Книжный червь повесился

Есть ли будущее у бумажной литературы
Автор текста: 
16.10.2014

О том, что книги, а особенно их бумажные версии, стремительно теряют популярность, говорят давно. Опросы подтверждают тот печальный факт, что Россия медленно, но верно превращается в нечитающую страну. В преддверии грядущего всероссийского Года литературы мы попытались разобраться, как книжный бизнес в Югре выживает в атмосфере читательского равнодушия.

100 рублей – и не больше

Год назад фонд «Общественное мнение» опубликовал данные о читательских привычках россиян: около 45 % жителей страны за прошедший год не прочитали ни одной книги. А еще десять лет назад, вспоминают социологи, не читающих было 32 %. В августе этого года ВЦИОМ добавил еще один темный штрих к общей безрадостной картине: 35 % россиян считают, что детские книги не нужны. Неудивительно, что в стране все чаще стали закрываться издательства и книжные магазины.

Стоимость бумажной книги тоже стала выше. Если еще несколько лет назад фантастический роман в твердой обложке в Ханты-Мансийске стоил около 120 рублей, то сейчас он дорос до 400.

Участники опроса ВЦИОМ готовы в среднем заплатить за книгу 361 рубль.

Большинство, 73 % респондентов, согласны потратить на бумажное чтиво 50–100 рублей.

Когда человек видит, что книгу уже можно скачать в электронном виде, то думает, что сейчас, избавившись от всей этой бумажной шелухи, издательств и прочих, как он считает, паразитов, он приобретет книгу по себестоимости. Себестоимость в его представлении должна быть равна нулю, ведь от бесплатного скачивания книги от автора, как они говорят, не убудет. Но от автора убудет, комментирует ситуацию с книжным бизнесом писатель Леонид Каганов.

Для тех, кому за 30

В Югре, если рассуждать логически, ситуация должна складываться еще хуже. Города у нас преимущественно небольшие, да и магазины не ломятся от разнообразия ассортимента. Однако три месяца назад в маленькой Нягани открылся книжный магазин с неожиданным названием «Плиний Младший». У него, правда, есть несколько завидных преимуществ. Во-первых, он принадлежит крупной российской сети книжных магазинов «Аристотель». Во-вторых, расположен в самом популярном торговом центре города. У новичка мы и решили спросить: сложно ли делать первые шаги в книжном бизнесе?

Несложно, когда есть хороший ассортимент книг, считает Ольга Горшкова, администратор «Плиния Младшего». Магазин пользуется популярностью, ежедневно у нас бывает в среднем 70–100 покупателей. В основном это мужчины или женщины среднего возраста, до 40 лет.

Читатели в меру падки на рекламу: среди предпочтений няганцев лидируют детективы и фэнтези.

И конечно, детская литература пользуется популярностью, добавляет Ольга. Родители чаще всего покупают те книги, которые детям нужно прочесть по школьной программе, и сказки. Современных детских авторов покупают нечасто, только если есть какая-то широкая реклама.

Что же читают хантымансийцы?

Вера Зайцева, продавец магазина «Золотой переплет», рассказала о читательских предпочтениях:

– Сейчас молодежь интересуется литературой, особенно классикой. Из зарубежки спрашивают Сэлинджера, Мураками, Кизи… – задумчиво останавливается Вера Васильевна, а потом ведет дальше вдоль книжной полки. – Вот еще популярны Роллинс, Сарамаго, Хемингуэй, Ремарк, в последнее время Голсуорси стал пользоваться спросом. Из русских писателей – прежде всего Довлатов, Дина Рубина. Могу сказать, что Солженицына в последнее время стали спрашивать гораздо реже, чем раньше. А ведь когда-то о нем говорили с придыханием…

Реклама и новинки вносят свои коррективы в ассортимент магазина. Так, на полках лежит скандальная трилогия «Пятьдесят оттенков» то серого, то свободы, таинственные романы Дэна Брауна и «вечная» Донцова.

