Константин Райкин ответил на вопросы читателей «Новостей Югры» и портала ugra-news.ru

Автор текста: 
07.04.2014

В чудодейственном влиянии поэзии на сердце могли убедиться зрители Сургута и Ханты-Мансийска, побывав на встрече с народным артистом России Константином Райкиным. Концерт носил название «Самое любимое», два часа Константин Аркадьевич читал со сцены свои самые любимые стихотворные произведения. А после концерта актер ответил на вопросы читателей «Новостей Югры» и портала ugra-news.ru, были заданы в рамках проекта «Автограф от звезды». Их набралось почти полсотни, ответить на все, конечно, Константин Аркадьевич не мог. Потому мы предложили ему самому выбрать из большого списка те, что, по его мнению, ближе и интереснее.

– Уже год, как отправил в ваш театр свое резюме актера. Почему вы мне не звоните? Я же жду.

– А что такое резюме? Я как-то не привык общаться с бумажками. Это все равно, что репетировать по телефону. В свой театр я принимаю людей, только пообщавшись с ними живьем, когда увижу сам, на что они способны. Резюме может быть прекрасным, а актер – никаким.

– Константин Аркадьевич, самая большая боль театралов, что нет видеоспектаклей…

– Меня это совершенно не волнует, потому что театр не живет на экране. Это самообман – думать, что посмотрел спектакль по телевизору – и как бы побывал на спектакле. Это никакого отношения не имеет к настоящему творчеству, как любовь: невозможно со своей возлюбленной общаться на расстоянии, это уже не любовь.

– Но этот вопрос из села Кондинского района – там нет театра, и Константин Райкин к ним не приедет…

– Значит, оттуда надо выезжать, хотя бы изредка. Настоящий спектакль в настоящем театре даст гораздо больше для души, чем десяток видео. Это стоит того.

– Вы сейчас руководите крупным известным театром «Сатирикон», как часто соглашаетесь на гастроли в отдаленные места, где не очень обустроенные помещения для показов и не очень комфортный быт?

– Я не могу отнести себя к миссионерам, которые забираются в глушь, чтобы нести свет и правду людям. Просвещение – это только часть работы, что я делаю. Вторая составляющая – доставление себе удовольствия. Я должен иметь дело с публикой, которая хотя бы немножко, но имеет навык хождения в театр. Если приеду в захолустье, где клуб существует только для того, чтобы там проводить танцы, меня никто не поймет. И люди при этом совершенно не виноваты, что они не знают и не понимают пока внятной русской речи. Но эта миссия не моя, этим должны заниматься другие люди.

– Вы в Ханты-Мансийский округ уже приезжаете лет десять. Меняется ли зритель со временем?

– Я этого не успеваю замечать. Но могу сказать, что здесь всегда была хорошая, отзывчивая публика, хотя вещи мы привозили не самые простые. Да и сегодняшний концерт был достаточно сложен для восприятия. Но когда мы приезжали в рамках театрального фестиваля «Чайка», здесь царил такой правильный ажиотаж, публика нас понимала и принимала, потому и все спектакли проходили успешно. По сегодняшнему концерту мне показалось, что в Сургуте его приняли более живо. Может, потому что Ханты-Мансийск – столица, здесь больше чиновников, которые идут в театр по иным соображениям, нежели потребность души.

– Недавно в МХТ вышел спектакль «Контрабас» с Хабенским в главной роли. Как вы его находите?

– Я его не видел, но знаю, что Костя – отличный артист, он не может ничего испортить. И мне будет очень интересно посмотреть на него. Вообще, я легко смотрю других исполнителей в ролях, которые играл сам. Безо всякой ревности. На Олимпе ревности нет.

– Сейчас я сидела в зале и ловила себя на мысли, что испытываю состояние дежавю, половину репертуара я уже слышала на концерте Максима Аверина, который приезжал в Ханты-Мансийск в октябре. У нас что, так мало стихов, которые можно читать со сцены?

– И ничего страшного, я тоже читаю после кого-то, если мне это нравится, если произведение произвело на меня впечатление. С Максом мы работаем в одном театре, я считаюсь в какой-то степени его учителем, по крайней мере, мы достаточно влияем друг на друга. Макс – талантливый и самодостаточный артист, и он читает по-своему.

