Учимся говорить

Автор текста: 
26.09.2014

Ребенок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Детская речь всех умиляет. Но вот малышу уже три, пять лет… А речь по-прежнему остается детской. Многие родители почему-то ждут «волшебных» пяти лет и только тогда обращаются к логопеду. Это большая ошибка! Логопеду проще всего помочь ребенку в период от двух до четырех лет. Позже уже приходится исправлять устоявшиеся дефекты. Сегодня мы расскажем о том, когда же начинается развитие детской речи и что родители должны знать о ней. 

«Ма-ма, ба-ба и бух»
Развитие речи начинается с момента появления ребенка на свет – это его первый крик и плач. Затем – гуление с 1,5–3 месяцев (ребенок произносит единичные гласные звуки: «а», «и»). С 4–6 месяцев гуление становится активным и протяжным, появляется звук «м», увеличивается число произносимых гласных. 
В период 6–9 месяцев происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки «ба», «ма», «да» и другие. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Он уже повторяет произносимые окружающими звуки, копируя интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. 
К 9–12 месяцам ребенок может повторять произносимые окружающим слоги («ма-ма», «ба-ба»), копирует их интонацию, голосом выражает свои потребности и эмоции. Произносит 5–6 лепетных слов («дай», «бух» и другие), к году должны появиться первые слова. Если у ребенка отсутствует этап гуления и лепета или он наступил позже – это должно насторожить взрослых. 
Итак, к концу первого года жизни ребенок понимает простые обращения взрослого к себе. Может отыскать среди игрушек какую-то одну. В речи появляются 8–12 слов. В этом возрасте он еще часто использует мимику и жесты.

«Пигин», «маслет» и другие
На втором году ребенок должен правильно произносить простые согласные звуки (м, п, б, к, й, г, т, д, н, в, ф, х), которые говорит еще смягченно; понимать слова «здесь», «сейчас»; говорить 50–70 слов, большая часть которых – существительные. В этом возрасте малыш начинает говорить двух-, трехсловными предложениями. Он любит слушать сказки, небольшие стишки, рассматривать цветные картинки. 
На третьем году жизни идет быстрое развитие мышления. Словарный запас значительно увеличивается. Появляются новые звуки: «сь», «зь», смягченное «ц», «ль». Шипящие звуки он еще не говорит, заменяя их на более простые для произношения.
В этом возрасте ребенок строит более сложные фразы. В его речи появляются прилагательные, предлоги, которыми он иногда неверно пользуется. Ошибки в согласовании слов в этом возрасте – норма. Малыш с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении слова, строчки.
Если ваш ребенок в три года говорит очень мало или почти не говорит, это уже повод для тревоги. В таком случае необходимо выяснить причины отставания развития речи и обратиться к специалисту. 
На четвертом году у ребенка пополняется словарный запас, улучшаются грамматика и звучание, но речь еще далека от совершенства. Без помощи взрослых он не может связно и понятно рассказать, что увидел, например, на улице. Звуки: «ш», «ж» могут заменяться на «с» и «з». В этом возрасте детям трудно проговаривать некоторые сложные слова. Вместо «пингвина» они говорят «пигин», «самолета» – «маслет». Эти несовершенства возрастные и к пяти годам должны пройти. Если они сохраняются после пяти лет, это говорит о нарушении речи, которое необходимо устранять. 
К пяти годам речь ребенка в основном сформирована: он должен правильно строить фразы, произносить все звуки. Допускается лишь неумение произносить: «р» и «рь», поскольку они сложны в артикуляции и требуют очень сильных мышц языка. Словарный запас должен быть большим.
 Важно помнить, что на развитие речи вашего ребенка огромное влияние оказывает речь окружающих его людей. Поэтому то, насколько грамотно будет говорить ваш малыш, зависит в первую очередь от вас. Речь окружающих должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной.
Поэтому знание родителями особенностей процесса формирования речи поможет предупредить отставание и своевременно обратиться к специалисту за консультацией.

Как помочь ребёнку быстрее заговорить
Если малыш в три года говорит очень мало или почти не говорит, пользуется во время разговора жестами, это должно вызвать тревогу. Возможно, это нарушение, связанное с отставанием развития слухового восприятия.
Слуховое восприятие является базой для развития речи. Оно помогает ориентироваться ребенку в  пространстве и дает возможность действовать по звуковому сигналу. Ведь именно по звуку можно определить приближение грозы или шум машины, по голосу – отличить своих от чужих, узнать животных.
Поиграйте с ребенком в игры, которые помогут развить у него слуховое восприятие, научат слышать и различать звуки.

