Дмитрий Шаповал: Установка индивидуальных тепловых пунктов позволяет сократить платежи за тепло на 40%

Автор текста: 
22.10.2014

- Дмитрий Викторович, как Вы оцениваете выполнение на территории ХМАО­–Югры требований Федерального закона «Об энергосбережения и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»?

- Федеральный закон содержит несколько групп требований в области энергосбережения. Ряд ключевых требований, касающихся бюджетной сферы и жилищного фонда, выполнен в автономном округе в полном объёме (в размере 100%). Речь идёт о проведении обязательных энергетических обследований, разработке программ в области энергосбережения, оснащении приборами учёта энергетических ресурсов объектов бюджетной сферы. Некоторые требования, например, оснащение приборами учёта жилищного фонда, выполнены не в полной мере. Тут важно понимать, что закон касается различных групп потребителей и возможность влияния на них также не одинакова. В бюджетной сфере добиться строгого выполнения закона проще, она финансируется из бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований, существуют рычаги прямого воздействия на государственные и муниципальные учреждения. Собственники же квартир в МКД и собственники частных жилых домов с одной стороны также имеют обязательства по установке приборов учёта, с другой – никакой ответственности за нарушение этих обязательств действующим законодательством не предусмотрено. Округ может оказывать влияние на таких потребителей, используя лишь косвенные методы, например, через пропаганду энергосберегающего поведения. Понятно, что эффективность таких методов относительно невысока. Тем не менее, даже с учётом всех трудностей общий средний процент оснащения приборами учёта в автономном округе по состоянию на начало сентября 2014 г. достиг уровня в 93%. Если посмотреть на эту цифру в разрезе отдельных видов ресурсов, то лучше всего дела обстоят с приборами учёта электрической энергии (более 99%), сложнее всего – с приборами учёта тепловой энергии (88%).

Сложившаяся в округе ситуация не уникальна, практически все субъекты сталкиваются с теми же проблемами. В рейтингах субъектов РФ по выполнению основных требований Федерального закона №261-ФЗ Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стабильно занимает высокие позиции.

-Как была сформирована энергосберегающая политика автономного округа? Каких на ваш взгляд успехов удалось добиться за время реализации окружной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»?

-В 2011 году в автономном округе был принят ряд нормативных актов, призванных сформировать политику энергосбережения со стороны Правительства автономного округа. Из них можно выделить два основных: закон № 67-ОЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в ХМАО – Югре» и целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ХМАО – Югре на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (которая сейчас реализуется в виде подпрограммы Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»). Реализацию целевой, а сейчас и государственной программы со стороны органов исполнительной власти курирует Депжкк и энергетики Югры.

Необходимо отметить, что количество задач, связанных с реализацией политики энергосбережения  и выполнением требований Федерального закона №261-ФЗ, достаточно велико. Это проведение энергетических аудитов, разработка оптимальных схем теплоснабжения, разработка проектов повышения эффективности источников тепловой энергии, проведение информационной работы с населением и т.д. Для решения этих задач, а также в целях обеспечения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и гражданами в том же 2011 г. было принято решение о создании «Центра энергосбережения Югры» в форме автономной некоммерческой организации.

За прошедшие 3 года был реализован целый ряд мероприятий. Прежде всего это организационное сопровождение программы – была выработана общая система управления, мониторинга и отчётности, обеспечено получение своевременной информации для принятия решений в сфере энергосбережения. Были разработаны в единых стандартах и подходах муниципальные программы энергосбережения, проведена их синхронизация с программой автономного округа. Ведётся постоянный мониторинг энергетической эффективности через автоматизированные рабочие места в государственных и муниципальных учреждениях.

Самым масштабным мероприятием стала разработка схем теплоснабжения и соответствующих электронных моделей крупных поселений автономного округа.

В части формирования регламентированной отчётности подходит к завершению работа по созданию окружной государственной информационной системы мониторинга и управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности ХМАО – Югры.

Был разработан топливно-энергетический баланс автономного округа за 2009-20011 годы, проведена работа по анализу энергоёмкости валового регионального продукта, начиная с 2000-х годов (в конце текущего года планируется продолжить работу в части следующих периодов).

Проведены разнообразные и обширные мероприятия по пропаганде энергосбережения среди населения. Все ответственные за энергосбережение в бюджетной сфере прошли обучение.

Ведется работа по разработке обоснований инвестиций в газификацию районов автономного округа. Также проводится ряд научно-исследовательских работ по применению энергоэффективных технологий на предприятиях жилищно-коммунальной сферы.

-Какими путями, по вашему мнению, можно повысить заинтересованность управляющих компаний жилого фонда во внедрении в практику энергосберегающих технологий и оборудования?

-Прежде всего, стоит отметить, что заинтересованность управляющих компаний основана на получении конкурентных преимуществ от внедрения энергосберегающих мероприятий.

Любое энергосберегающее мероприятие от установки приборов учета до применения технологий по автоматизации и диспетчеризации потребления энергоресурсов базируется на извлечении экономической выгоды. Так, например, доля коммунальных платежей в оплате за содержание жилого помещения составляет 75–87%. Установка индивидуальных тепловых пунктов позволяет сократить платежи за тепловую энергию на 40%, что уменьшает совокупные платежи собственников на 23–25%. Соответственно сокращается число собственников, которые имеют задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества. Уменьшается задолженность управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями, растет рейтинг предприятия, оно может увеличить количество обсуживаемых домов для увеличения собственной прибыли.

Данный фактор является основной мотивацией для того, чтобы компании, ответственные за содержание жилого фонда, были вовлечены в процесс повышения энергоэффективности.

На сегодня законодательство определяет собственников помещений в многоквартирном доме ответственными за проведение всех возможных мероприятий по энергосбережению, поскольку после установки любые технологических устройства станут общедомовой собственностью. Поэтому, прежде чем приступать к реализации любых мероприятий по энергосбережению, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. В связи с этим осведомлённость населения о возможностях и выгоде применения энергосберегающих технологий является очень важным фактором.  Собственники, располагающие всей необходимой информацией, могут в более оптимальные сроки решать проблемы энергосбережения в своём многоквартирном доме.

Лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны не реже раза в год доводить до сведения собственников предложения о мероприятиях по энергосбережению, которые возможно проводить в доме, с указанием расходов на их проведение, объёма ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Все мы, независимо от сферы своей трудовой деятельности, проживаем в жилых помещениях и потребляем коммунальные ресурсы, поэтому процесс вовлечения в энергосбережение в жилом фонде касается всех без исключения. Основным инструментом для такого вовлечения является пропаганда и популяризация энергосберегающего поведения среди населения, которой в Югре уделяется значительное внимание.

В рамках государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» мы проводим работу по распространению информационных брошюр, трансляциям циклов видеороликов и размещению наружной рекламы, такой как баннеры и брандмауэры на фасадах многоквартирных домов. Фактически информационная кампания проводится АНО «Центр энергосбережения Югры» начиная с 2012 года и уже охватила все города автономного округа и в целом порядка 85% населения Югры.

При создании продуктов рекламной кампании мы ставим перед собой цель не просто привлечения внимания или обозначения проблемы эффективного расходования энергоресурсов, но и развернутого информирования жителей о возможностях и способах применения конкретных энергосберегающих технологий и их экономической выгоды.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.