– Одна из читательниц пишет: «Константин Аркадьевич, всегда восхищаюсь тем, как вы читаете стихи. Мне кажется, это лучшее исполнение поэзии в стране»…

– Да, я тоже так считаю. Мне, к слову, говорила вдова Давида Самойлова, стихи которого я очень люблю, и у меня их много в репертуаре, что никто, кроме меня, так не исполняет произведения его мужа. Правда, она на меня обиделась, когда я не стал читать стихов Самойлова по ее рекомендации. Но я таков – очень прихотлива моя природа, не могу ничего делать по заказу. Читаю только то, что выбираю сам, что очень тонко и глубоко чувствую. Кстати, Самойлова великолепно читали артисты «Современника», с которыми поэт дружил. Я его там и открыл для себя.

– В последнее время большие артисты все чаще выступают с моноспектаклями. Это веяние времени, или просто не хочется делить славу с собратьями по сцене?

– Я – председатель жюри фестиваля моноспекталей. Это очень трудный жанр – в одиночку держать зал. Плохо, когда за моноспектакли берутся плохие артисты только потому, что в больших спектаклях теряются рядом с более яркими коллегами. А тут вроде у зрителя выхода нет, приходится смотреть на него одного. Так что среди моноспектаклей огромный процент барахла скучного. А есть вещи отличные – те же спектакли Евгения Гришковца.

– Нужны ли собственные театры в маленьких городах? Можно ли за их счет повысить культурный уровень населения?

– Однозначно, да. Театр – очень сильный микроб, это я точно знаю. Я ездил в своей жизни много, и по небольшим городам. Всегда мог с уверенностью сказать, на спор, не зная, только глядя на зрителей: есть там драматический театр или нет.

Даже если он плохенький, публика гораздо лучше понимает русскую речь. У меня всегда были очень демократичные программы, это сейчас я предпочитаю выступать со сложными вещами, а раньше два часа зрителя смешил. Казалось бы, приезжает артист с громкой фамилией, люди идут на концерт с желанием. И – не поспевают за моей мыслью, не понимают, о чем я говорю.

В городе же, где театр есть, обязательно будет идти какая-то классика, пусть неумело поставленная. Но люди услышат хорошую русскую речь, правильно построенную, литературу во фразах. И они ее запомнят и передадут тем, кто не ходил на спектакли. Это как круги по воде. И в этом смысле наша тоталитарная советская власть действовала очень верно, когда с таким упорством открывала по стране театры.

– Как вы относитесь к Кириллу Серебренникову и мату на подмостках?

– Я не являюсь дураком, который считает, что мат – это однозначно плохо. Есть масса великих произведений, частью которых является нецензурная лексика. Здесь важнее, для чего она используется. Вспомните Раневскую – великую матерщинницу, ее афоризмы стали классикой нашей житейской мудрости. И потом, если мы описываем жизнь роты, не будут вояки говорить на чистом литературном языке, это уже фальшь. Все должно быть уместно. А запрещая мат повсеместно, можно дойти до абсурда: обнаженные гениталии – порнуха, но наденьте трусы на Давида Микеланджело или лифчик на Венеру. Пошлее ничего не придумать. Мы уже в советское время отбивали пиписьки у античных статуй, даже целый музей их собрали. Пора уже научиться учитывать опыт глупости.

Серебренников – талантливый человек, он был одно время весьма критически настроен по отношению к современной актерской школе, считал, что студентов учат плохо, начал сам преподавать. И студенты у него прекрасные. Его мастерская – интересное и спорное место, и это здорово, что спорное.

– Исполняете ли вы что-то из репертуара своего отца?

– Нет, никогда. И принципиально.

– Вы считаете себя счастливым везунчиком?

– Я не верю в случайное везение. Везет только тем, кто этого заслуживает. Бог сверху награждает того, кто выпрыгивает ему навстречу. И абсолютно точно: даже самые тяжелые времена изобилуют поводами для счастья.

– И последнее, одна из читательниц спрашивает: «А какой вопрос вы бы сами себе задали?»

– Я себе постоянно задаю вопросы, на многие из них годами не нахожу ответов. Но эти вопросы из разряда тех, которыми ни с кем не делятся.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Нефть мира
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.