Увидеть в потоке реальности документ эпохи

Разговор с режиссером неигрового кино
Автор текста: 
19.09.2014

Перед нашей беседой с вице-президентом Гильдии неигрового кино и телевидения, режиссером Никитой Сутыриным я вспоминала, что же посмотрела из документального кино в последнее время. Оказалось, не так много:  «Антон тут рядом», «Срок», еще несколько фильмов, названия которых и не назову. Но я помню времена, когда фильмы «Легко ли быть молодым» и «Так жить нельзя» вовлекали в жаркие дебаты всю страну: так цепляла работа документалистов, подлинность увиденного. По ту и другую сторону экрана люди, кажется, дышали одним воздухом, мучились одними и теми же вопросами, и это передавал кадр. Может быть, сегодня не время для документального кино? – с этого вопроса и начался наш разговор.  

Не могу с вами согласиться. Разумеется, могут быть сложности со средствами на производство, с коммерческой реализацией произведенного кино, с доступом к широкой аудитории, но не с сюжетами. Какое бы ни было время – толковый документалист всегда найдет предмет для интересного исследования. Для художника, осмысляющего реальность, не может быть «не той эпохи»,  окружающая действительность – это всегда закономерный  повод к высказыванию.   

Да, мы живем в непростое время в плане свободы мнений, совести и самовыражения, но я не сказал бы, что именно документалистика  переживает  кризис зрительского интереса к себе.  Напротив, в последнее время неигровые фильмы открывают  важнейшие мировые кинофорумы,  соревнуются на равных с игровыми лентами.  Не думаю, что можно выделить конкретную дату, когда именно и с чего это началось, но если настаиваете…  Ну, давайте, например, вспомним победу картины Майкла Мура  «Фаренгейт 9/11» на Каннского кинофестиваля  в 2004 году.

Да, этот фильм, в котором режиссер обвиняет Джорджа Буша-младшего в поддержке терроризма, причастности к событиям 11 сентября 2001 года, связями с семьёй  бен Ладена действительно  прозвучал громко и коммерчески успешно.

Российское авторская документалистика тоже уверенно заявляет о себе на международных кинофестивалях. Уже упомянутый вами фильм «Антон тут рядом» заметно прошел по миру, картины Виктора Косаковского, Сергея Мирошниченко,  Марины Разбежкиной, Алены Полуниной, Андрея Грязева, Анны Шишовой….

Интерес к российскому «доку» на международных фестивалях  ощущался  и в 90-е, а вот что касается массового российского зрителя и в частности, молодежи…Ещё лет десять назад, когда я лично входил в эту индустрию, мне казалось, что такого зрительского ажиотажа вокруг неигрового кино не было: «док» был скорее уделом киногурманов, критиков,  преданных фанатов неигрового кино. Сегодня стараниями нашего цеха  это более заметная и, пожалуй, даже модная индустрия.

Вы активно ездите с экспедициями по Северу, сделали несколько фильмов и намерены участвовать в работе III Международного фестиваля неигрового кино «Арктика» этой осенью...

Так получилось, что в этом году я был за Полярным кругом уже четыре  раза. На севере республики Коми -  на съемках своего авторского фильма о детях ненцев-оленеводов, затем  - в Ненецком автономном округе, на  Таймыре  и в Якутии,  работая над циклом документальных фильмов для федерального телевидения. Все эти картины сейчас в производстве, а  на фестиваль  я отправил документальную ленту «Котлован», которую снимал в Воркуте.

Я посмотрела ваш фильм «Котлован». Название, конечно же, не случайно. Фильм о том, как люди, подобно платоновскому герою, счастье своё ищут, вгрызаясь в мерзлую землю. Ковшами и бульдозерами переворачивают тысячи тонн породы, чтобы добыть уголек. Когда-то они мечтали быстро заработать денег и уехать отсюда  на Большую землю. Но привыкли к холоду, монотонному труду землекопа, к этой угольной яме. Другого счастья уже не ищут и детям   иной судьбы не желают. После очередной трагедии на шахте, похоронив товарищей, рабочие снова отправляются в забой…Начальство обещает родным погибших, что за могилками будут ухаживать, как за собственным домом. Безысходность от начала до конца…

Мы ехали в Воркуту в поисках этакой производственной истории из жизни шахтеров. В доступе на шахту нам было решительно отказано, а еще через день  на одной из них, на  «Воркутинской» взорвался метан, погибли люди…  Было тяжело работать, но  в то же время было понятно, что та человеческая история, которую мы развивали, больше не может оставаться такой, как была нами  придумана заранее,  не может  существовать обособленно за  рамками этой трагедии...   

