАСТОЯЩАЯ история 
В справочных материалах о Югорске информации о том, что более 35 лет город был военной авиабазой, практически нет. Даже на официальном городском портале. Даже в отношении народного символа города - истребителя МИГ-25, о котором писалось выше. 
В официальной справке мемориальный комплекс с вечным огнем и именными стелами называется памятником защитникам Отечества и первопроходцам земли Югорской. Но для многих жителей это мемориал 763 истребительному авиационному полку, расформированному  по приказу Министерства обороны в конце девяностых. Решение разместить здесь авиабазу и часть ПВО после Великой Отечественной войны принял еще маршал Жуков. Территория оказалась идеальным местом для аэродрома истребителей, задачей которых была защита от непрошенных авиагостей северных рубежей нашей страны. 
Когда точно был сформирован полк, если честно, мы запутались. По одной информации, в ноябре этого года ему должно было исполниться 50 лет. На пятиэтажке в бывшем военном городке, который сейчас носит название Югорск-2 и является спальным районом, из кирпича выложено число 1967 (впрочем, возможно, это дата ввода в эксплуатацию самого здания). На памятной стеле другая дата, доказывающая, что первыми пришли не геологи, железнодорожники и лесозаготовители. Первой сюда прилетела боевая эскадрилья. 
К памятному месту нас привез бывший замначальника боевой эскадрильи, сегодня - сотрудник  Газпрома Михаил Комаров. Он и показал нам свой, совсем другой город. Именно благодаря его экскурсии некоторые символы Югорска приобрели другой смысл и стало понятно, отчего в городской архитектуре так много военно-патриотической тематики: самолеты, бронетранспортеры, мемориалы, флаги и т.д.
Боевое братство здесь очень сильно. И не только благодаря кадровым военным из расформированной части, большинство которых остались жить в этом городе. Общественные организации воинов-афганцев, участников чеченской кампании здесь в очень большом авторитете. И у населения, и у властей, и у градообразующего предприятия. Кстати, именно Газпром пятнадцать лет назад трудоустроил оказавшихся ненужными Минобороне летчиков, но это совсем другая история. Кстати, в день нашего приезда военные записывали видеопоздравление ко Дню газовика работникам Трансгаза и всем горожанам - ко Дню города. Эти поводы Югорск отмечает большим карнавалом в один день - первую субботу сентября. Видеосъемка шла у нового мемориального комплекса, посвященного 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне - также подарок Газпрома городу и ветеранам к памятной дате. В какую сумму обошелся он газовикам - даже представить сложно. Территорию под него пришлось выкупать у частника, владельца «элитной деревяшки». Хочется верить, что в честь всенародного праздника собственник не стал слишком жадничать. 
- Это только первая очередь мемориала, - рассказал нам Михаил Комаров. - Говорят, что в планах нашей компании построить еще два: воинам-интернационалистам и погибшим летчикам.
Один мемориал пилотам, погибшим в мирное время при выполнении служебных задач, построили сами военные. Комплекс расположен в лесу, на месте последней авиакатастрофы в эскадрилье. Чужие здесь не ходят, это сакральное место. Подробнее о военной тайне Югорска и Югры мы расскажем в ближайших номерах «СТ». 

Проблемные зоны

В городе несколько неудобств. Главное - железная дорога, делящая его пополам. С точки зрения эстетики проблема почти решена - вдоль полотна растут деревья, расставлены садовые скульптуры и прочие малые архитектурные формы. Глаз радуется. А вот ноги, увы, нет. Пересечь железнодорожное полотно, чтобы попасть из одной части города в другую, можно в двух местах - практически на въезде в населенный пункт через переезд и в центре по виадуку. Который, кстати, официально в эксплуатацию не сдан, но народ им активно пользуется. 
Еще в качестве минуса местные жители отмечают отсутствие мусорных баков во дворах. Бытовые отходы здесь принято выбрасывать в специальные мусоросборочные машины, которые объезжают микрорайоны два раза в день. Не успел к ее приезду - вдыхай ароматы компостной кучи у себя на кухне до следующего дня. Журналистам «СТ» претензия показалась вздорной. Плюсов у такого подхода гораздо больше: дворы не портят мусоросборники, управляющим компаниям нет необходимости проводить дезинфекцию - просто негде. Крыс нет. Как и прочих обитателей помойки - бродячих собак, кошек и бомжей.
Продукты, несмотря на близость к столице Урала и хорошую транспортную доступность, здесь дорогие, в частности овощи - цены в полтора-два раза выше сургутских. А вот такси дешевое - из конца в конец город можно пересечь всего за сто рублей. Стоимость аренды жилья также приятно удивляет - «двушку» в центре со свежим ремонтом, хорошей мебелью и техникой можно снять тысяч за 15. Кстати, здесь нет ежемесячной платы за домофоны. Жильцы платят только за установку и ремонт по мере необходимости. 

Югорск - город окружного подчинения на западе ХМАО. Статус города и современное название получил в 1992 году. Численность населения - 38000 человек, более 6000 - работники «Газпром Трансгаз Югорск», градообразующего предприятия. На спортивной карте России город представлен мини-футбольным клубом «Газпром-Югра», выступающим в суперлиге. Югорск является наименьшим по численности населения городом, представленным 
в суперлиге, при этом югорская команда является многократным призером чемпионата, и в ее составе выступают игроки нескольких национальных сборных

 

Духовная столица

Национальный состав в Югорске примерно такой же, как и в большинстве городов Югры. Смешанный. Большая часть - русские. Вторые по численности - татары и башкиры, их диаспора самая крупная. В городе есть небольшая мечеть и два православных храма. Сейчас строится собор - положение обязывает, город стал столицей недавно созданной Югорско-Няганской епархии в составе региональной митрополии. 
- Религиозным конфессиям здесь очень комфортно, прежде всего потому что здесь есть градообразующее предприятие. И достаточно нескупое, - считает коллега. - К примеру, центральный храм целиком построен на деньги Газпрома. Строится православная гимназия. 
Кстати, настоятель одного из храмов - иерей Александр - бывший десантник. Имеет боевые награды. День ВДВ проводит в строю, правда, не в голубом берете, а в церковной рясе. 

 

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.