Весна. Обостряется все. Глаза реагируют на слишком яркие блики кристаллизующегося снега, который из последних сил старается сохранить свою чистоту, но получается не везде. Кое-где уже проступают цветные пятна собачьих откровений. А вот и они сами. Стаями. Животные инстинкты пробуждают у четвероногих любовь и агрессию, а у нас…
Страх, конечно, чего уж тут лукавить. Из года в год одно и то же, своры пугают добропорядочных граждан своими «свадьбами» с «мордобоем». «Проблему бродячих псов власть опять игнорирует!» — пишем мы на плакате и выходим на одиночный пикет… в своей голове. Весеннее обострение — оно такое.
Положение обязывает
48 бесхозных собак выпустил с начала года в «естественную среду обитания», то есть — на улицы Сургута подрядчик городской администрации, выигравший тендер на отлов и содержание бродячих животных. В ближайшее время это количество пополнится еще на 150 «хвостов».
Выпустил не потому, что нечем кормить//недобросовестно относится к обязательствам//вольеры переполнены//другие причины. Так предписывает новый федеральный закон №498 «Об ответственном обращении с животными». В Югре он основательно подкреплен 550-м постановлением окружного правительства, которое среди прочего определило и судьбу четвероногих беспризорников.
Самое главное — они должны жить, эвтаназия бродячих животных по закону теперь запрещена от слова «совсем». Исключение только для безнадежно больных.
Государство, наконец-то, взяло на себя финансирование приютов для лохматых «бомжиков», где их будут приводить в порядок: всех откармливать, всех стерилизовать и чипировать, больных вылечивать.
Сургутские бродяжки квартируют на окраине Белого Яра. Сегодня здесь социализируют порядка 300 собак разных размеров и судеб. У владельца приюта Константина Давлетова заключены контракты на отлов и передержку с тремя муниципалитетами: Сургутом, Нефтеюганском и Сургутским районом.
Естественно, что больше всего работы — в Сургуте. На этот год в бюджете города за приютом зарезервировано 37,5 миллиона рублей. В пять раз больше, чем год назад. Потому что затрат теперь у таких компаний гораздо больше.
В приюте работает 18 сотрудников: две бригады отловщиков, уборщики, кинолог, фельдшер, повар и диспетчеры. Им всем надо платить зарплату. Ну и, собственно, само содержание животных обходится недешево: 200 рублей в сутки на одну собаку. Или 60 000 рублей в день!
— Рассчитана стоимость единицы услуги, что гораздо удобнее. В Нефтеюганске, например, ограничена сумма за содержание агрессивных собак более 30 дней. Будем ловить и содержать в долг.
Но даже этих денег на содержание бродячих животных в условиях, утвержденных новым законом, не хватает. По-хорошему, таким приютам нужны менеджеры. Люди, которые бы на постоянной основе искали хозяев «потеряшек» и (или) пристраивали четвероногих подкидышей в новые семьи, чтобы собаки вновь не оказались на улице.
Ответственность за безответственность
Сейчас этим вопросом занимаются волонтеры.
— К нам по воскресеньям приходит много людей. Это не только волонтеры. Это неравнодушные люди, которые общаются с животными. Яна — волонтер и работник. Ее задача — найти нового владельца или старого. Ежемесячно пристраиваем 25–30 собак, — говорит предприниматель.
Яна пришла в приют волонтером, но очень скоро осталась здесь работать. Считает, что новый закон поможет решить проблему бродяг и «брошенок», если люди будут его соблюдать. То есть нести ответственность за свою безответственность по отношению к своим питомцам.
Но вот кто будет следить за исполнением изменившегося законодательства о домашних животных в отношении нерадивых хозяев? Хотя бы выписывать штрафы? Есть ли до этого дело у контролирующих и надзорных органов? Как показывает практика, полиция занимается такими вопросами неохотно. Потому что результат зачастую нулевой.
— Практически все прошлое лето, уже после вступления в силу 498 ФЗ, я лично пыталась хоть как-то повлиять на судьбу трех соседских дворняг, хозяева которых относятся к своей живности более чем халатно. Собаки очень худые и неухоженные, абсолютно не социализированные. Но главное — это проблема с выгулом. Людям просто лень выводить своих питомцев на прогулку, потому они их выпускают бегать самостоятельно. И даже не на придомовую территорию, а на крышу пристроенного магазина, куда из квартиры есть выход! Теперь представьте, на что похожа эта крыша, на которую, кстати, выходят окна всех квартир второго этажа шестиподъездного дома... Ну и, согласитесь, неприятно, когда тебя облаивают из-за окна в твоем же жилье. Так вот, решать этот вопрос можно только через участкового. Он штрафовал хозяев этих собак за ненадлежащее обращение с животными по нашим заявлениям раза три. Но ситуация не изменилась. Видимо, штрафы все-таки незначительные, — рассказала о своем неудачном опыте решить проблему шеф-редактор «Сургутской трибуны» Маргарита Стройнова.
Зайку бросила хозяйка...
Что имеем в сухом остатке? Пятикратный рост нагрузки на бюджет и восполняемые (пусть и на время — все собаки в приюте стерилизуются) собачьи стаи на городских улицах. То есть, ухудшение ситуации для общественности в целом. И абсолютно не изменившиеся «условия игры» для отдельных граждан, которым надоела «живая игрушка».
Пока материал готовился к публикации, журналист «СТ» Анастасия Аладинская на своей странице в «ВК» разместила объявление: «Пес ищет нового друга! Найдён Хась, выяснили что он не нужен хозяйке, Сейчас в ветеринарной клинике «Пёс и Кот». Кто готов забрать парня? Очень добрый, ласковый, послушный, ходит рядом, Насколько известно, привязан к хозяйке. Но он ей не нужен».
Опубликованных комментариев пока нет.