Ваши герои фильм видели?

Да. Для меня очень важно показать фильм герою. А по возможности даже   посмотреть кино вместе с ним.   Люди по-разному реагируют на то, что их снимают, непривыкший  человек нередко рисуется перед камерой, старается выглядеть таким, каким он  сам хочет себя видеть со стороны, боится выглядеть дураком. Ему часто неуютно при непонятных и конфликтных ситуациях, а ведь именно в них он и проявляется  как человек во всей своей сложности и  многогранности, именно такие ситуации ценны документалисту, т.к.  они  во многом раскрывают характер героя.  Увы, поэтому потом  возникает ощущение, что коварные  и циничные киношники  приехали, использовали  тебя и покажут теперь всему миру.
Осознание того, что  такая реакция  героя может случится -  важное  понимание  нашей профессии,  это этическая категория неигровой режиссуры,  этакий документальный гуманизм. Так что для мня важно  быть на связи с героем после,   показать ему фильм, остаться   с ним в нормальных человеческих отношениях, даже если у него остались  вопросы  к фильму.  Что касается «Котлована»  - я давал ссылку  на фильм Коле – младшему герою фильма,  ему понравилось. А вот мнение отца, честно говоря,  так и не знаю – Коля ушел в армию.

А как возникла идея фильма «Адаптация» про интернат для детей оленеводов?

Тогда же на съемках «Котлована»  возникла идея. После одной из смен на угольном разрезе нас везли по окрестностям Воркуты  и  заехали в поселок Советский.  Говорят,  когда-то,  по версии журнала «Огонек»   это был лучший поселок городского типа во всем Советском Союзе. Огромная школа, дом культуры, детсад… По слухам, здесь даже рестораны были круче, чем в самой Воркуте -   шахтеры из города в поселок приезжали кутить... Но в 90-е годы градообразующую шахту закрыли, поселок стал увядать, люди – уезжать -  кто  в Воркуту, кто на Большую землю. Впрочем, таких «Советских» –  полувымерших, с заколоченными окнами, запорошенных снегом по крыши   - множество, и не только в Заполярье. Поэтому, Советский, разумеется, метафора. 

И вот каждый год, в конце августа «вертушка»   из Воркуты и от стойбища к стойбищу собирает детей ненецких оленеводов по всей Большеземельской тундре. Затем вертолёт садится на школьное футбольное поле, рядом с интернатом на окраине Советского – и в этом  интернате маленьких  ненцев в течение зимы учат грамоте, письму,  устному счету, учат обращаться с деньгами, техникой, мобильниками.    Рассказывают   про нашу большую страну, про газ, который тут же в тундре добывается, про президента… Короче, формируют из  маленьких представителей коренных  народов Севера граждан России.   Происходит это посреди заброшенного поселка, где  разоренная школа с зияющими глазницами окон,   дом культуры в руинах, обледенелые безлюдные дома и стаи диких собак …   Такой вот локейшн у этой истории.

Фильм уже готов? Где его можно будет увидеть?

Материал отснят, фильм в процессе монтажа. Думаю, ближе к зиме он будет закончен, после чего его можно будет увидеть на фестивалях, ТВ и киноклубных площадках.

Сегодня заметную конкуренцию журналистам составили блогеры. Не получится так, что и документалиста вполне может потеснить непрофессионал, снявший  на камеру и выложивший в интернет  какую-то историю?

Я этого совершенно не боюсь. Критерии профессионализма    в медиа в наше время достаточно условные, особенно если это касается контента, ориентированного на  Сеть.  Активность снимающих  или работающих с видео  блогеров говорит об определенных тенденциях в медиа.  У меня лично   это стимулирует творческий поиск, рождаются новые идеи,  я в этом кибер-сообществе вижу потенциал для экспериментов, совместных проектов, творческих союзов. Я считаю, траснмедиа- и кросс-платформенные кинопроекты - довольно многообещающие жанры, это уже не  разовые  эксперименты, но осязаемая  реальность. 

В конце концов, искусство документалиста не  только в том, чтобы  снять. Гораздо важнее – увидеть,  вычленить из  всего нескончаемого потока реальности то образное, символическое, что может стать ценным документом эпохи. Ты можешь работать с чьим-то  материал из архива или из Сети, жить под одной крышей с героями и снимать их в течение жизни,  можешь раздать им камеры, чтобы они сами фиксировали свои будни… Главное – как ты организуешь  этот материал, какое кино  смонтируешь из этого. Если блогер сумеет разглядеть художественную ценность или зафиксировать  то, чему другой не придаст значения, –  чем такой блогер не документалист? 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.