«Угадай, что звучит»
Подберите несколько звучащих игрушек: погремушку, барабан, звоночек, дудку, заводную машину (всего 3–4 игрушки). Сначала дайте малышу послушать «голос» каждой игрушки, затем предложите ему отвернуться. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.

«Угадай, где звенит»
Заведите будильник и спрячьте его под столом или шкафом. Когда он зазвенит, ребенок должен угадать, откуда раздается звук, и найти будильник.

«Угадай, чей это голос»
Предварительно ребенка нужно познакомить с тем, какие предметы, животные или насекомые могут издавать тот или иной звук. Или подберите звукоподражания, с которыми малыш уже знаком. Он должен угадать, какому предмету, животному или насекомому подражал взрослый. Например, можно подражать гудку паровоза – «у-у-у», мяуканью кошки – «мяу-мяу», тиканью часов – «тик-так», жужжанию комарика – «з-з-з» или жука – «ж-ж-ж».

«Угадай, какие часики тикают»
Предложите ребенку послушать, как тикают большие и маленькие часы: произнесите «тик-так» громко, а затем тихо. Чередуя звукосочетания, предложите малышу по громкости определить, когда тикают большие часы, а когда – маленькие.

Почему язык недостаточно подвижный?
Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Движения эти упорядоченны – при произнесении каждого звука язык занимает четкий определенный уклад. Произнесите, например, звук «а»: рот широко раскрылся, а язык «лежит» внизу. Попробуйте при таком же положении рта и языка произнести звук «у» – вряд ли получится. Малейшее отклонение языка или губ от правильного положения исказит звук, сделает его нечистым. 
Причинами могут слабые мышцы языка, неправильный прикус, узкое твердое небо, короткая уздечка. Но могут быть и более сложные причины, которые затормаживают работу речевых мышц. Сигналы, идущие от речевых центров к мышцам языка, слабы, в результате речь ребенка задерживается и он начинает говорить только после двух-трех лет. 
В таком случае необходима систематическая артикуляционная гимнастика – специальные упражнения для укрепления и развития мышц языка, губ и щек. 
Укрепить слабые мышцы языка и щек помогут такие упражнения:
«Толстые помидорки – худенькие огурчики». Надуйте обе щеки одновременно, затем втяните их в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«Лягушка – слоник». Улыбнитесь, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживайте под счет «раз-два». «Три-четыре» – губы и зубы сомкнуты. Затем с напряжением вытяните губы трубочкой.
«Лопатка–иголка». Улыбнитесь, откройте рот. На счет «раз» положите широкий язык на нижнюю губу. На «два» высуньте его наружу острым, как иголка.
«Часики». Улыбнитесь и откройте рот. На счет «раз-два» переведите кончик языка из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.
«Белый и черный конь». Пощелкайте языком, как цокает лошадка. При каждом щелчке положение губ меняется: «белый конь» – губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «черный конь» – губы вытянуты вперед трубочкой.

Уважаемые родители! Поиграйте с вашим ребенком в игры со звуками. Они научат его слышать и различать звуки нашей речи.  
«Фонетическая гимнастика»

Предложите ребенку ответить на вопросы:
Как тикают часы? – Тик-так.
Как подзывают цыплят? – Цып-цып.
Как чикают ножницы? – Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх и т. п.
А затем задавайте вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? – Ж-ж-ж.
Как воет волк? – У-у-у.
Как паровоз выпускает пар? – Щ-щ-щ.
Как поет комарик? – З-з-з.
Как рычит мотор? – Р-р-р.
Что нужно говорить, когда врач смотрит горло? – А-а-а.
Как выходит воздух из шара? – С-c-c.
Как шипит змея? – Ш-ш-ш.

«Звуковые загадки»
Взрослый называет какой-то звук, а ребенок придумывает, кто или что может его издавать:
Кто (что) издает такой звук: з-з, ш-ш, р-р и т. д.

«Заводные игрушки»
Дети изображают механические игрушки. «Заводим» их ключом, и они начинают двигаться, издавая звуки:
Ж – полетел жучок.
Р – затарахтел мотоцикл.
Ф – зафыркал кот.
С – выходит воздух из шара. 

«Скажи, как я» 
(учит интонированию звуков)

Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, выделяя какой-либо звук. Ребенок возвращает мяч, повторяя слово точно так же. Нельзя подбирать слова с теми звуками, которые ребенок еще не научился говорить. 
Например: СССумка, коШШШка, МММишка, ЗЗЗамок, ГГГусь.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Продолжая добрые традиции
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.