Поющие коклюшки

Какая она – кружевница XXI века?
Автор текста: 
Автор фото: 
26.09.2014

«Клаша, гремя от скуки коклюшками, сидела в тени у раскрытого окна». Был бы жив Иван Бунин, я бы с ним поспорила: коклюшки вовсе не гремят, они поют. Удивительно мелодично, тонко, нежно-звеняще. Тень-тень-тень… И буквально пляшут в руках мастерицы.

Екатерину Дворянцеву и ее работы –  кружевные воротники и жилеты – я  впервые увидела на фестивале «Русь» – у ее стола собрались многочисленные зрители: где еще увидишь кружевницу, владеющую столь редким, почти забытым ремеслом плетения кружев на коклюшках. Она перебирает тонкие деревянные палочки-катушки в лишь ей понятном порядке, и несведущему прохожему кажется невероятным, как из этой путаницы нитей появляется один лепесток за другим, и вот – это уже цветок, а за ним виток листка, веточка…

Воротничок ценою в пять тысяч
Зрители не перестают спрашивать: «А можно сделать на заказ?» и «Сколько стоит такая красота?». Катерина Станиславовна улыбается, она-то знает, что купить кружево ручной работы, выложив круглую сумму, может только настоящий ценитель. Да и продавать свою работу, в которую вложено столько души и труда, она не любит. Будто отдаешь часть себя, что-то очень-очень дорогое, то, что должно оставаться в семье, передаваться из поколения в поколение и бережно храниться. Как хранится в семье Дворянцевых-Шаровых тканное прабабушкой Пелагеей Кутениной льняное полотенце, украшенное филейным кружевом, скатерть, вышивка.
Хотя было время – в тяжелые 90-е, – когда единственным доходом Екатерины, тогда студентки, были вырученные за рукоделие деньги. Кружевные воротники, жабо, жилетки расхватывали богатые клиентки. Тогда каждый выживал как мог. Но с тех пор она решила, что зарабатывать своим творчеством не будет. Сегодня она – уважаемый педагог и любимый учитель русского и литературы учеников школы №3 Ханты-Мансийска. А вот мама, Лидия Николаевна, берется за заказы, она-то и научила семейному ремеслу и дочь, и внучку Машу, как когда-то научила  ее собственная бабушка. Вот так в одной отдельной семье сибиряков сохраняется традиция плетения русского кружева, известного всему миру под именем вологодского.

Охота за булавками
Техника плетения кружевного узора на коклюшках за столетия практически не изменилась. Сначала на кальке создается технический рисунок будущего изделия – сколок.  Процесс этот сложный, трудоемкий, он требует и тонкого художественного вкуса, и навыков рисования, и досконального знания самой технологии. Сколок укрепляют  картоном или плотной бумагой, а затем специальными булавками, похожими на тонкие гвоздики с крошечной шляпкой, прикалывают на плотно набитый соломой валик.
В гостях у Катерины Станиславовны непременно хотелось увидеть ее за работой. На миниатюрных козелках лежит рабочий валик в парчовом чехле. Рассматриваю начатый воротник: сотня блестящих гвоздиков надежно держит кружево, почти два десятка коклюшек на серебристых нитях, перезванивая, мечутся в ловких пальцах мастерицы.
– Эти булавочки у нас раньше не достать было. Так если кто-то в Прибалтику ехал, слезно просили привезти, – смеется хозяйка. – Все заказывали рижский бальзам, а мы с мамой – булавки! А еще история была забавная. В советские времена все было дефицитом, а нитки люрекс – страшная редкость, достать нельзя. А так хотелось что-то поинтереснее сделать, как-то украсить изделия. Ради блестящих ниточек мы даже парчу распускали! Так вот, однажды заказчице воротник сплела, уговорившись в качестве платы взять большую катушку люрекса. А сама думаю: вот глупая женщина, целую бобину люрекса мне отдала! А она, наверное, думала: вот глупая женщина, воротник бесплатно сработала! И все довольны оказались.

В 2008 году Екатерина Дворянцева участвовала в конкурсе «Мастер года Югры» и стала победителем в номинации «Традиционное искусство».

Кружевной почерк
Катерина Станиславовна показывает работы, вспоминая, какой жилет к какому событию готовила, какой воротничок к какому торжеству. «Это я делала, а это – мама. Ой, не-ет, – приглядевшись, – и это моя работа». Спрашиваю: разве можно отличить, где чье кружево? Оказывается, и не спутаешь – у каждой мастерицы свой почерк, только ей присущая манера. 
– Присмотритесь, здесь петельки все в одну сторону, а я нашла способ, как делать их симметрично. У каждой мастерицы есть свои находки. К примеру, насновка. Вот мой цветок, и вот – мамин, прием, казалось бы, одинаковый, но у меня лепесточки короткие и широкие получаются, а у мамы узенькие и длинные.
– Сколько же времени уйдет на создание кружевного воротника?
– Несколько недель, а то и месяцев, в зависимости от размера, сложности рисунка, а главное, свободного времени. Самое непростое для меня – не узор придумать, а создать сколок. Это трудоемкий процесс. К слову, в настоящее время сколок признается объектом авторского права. В советские времена, когда не было Интернета, найти информацию, получить новые рисунки, схемы узоров было непросто. А пообщаться с единомышленниками, узнать что-то новое очень хотелось, мы правдами и неправдами добывали адреса – тогда существовали училища, центры кружевоплетения. Высылали почтой деньги, а обратно получали сколки. И это были очень качественные, детально проработанные схемы узоров, высокохудожественные работы.
Я прикасаюсь к невероятной красоте: здесь и тончайшее кружево из шелковых нитей, и земной лен, и простой хлопок. Все такое ажурное, невесомое, изящное. Научиться плести коклюшечное кружево по книжкам невозможно, нужен мастер-наставник, который будет терпеливо показывать, объяснять и снова показывать. Встретить его в наших маленьких северных городах – настоящий счастливый случай. И хорошо, когда таким учителем становится мама или бабушка и изящное искусство передается от одного поколения другому, став доброй традицией семьи.

Создателями российского бренда «вологодское кружево» можно считать выходцев из известных священнических родов Анфию и Софию Брянцевых, стоявших у истоков «вологодского манера» кружевоплетения.
«Кружево плести – дело тонкое, изящное... Сродни делу ангельскому... Светлосановы, Духовниковы, Брянцевы... Священнические роды, из которых вышли знаменитые вологодские кружевницы... дело свое понимали как послушание от Бога, поэтому и добились многого в деле прославления красоты Божьего мира на земле».
Первоначально производство кружев было напрямую связано с украшением церквей, облачений священнослужителей – словом, служило идее религиозной. Только впоследствии это рукоделие стало светским и использовалось в отделке предметов, входивших в общее употребление в дамском и мужском наряде.

В 1883 году по желанию Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны в Санкт-Петербурге была основана Мариинская практическая школа кружевниц.
Исследования кружевной промышленности указали, что ремесло это обеспечивает заработок нескольким десяткам тысяч мастериц. При этом работа кружев не требует ни отдельного помещения, ни дорогостоящих приспособлений. Материал для плетения составляет самую ничтожную часть стоимости готовых изделий. 
Плетение кружев избавляет женщин и девушек от необходимости искать заработка в отхожих промыслах и дает плетеям возможность сбывать свои изделия в каждой местности, хотя бы местность эта была самым отдаленным и укромным уголком нашего обширного Отечества...
Из отчета о деятельности Мариинской практической школы кружевниц

 

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.