Живучий «Переплёт»

Перенесемся в окружную столицу. Крупных сетевых книжных магазинов здесь, конечно, нет. Но есть свой долгожитель «Золотой переплет». Он появился во время волны предпринимательства в 1996 году. Тогда конкуренцию ему составляли всеми любимые «Книги» на улице Ленина – не магазин, а настоящий праздник для читателя.

Но мы не то что не воевали, а даже отправляли друг к другу покупателей, вспоминает Галина Чукреева, директор магазина «Золотой переплет». Потом «Книги» закрылись... Мне просто жалко, что их нет. Мы всегда дружили, советовались.

А детище Галины Васильевны держится на плаву уже 18 лет. С тех пор многое изменилось, появились новые конкуренты, причем не только в городе, но и в Интернете: порой нужную литературу проще заказать в сетевом магазине, не выходя из дома. После разговора с книжной бизнес-вумен кажется, что никто другой не цеплялся бы за это дело так, как она. Выяснилось: «Золотой переплет» это воплощение ее детской мечты.

Что бы ни случилось на рынке, мой магазин – книжный. Никаких игрушек или засилья канцтоваров здесь никогда не будет. Объясню почему, с улыбкой говорит Галина Васильевна. Когда я училась в школе, моя мама подписывала людей на разные издания, вела свою домашнюю библиотечку. И так привила мне любовь к чтению. Мне нравилось, когда зимой отменяли уроки в школе. В эти морозные дни я не выпускала книгу из рук.

Но мечта мечтой, а ее воплощение в суровых бизнес-реалиях потребовало выдержки и находчивости. Сначала начинающий «книжник» должен определиться с поставщиком литературы. По словам Галины Васильевны, работать напрямую с издательствами провинциальному магазину невыгодно: ассортимент не всегда соответствует желаниям покупателей, а цены – возможностям бизнесмена.

Я работаю с посредником – поставщиком книг в Екатеринбурге. Это удобно: новинки разных издательств в одном месте, говорит моя собеседница. Один раз я выходила самостоятельно на московское издательство, в итоге книги обошлись чуть ли не в полтора раза дороже. Так что от сотрудничества с посредником я только выигрываю и по ассортименту книг, и по их стоимости. Тем более что после 18 лет сотрудничества у меня есть хорошая скидка.

И все-таки с каждым годом выживать становится все труднее. Если сравнивать с концом девяностых, продажи книг упали серьезно. Остается только вспоминать время, когда художественную литературу буквально сметали с полок магазинов. Тогда можно было позволить себе и эксперименты – закупать самые разнообразные новинки. Теперь же отбор более строгий: нельзя не понравиться покупателю.

Большую роль играет финансовая сторона. Аренда, кредиты… Пока у меня нет возможности частого обновления ассортимента, к сожалению. Такая ситуация сложилась не только в книжном бизнесе. Всем стало тяжеловато. Но все равно люди к нам ходят, особенно дети, не унывает предприниматель.

Здесь тоже ведется подсчет покупателей: в среднем «Золотой переплет» посещает 100–120 человек в день. Держаться на плаву помогает удачное место дислокации:

Однажды на семинаре я узнала, что должно располагаться вокруг книжного магазина, чтобы он был популярен: школа, детский сад, продуктовые магазины, аптека и остановка. И буквально спустя месяц я приобрела этот магазин, который соседствует с третьей школой, детским садом «Солнышко», вокруг и магазины, и две аптеки, и остановки, да еще и ЮГУ! Все совпало, поделилась секретом успеха Галина Чукреева.

Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

1. Индия – 10,7 часа

2. Таиланд  – 9,4 часа

3. Китай – 8 часов

4. Филиппины – 7,6 часа

5. Египет – 7,5 часа

6. Чехия – 7,4 часа

7. Россия – 7,1 часа

8. Швеция – 6,9 часа

9. Франция – 6,9 часа

10. Венгрия – 6,8 часа

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.