Александр Асмолов: В жизни и в образовании нельзя без мечты

На первом съезде педагогов в Югре одним из ведущих экспертов был директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. «Новостям Югры» он рассказал о нюансах идеологии реформирования образования.
– В одном из своих интервью вы сказали: «Дети не должны просто иметь запас знаний, как хомяки». Насколько сегодняшняя система образования, школьная и дошкольная, соответствует принципу: быть не просто хомяками, а людьми думающими?
– В жизни, как и в образовании, нельзя без мечты. Мы должны перейти от «рецептурной» системы мышления, где главным образом решаются те или иные классы задачек, к системе образования, которая поддерживает критическое, свободное, парадоксальное мышление. Я понимаю, что сделать это невероятно трудно. С 1988 года я работаю над этим.
Главная задача системы образования – помочь человеку стать человеком. Для достижения этой цели мы с коллегами разработали стандарты, в которых предложена концепция универсальных учебных действий. Это касается в первую очередь мышления. Мы четко понимаем, что успеха можно достичь, если вокруг ребенка будет создана система базового доверия. Главное – не кормление, а общение с самыми близкими и значимыми людьми. Для детей, начиная с первых лет жизни, мы предлагаем не вводить «инъекцию знаний»: научить только счету, письму, чтению, а сохранить его интерес ко всему новому. Важно, чтобы ребенок оставался почемучкой. Для этого надо внедрять новые методы преподавания. Должна быть игровая, исследовательская деятельность и деятельность открытого мышления. Не надо экономить на общении с детьми и мешать общению со сверстниками. Нужно понимать, что современные дети живут в альтернативном пространстве по отношению к тому, в котором мы росли. И это пространство информационной социализации. Как бы взрослые ни пытались лишить детей интернета, у них ничего не получается. Виртуальное пространство открывает большие возможности как для детей, так и для учителей. Исходя из этого, мы создали для начальной школы новый стандарт образования, который раньше подлежал критике. Говорили, что Асмолов насилует школы вариативностью выбора и уходит от предмета. Я никуда не ухожу! А хочу, чтобы ребенок с дошкольного  возраста умел решать задачи с неопределенными данными. К примеру, считал не расстояния в стандартной задаче из пункта «А» в пункт «Б», а мог решать задачи в неопределенных ситуациях. Ученик не должен только запасаться знаниями, как хомяк. Кроме передачи информации, как это всегда происходило, мы должны научить его учиться. И это должна быть школа, мотивирующая к обучению…
Когда я говорю, что стандарты уже административно внедрены в жизнь школы, то испытываю боль в душе. От коллективного принуждения радости не бывает. Многие учителя говорят: «Вот мне бы по-старому преподавать, а не использовать ваши новые универсальные действия». Я считаю, что учитель как урокодатель – это уже не та реальность, которая вариативно применима. И на первое место ставлю «учителя-мотиватора», «учителя-навигатора» в мире знаний без берегов.
У нас огромная проблема в системе высшего педагогического образования. Кто там работает? Выпускники этих же вузов! Нужна жесткая конкуренция, чтобы у педагогов было огромное желание учить детей.
– Федеральные стандарты уже внедрены для основной и начальной школы. Насколько реализована их цель?
– Отчет о внедрении стандартов существует, но реально мало учителей, которые преподают возможность познания в деятельности, а не используют готовые «рецепты».
– Вы говорили о том, что нужно формировать правильные ценностные установки. Как они определяются? Долгое время у нас в 90-е годы существовала анархичная модель воспитания. За последнее время она изменилась?
– Что такое идеология? Это фабрика мотиваций больших и малых социальных групп. Идеология относится и к воспитанию. Когда лидеры страны задают идеологию, как это было в 90-е: сегодня мы суперправославные, завтра мы супермусульмане, а послезавтра мы будем суперрыночниками, то это не порождает ценностную установку. С моей точки зрения, когда мы опираемся на гуманистические системы Швейцера, Корчака, Сухомлинского, Выготского, тогда мы можем давать ценностные вещи в школе. Пока этого нет, кто является их главным носителем? Родители? Не всегда. Школа? Не всегда. Сегодня главным источником порождения  любых ценностей являются средства массовой коммуникации.
Правда иногда они работают как лебедь, рак и щука. И тогда мы имеем вместо аналитической жареную журналистику. Только через культуру мы можем породить правильные установки. Культура есть среда, растящая личности. Беда, если наш ребенок не найдет подлинных героев. В 90-х годах нравственные ориентиры исказились настолько, что главными героями становились образы из фильмов «Брат», «Брат-2»: талантливый паренек, преуспевающий киллер. Сейчас ситуация изменилась.
– В федеральных стандартах закреплены ценностные установки?
– В них четко говорится о ценностных установках, формировании идентичности как ключевой задачи этих стандартов, идентичности на следующих уровнях, а именно государственно-гражданском, культурно-региональном, этническом и общечеловеческом. Никогда ранее так жестко не задавались ценностные ориентиры, которые сейчас есть в стандартах.
– Ваше мнение по поводу единого учебника истории. Насколько он необходим России? На ваш взгляд, та дискуссия, которая вокруг него шла, к чему может привести?
– Здесь есть противники, и сторонники. Поскольку со мной в России связаны идеи вариативного образования, я против монополии на знания, одного издательства учебной литературы. Считаю, что должно быть пространство выбора. В учебниках истории должна быть общая система ценностей и вариативные пути их описания. В этом плане я предпочел бы говорить о культурном стандарте исторического образования, но не сводить этот стандарт к единственному правильному учебнику истории. 
– В некоторых детских садах округа используется ваш принцип вариативности. Ребенок на протяжении недели работает в исследовательской группе. На другой неделе он меняет занятия и получает иные формы образования. Будучи в Югре, вы увидели какой-то позитивный опыт федеральных стандартов, которые утверждены?
– На конференции в Ханты-Мансийске я увидел неподдельную заинтересованность. Ничего не получится в школе, если не будет главного – понимания сути реформирования у управленцев образовательных учреждений. Когда я услышал, какие мудрые вопросы задают руководители из того же Сургута, то понял, что они понимают стандарты, и у меня появилась надежда…
– В дошкольное образование введен федеральный стандарт. А дополнительное образование тоже в этом нуждается?
– Допобразование никогда ни при каких обстоятельствах не должно иметь федерального стандарта. Мы подготовили концепцию дополнительного образования детей и подростков. Она принята правительством в сентябре 2014 года. Когда мы это сделали, учителя четко определили задачи ключевого образования. Это адаптация к неопределенности и расширение возможности выбора деятельности. Там, где идет речь о вариативности без берегов, где речь идет о профессиональном личностном самоопределении, могут быть только гостребования. Они помогают отделить зерна от плевел. Есть концепция – делайте под нее программу, стандарты тут не нужны.
– Как вы относитесь к ЕГЭ? Каждый год в него вносят изменения. Как он будет в дальнейшем изменяться или его отменят?
– Мне будет грустно, если в России исчезнет независимая от конкретной школы система оценки качества образования, которая называется ЕГЭ. Между тем согласен, что у нее много изъянов. При доработке ЕГЭ в дальнейшем надо учитывать следующее: экзамен единый, но не единственный. То есть должно существовать многомерное качество оценки. Второй момент – нужна система диагностики творческих способностей личностей, помощи и поддержки, а не кары за неверный ответ. Тогда и измерители изменятся, они станут другими и не будут сводиться к тестам. В некоторых предметах это уже внедрено.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.