Почему молодёжь выбирает труд. Как выглядит кузница кадров рабочих профессий

Автор фото: 
29.10.2015

В последние годы на первый план в России выходит человек труда. О значимости людей, создающих реальный продукт, уже сказано много. Но куда важнее слов – подготовка таких кадров.

Нашим экскурсоводом стал Сергей Таскаев, заведующий практикой Ханты­-Мансийского технолого­-педагогического колледжа. Вместе с ним мы осмотрели корпуса, где проходят теоретические занятия и производственное обучение.

Учить тому, что нужно на работе

– В этом году мы набирали студентов по семи направлениям, в каждом из которых есть свои рабочие профессии, – рассказывает Сергей по пути в корпус, где сосредоточены мастерские. – Начнем с автомехаников.

В комнате стоят большие двигатели, которые обступили группы из молодых людей в спецовках. Подле них находятся умудренные опытом наставники.

– Сейчас здесь занимаются две подгруппы, работают звеньевым способом. Все организовано так, как на предприятиях, – одно звено под руководством мастера приходится на одно рабочее место, – поясняет увиденное наш провожатый.

– Тема – «регулировка клапанов», – подключается к беседе один из мастеров. – Это техническое обслуживание автомобиля, задачка не из легких. По сути, это то, чем им предстоит заниматься непосредственно на работе.

Студенты занимаются своим делом, почти не обращая на нас внимания. Но мы все-­таки отвлекаем одного из них, чтобы поинтересоваться, почему он решил поступить сюда. Семен, похоже, слегка удивлен вопросом, но отвечает:

– Мне нравится возиться с машинами. Я лет с десяти увлекся автомобилями, мотоциклами. Сейчас учусь на автомеханика, дальше планирую идти учиться в вуз.

Далее на нашем пути – мастерская, где занимаются сварщики, а точнее – мастера сухого строительства.

– Им даются две профессии: строитель и сварщик, – объясняет Сергей. – Также у нас есть отдельное направление «сварщик». Студент может выбирать, куда поступить. Конечно, ему выгоднее идти туда, где он получит две квалификации.

В мастерской как раз идет учебная практика. В небольших полузакрытых кабинках виднеются силуэты людей в костюмах со сварочными масками, мелькают искры. А гул механизмов столь силен, что мы едва слышим друг друга.

– Все это сделано ребятами: скамейки, лавочки. Также, поскольку у нас нефтяной округ, мы учим их работать с трубами, – поясняет Сергей, показывая на каркасы стульев.

А мастер, работающий со студентами, объясняет, что ребята сейчас испытывают сварку в виде конструкций.

– Там есть напряжение, деформации, с которыми им предстоит бороться на протяжении всей своей деятельности, – рассказывает он, одновременно зорко наблюдая за подопечными.

Обращаем на это внимание и спрашиваем: случаются ли при обучении инциденты?

– Мы регулярно проходим технику безопасности. Предупрежден – значит вооружен, – отвечает наставник.

Возможности: курсы, соревнования, практика

Поскольку ребята, с которыми познакомились, учатся на мастеров общестроительных работ, освоение сварки занимает у них год (это укороченная программа). А что, если они захотят углубить знания в этой области?

– Это возможно, у нас есть отдел дополнительного образования, где можно пройти курсы и получить соответствующий разряд, – объясняет заведующий практикой колледжа.

Между делом мы узнаем, что среди ребят есть будущий участник соревнований «Ворлдскиллс». Региональный этап этого конкурса будет проходить в Сургуте с 17 ноября. Колледж заявился по пяти направлениям.

Илья Пальков, который представит это учебное заведение, усиленно готовится к соревнованиям. А свой выбор профессии объясняет тем, что она ему нравится.

– Это интересно и увлекательно, – коротко отвечает он, возвращаясь к работе.

А мы переходим в следующую мастерскую. По дороге быстро расспрашиваем нашего провожатого о том, как здесь улучшается материально-­техническая база (на вид все оборудование выглядит превосходно).

– Стараемся обновлять ее регулярно, чтобы соответствовать веяниям. Понятно, за прогрессом
угнаться невозможно. Но мы стремимся.

Также Сергей рассказал, что, если у колледжа нет какого-­либо «особо продвинутого» оборудования, он обращается к предприятиям, имеющим его, чтобы те позволили студентам попрактиковаться. И компании идут на сотрудничество, поскольку понимают, что помогают обучать специалистов и для себя тоже.

