×
Общество
0

Югорская экзотика

Как развивается югорский малый бизнес с самобытными корнями? Об этом «Новости Югры» узнали, побывав на Югорском рыбном фестивале, который уже в восемнадцатый раз прошел в Ханты-Мансийске.

Фестиваль в очередной раз вобрал в себя то, что понравится каждому. Для любителей футбола – трансляции матчей и пенные напитки. Для детей – батутный комплекс. А для представительниц прекрасного пола – рядом выставка из Индии, где продавали одежду, украшения и косметику. Удобно: пришли семьей, и все довольны. 

Здесь была не только рыба, запах которой слегка перебивали индийские духи, – предприниматели из разных сфер тоже не упустили возможность заработать. Хотите колбасы? Тут целых две палатки. А может, мед? Свой, натуральный – и попробовать дадут, и зверобоя ветку на сдачу. 

Худые медведи – к убытку
У павильона «Лангки» из Приобья было многолюдно. Рыбная продукция национальной общины в рекламе не нуждается: она отличного качества. За 16 лет работы у «Лангки» – безупречная репутация. 
На выставку национальная община привезла соленую щучью икру, соленых и копченых язей, вяленых щук и лещей. Говорят, что таких лещей давно не ловили в Оби.
Свои первые шаги община сделала при помощи государственной поддержки. Руководитель «Лангки» Андрей Маремьянин вспоминает, что, когда община образовалась, ей оказали помощь в приобретении оборудования.
– Только не все тогда пригодилось. Что-то в тему попало, что-то нет... Какое-то сломалось быстро, – говорит он. Сейчас объем рыбной продукции, которую производит община, постоянно растет. 
Недавно «Лангки» начала заниматься еще и охотничьим промыслом. По словам Андрея Маремьянина, меха всегда востребованны, просто нужно уметь вовремя продать их по приемлемой цене. 
Община подала заявку на грант по продвижению своей продукции на региональном рынке. И Маремьянин подчеркивает, что поддержка нужна – но такая, чтобы учитывала особенности работы и помогала такому рискованному бизнесу оставаться на плаву.
– С природой все сложно. Каждый год разный улов. Есть год урожайный, а есть – нет. Это влияет и на качество мехов. Возьмем, допустим, медведя. Когда год урожайный, то он упитанный, а в этом году у него и жира-то нет. Значит, добыв медведя, мы недополучим  выгоды... – рассуждает глава «Лангки».
А на прощание он замечает, что сейчас в его отрасли остались энтузиасты. Сильно выросла конкуренция, доходы, которые были в прошлые годы, сократились. Поэтому деятельность «Лангки» уже приблизилась к социально ориентированному предприятию. Ведь работают в общине в основном жители национальных поселков Октябрьского района, где есть проблема с занятостью.

Мамонты для биатлонистов
Была на выставке и Елена Вольник, хозяйка мехового ателье, которому уже 24 года. 
– Раньше в моей команде было 12 человек, а сейчас я одна, потому что времена тяжелые, невыгодно держать большое количество рабочих. Спрос падает. Сейчас больше ремонтируют шубы, шапки, чем заказывают новые, – делится мыслями Елена.
Она, как и большинство индивидуальных предпринимателей, тоже обращалась за помощью к государству:
– Получала гранты, субсидии, они меня здорово выручали. Но, чтобы развиваться дальше, нужны другие виды помощи. Во-первых, развивать льготное кредитование, действительно под небольшие проценты. Во-вторых, помогать в реализации продукции. К примеру, оказывать помощь в организации поездок по муниципалитетам. У меня есть сувенирная продукция, которая может пользоваться спросом на различных фестивалях и выставках. Но сама я такие поездки не потяну. 
А сувениры у Вольник – уникальные. Например, на Кубке IBU, который недавно прошел в Ханты-Мансийске, ее мамонтятами из меха даже награждали спортсменов. Приобрести их могли и болельщики в сувенирной лавке, которая работала на территории Центра зимних видов спорта. Елена уже своя в Ханты-Мансийске, и ее продукция пользуется популярностью.

Хотим в Таиланд
То же можно сказать и о компании Василия Новоселова. Грибы, варенье и джем ООО «Регион-К» широко известны в округе. Чего только стоит земляника в собственном соку, вкус и аромат которой – как у только что сорванной ягоды. Признаться, я только недавно отведала этот деликатес, поэтому сначала поинтересовалась: как удалось достичь такого совершенства?
– Методом проб и ошибок. Мы много экспериментировали, – улыбается Новоселов. И показывает новинку: моченую морошку, которую на выставке уже оценили покупатели.
Предприятие из Междуреченского на рынке 13 лет. В 2005 году, когда Новоселовы (а это дело семейное) организовали «Регион-К», начинали с грибов: солили, сушили. Затем перешли на производство варений и джемов. Сейчас у них уже более 45 видов продукции, и вся она – из дикоросов! 
– Наша кондинская земля богата дикоросами. Лес всегда кормил и продолжает это делать, – говорит Новоселов. И добавляет, что запустить производство без государственной поддержки было бы невозможно:
– Мы получали субсидии, компенсации, гранты. Все это помогло нам встать на ноги. И сегодня нам предлагают разные формы поддержки от разных фондов. Раньше мы сами шли за поддержкой, а теперь наоборот! 
Однако, по его мнению, предприятию необходимы новые формы поддержки.
– Мы достигли такого уровня, что готовы выпускать продукцию в промышленных объемах, но проблема в реализации. У нас есть представительства в Тюмени, Краснодарском крае и Казахстане. Но для дальнейшего развития и выхода на международный рынок необходима сертификация продукции. Мы увеличили расходы в данном направлении до 500 тысяч рублей, но этого мало. Сейчас выходим на рынок Таиланда, но, чтобы закрепиться там, нужна раскрутка, реклама, а это совсем другие деньги. Сегодня будем высылать образцы в Германию... Так что вектор поддержки предпринимательства, я считаю, нужно сменить в сторону международного рынка, – убежден Новоселов. 
...Вот такой получился разговор с предпринимателями, чья продукция сегодня является брендом округа. Вяленый язь «Лангки», дары тайги «Региона-К» и мамонтята Елены Вольник – это та экзотика, которая, безусловно, привлекает гурманов и самых взыскательных покупателей. Причем не только в нашем регионе, но и за рубежом. Однако, как говорят предприниматели, чтобы закрепиться на новых рынках, опять же нужна государственная поддержка. 
Несмотря на озвученные проблемы, уходила я с ощущением того, что югорский малый бизнес с самобытными корнями будет развиваться, ведь занимаются им люди, которые любят свое дело. А как именно – обязательно узнаю на следующем рыбном фестивале.

plat.jpg   Евгений Платонов первый заместитель директора департамента недропользования и природных ресурсов Югры

- Все формы поддержки расписаны в программе агропромышленного комплекса. Там их очень много. Все то, что предприниматели озвучили, – это делается. Но поддержка не может быть безмерной. Если продукция популярна, пользуется спросом, значит нужно выезжать, работать, торговать и т. д. Всякая работа требует труда и личного вклада.

Фотографии сюжета / 3 фото

Теги статьи: #Югорский рыбный фестиваль

Автор текста: Анастасия Потехина   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии