Доказали, что Россия способна удивлять

Автор текста: 
Автор фото: 
30.09.2015

 «Помню, Владимир Путин спросил меня: как вы решились, когда в стране все погибало и рушилось? А самая большая уверенность была в людях, которые, несмотря ни на что, остались»

В сентябре исполнилось 15 лет со дня открытия моста через Обь. Могучее сооружение дало толчок развитию региона, соединив его с Тюменской областью. Да такой, что справляться с возложенной ответственностью мосту стало крайне тяжело. Интенсивность движения эти годы стремительно росла, превысив в разы запланированные создателями нормативы.

И сегодня на всех уровнях власти решают, как возвести новый переход через реку Обь в помощь уже имеющемуся 15-летнему красавцу, который по праву стал визитной карточкой не только Сургута, но и Югры. Сегодня мы завершаем рубрику, посвященную юбилейной дате величественного сооружения. Напоследок - рассказ выдающегося мостостроителя Валентина Солохина о том, как мечта, соединяющая берега, стала реальностью.

Много лет мост с пилоном оставался мечтой для руководителя «Мостостроительного треста №11» Валентина Солохина.

- Долго я его ждал, притаился как охотник, не принимал никаких предложений о переводах или повышении. И в 1986 году, казалось бы, все. В составе большой комиссии в Уренгое присутствовал зампредседателя совета министров РСФСР Борис Щербина, который хорошо меня знал еще по Тобольску. Поговорили мы с ним, и тут я ввинчиваю: «Что же вы так издеваетесь над Тюменской областью? Сколько людей тонет на переправах весной и осенью, сколько машин на дне Оби лежит! С начала освоения Сибири столько населенных пунктов выросло по берегу Оби, а переправы нет». Он прищурился: «Так тебе же 50 миллионов надо на мост». «Всего 50 миллионов! Из тех восьми миллиардов двухсот, что вы вкладываете в область!» Крепко он озадачился. А у меня появилась надежда. А утром 26 апреля я включил радио, а там - сообщение о взрыве в Чернобыле. Опять все рухнуло: Борис Евдокимович отвечал за энергетику всей страны и среди первых прибыл на место происшествия. Были еще потом разговоры о возведении моста через Обь, но как-то все бесперспективно. Потом грянула перестройка.

Справились без англичан и французов

В тяжелые для страны годы Солохину удалось адаптировать компанию к работе в условиях рыночной экономики, сохранить коллектив и материальную базу, тогда как ее основной конкурент - мощный Ленинградский трест попросту развалился.

- Я держался до 1992 года, - признается Валентин Федорович. - Потом начались проблемы. В это жуткое время я всегда старался быть рядом со своими людьми: зарплату получал последний (тогда месяцев по девять могли ее не выдавать), старался скопить хоть на какие-то авансики. Люди это видели, и не было у нас никаких жалоб. А на удивления прокуроров я отшучивался: у мостовиков, мол, голубая кровь – не пристало нам жалобами репутацию портить… Кстати, раньше очень много мы строили мостов для нефтяников. И Владимир Леонидович Богданов, в отличие от остальных заказчиков, пусть за сравнительно небольшие объемы работ, но расплачивался с нами живыми деньгами, что помогало держаться на плаву.

Предложение построить мост через Обь поступило Солохину неожиданно.

- Приходят как-то ко мне молодые бизнесмены за советом. А денег у них немерено! Я воспользовался этим делом и поставил их проектировщикам условие: сооружение будет только вантовым и с самым большим в мире пролетом. Те заартачились было, но я их припугнул: не хотите – шлите официальный отказ, я приглашу французов (они в то время по вантовым мостам шли впереди всей планеты). Согласились. И здорово постарались – просчитали все как нельзя лучше! В апреле 1995 года наш губернатор подписал распоряжение о назначении единоличным генподрядчиком строительства нового моста через Обь «Мостострой-11». Но какую конкуренцию пришлось нам выдержать! Сначала его собирались строить англичане. Приезжал тогда их банкир – большой, круглый, мы ходили с ним по берегу Оби. Я спрашивал: «Сколько бы вы дали денег за этот мост?» Он прикинул: «600 млн фунтов». А я ему: «Дайте мне 100 млн, и я построю его не за семь лет, как сказано в проекте, а за пять». Отказались англичане от этой затеи. Потом подоспели французы, все ахали да охали: «Как же вы без нас справитесь?» А немцы, как услышали, что у нас в коллективе 4000 квалифицированных специалистов, которые за год вводят от пяти до 8,5 км мостов, свернули планы о ввозе своих рабочих и деталей - решили «не мешать господину Солохину».

Кстати, этот мост в пересчете на английские фунты обошелся округу в 88 млн и ввели его за четыре года

У монтажника коленки не могут дрожать

- Чтобы уложиться в поставленные сроки, я долго ломал голову над графиками. Предложений, по ускорению процесса, оказалось колоссальное множество: где-то блоки собрать на земле, а потом уже устанавливать, где-то активизировать сотрудничество с ремонтным составом, чтобы он всегда был рядом в случае поломки техники. Здорово выручали соцсоревнования и праздники: я всегда старался подбить сдачу объекта к особым календарным датам. А премии! Ведут, к примеру, строительство навстречу друг другу два мостоотряда. За ускорение рандеву на месяц я им обещаю премию. Если дата встречи произойдет раньше еще на три дня – поощрение вырастает на 25 процентов, если на пять - на 50 процентов. Ох, какой действенной оказалась эта мотивация! День и ночь люди работают, не замечая ни ветра, ни мороза!..

Когда начинали строительство, глубина реки была всего 12 метров. А во время испытаний на железнодорожных опорах возникла проблема с забоем шпона: вроде и стараемся глубже забить, а он куда-то проваливается, и все! Так обнаружили на реке страшное место глубиной 27 метров. А летом вода еще и метров на десять поднимается - результат кажется недосягаемым. Эту опору мы делали три года: свалили в эту бездну эшелоны камня. Вот и окреп я в решении, что нужен мост, который избавит от этих проблем: соорудить на берегу опору и перемахнуть мост до следующей - на мелководье. Сейчас в воде не видно, но эта анкерная опора невероятно огромная – она держит все сооружение…

В окружной казне не нашлось двух миллионов долларов на сооружение необходимого нам крана в 160 метров высотой. Но нам подсказали, что еще при советской власти выпустили 30 огромных кранов на строительство ГРЭС и АЭС: насколько они страшные и безобразные, настолько и могучие - поднимали до 140 тонн на высоту 140 метров. Для недостающих 20 метров мы соорудили эстакаду, где обычный кран принимал груз от громадины и передавал его дальше… Когда мы дошли до отметки в 100 метров, монтажники вдруг замежевали – отказываются идти дальше, и все, боятся. Приезжаю я в бригаду и, послушав их невнятные речи про суеверия, приказываю бригадиру: «Неси форму!» Экипировался и с ним на пару пошел ловить пилон. Тут уж наши работяги сдались: не пускают меня 60-летнего на верхотуру. Так я им доказал, что у монтажника коленки не могут дрожать.

Накануне открытия у нас остались неокрашенными ванты. А дело это, скажу я вам, невероятно трудное, как и городить под это подмостки с тележками для монтажников. Я уже покаяться успел губернатору, как вдруг звонит начальник отряда: «Приезжайте, покажем вам чудо!» Подъехал, гляжу, навстречу мне несутся два парня, с веревкой в руках. Они, изобретатели, соорудили из трубы баллончики с кнопками и болтиками, заливали в емкость краску, заправляли туда вант и пробегали 400 метров – готово! Выкрасили все за две недели! Запатентовать мы это дело не сообразили: напротив, «разболтали» по всему миру – безвозмездно, что называется, поделились опытом. За границей и сейчас по этой технологии ванты красят…

Свою мечту я осуществил в 67 лет. Сегодня думаю: как хорошо, что не сдался и не ушел на пенсию. Мы вырвали мостостроение из застоя, доказали, что и Россия способна удивлять. 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.