Борьба за студента

А далее узнаем, как готовят помощников механика судов речного флота. По сути – матросов, что подтверждают морские узлы, висящие на стенах аудитории. Перед нами снова группа студентов, работающих с двигателем (правда, c другим, гораздо крупнее). Выясняется, что это лабораторно-­практическое занятие по дизелям. Спрашиваем, занимаются ли они лишь в лабораториях, или есть практика и на судах.

– Конечно! На последнем курсе, как только начинается навигация, они уходят работать на флот. Трудятся всю навигацию и к выпуску уже имеют хороший практический опыт, – отвечает Сергей.

А побеседовав с ребятами, выясняем, что один из них приехал из Казахстана. Почему же он решил совершить такое дальнее путешествие?

– Предложили здесь учиться, мне здесь понравилось, – улыбаясь, ответил он.

Сергей Таскаев объясняет, что в этом нет ничего удивительного:

– У нас ведется большая работа в этом направлении. Проводятся пробы. Ребят (восьми­, девятиклас­сников) привозят, показывают нашу базу. Уже тогда они начинают выбирать будущую профессию. Каждый год проходит день открытых дверей.

Профессия – по расчёту

Мы – у каменщиков. Здесь кипит работа (сказал бы, что «стоит пыль столбом», но нет, не стоит – вокруг довольно чисто). Десяток молодых людей учится выкладывать колонны из кирпичей. На первый взгляд дело нехитрое, однако все не так просто.

– Когда они только приходят, все кажется непонятным. Но, поработав, начинают разбираться, – делится наблюдениями Татьяна Ванюкова, мастер производственного обучения. – Каждый год проходит конкурс профессионального мастерства каменщиков, и там ребята уже показывают и скорость, и качество, и количество.

Задаю традиционный вопрос: почему выбрали эту профессию?

– Потому что она очень востребованная, – чуть ли не хором отвечают мне трое студентов. – Пожалуй, самая нужная из тех, что предлагают здесь.

Признаюсь, подобного ответа я и добивался все это время. Ситуация на рынке труда такова, что согласно всем мыслимым законам (экономики, здравого смысла) молодежь, при выборе будущей профессии, должна отдавать приоритет рабочим специальностям. Отрадно видеть, что студенты это осознают.

Мои мысли подтверждает и Сергей:

– Мы каждый год проводим круглые столы для работодателей. Они приходят в выпускную группу и уже там фактически начинают подбирать себе будущих сотрудников. В основном все наши выпускники устраиваются на работу.

Равные возможности

...Еще дальше занимаются облицовочными работами. Перед нами кирпичные стены, одни молодые люди наносят на них некий раствор, другие что-­то сосредоточенно месят в специальных емкостях. Здесь сейчас трудится группа коррекции – это ребята, у которых есть проблемы со здоровьем. Факт наличия этой группы впечатлил меня, уже пораженного увиденным ранее. Как мне объяснили, таких людей немного, но они есть и для них созданы все условия (действительно, пока мы ходили по колледжу, можно было заметить, что он хорошо приспособлен для людей с ограниченными возможностями).

– Сейчас освою эту профессию, потом пойду учиться на повара и получу две специальности. Будет выбор, куда идти работать, – поделился планами студент Денис.

Скептицизм повержен

Вот так незаметно мы осмотрели все основные мастерские и переместились на улицу, а точнее – в теплицу, где учатся мастера по зеленому хозяйству. Самих студентов, правда, не застали, зато вдоволь налюбовались на настоящий сад посреди зимы (особенно удивил огромный зеленый лайм – никогда бы не подумал, что такой может вырасти в наших условиях).

Завершается же экскурсия в гараже, где группа студентов меняет тормозные колодки на учебном автомобиле. Ах да, в колледже еще учат на права – зал с тренажерами, с помощью которых можно отрабатывать вождение, достоин отдельного описания. Но рассказать обо всем в рамках одной экскурсии просто невозможно.

Признаюсь, до посещения колледжа я не думал, что он меня настолько поразит. Однако, когда покидал стены этого учебного заведения, хотелось сказать только одно: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В случае с Ханты­-Мансийским технолого­-педагогическим колледжем это действительно так. Он достоин всех положительных отзывов.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.