Молодо, зелено, эффективно

Как работают новые биостанции Прибалтики
Автор текста: 
Автор фото: 
23.10.2014

Современные ТЭЦ «с иголочки» не только эффективны и экологичны – они красивы. Станция в Елгаве, например, внешне напоминает космодром – именно так ее называли местные жители во время строительства. Когда идешь по внутренним помещениям, кажется, что здесь вообще ничего не происходит: о постоянном процессе выработки тепла и электроэнергии напоминает только непрерывный монотонный шум.

Весь секрет в автоматизации. Человек на станции только руководит процессом, умное оборудование работает само. Поэтому и специалистов на каждой ТЭЦ всего ничего: около 30 человек. В ночную смену, например, хватает двух операторов.

ТЭЦ в Тарту: первая среди равных

Тарту – городок в Эстонии, где живет около ста тысяч человек. Однако в масштабах страны это второй по численности населенный пункт. ТЭЦ здесь стала дебютным проектом Fortum в Прибалтике, станция запущена в 2009 году. Ее тепловая мощность – 50 мегаватт, а электрическая – 25 мегаватт. Это, конечно, не так много, как на российских станциях компании, но для Тарту показатели достаточные, учитывая, что здесь все дома подключены к центральному отоплению.

И конечно, ТЭЦ использует биотопливо: смесь из щепы и торфа. В разные годы пропорции менялись: они зависели от цен на топливо. Сейчас древесных отходов используется 85 %, торфа, соответственно, 15 %. Процесс производства энергии начинается с приемки топлива. Прежде чем привезенная щепа пойдет в дело, она проходит анализ на пригодность. Каждую партию взвешивают, берут пробы на влажность и калорийность. Кстати, производителей биотоплива сегодня достаточно, чтобы развивалась здоровая конкуренция.

После «естественного отбора» оно отправится для сжигания в котел – огромный сосуд с маленькими окошками, которые нужны, чтобы следить за чистотой внутри резервуара. Температура внутри достигает тысячи градусов. Топливо здесь сжигается не менее 330 дней в году, ремонту уделяется только пара недель летом. Специалисты из операторской круглосуточно наблюдают за процессом.

Образовавшиеся дымовые газы проходят через электрические фильтры, которые настолько очищают их от вредных продуктов сгорания, что освобожденный воздух чище, чем в городе.

Но вернемся к процессу производства тепла. Пар поступает в турбину, где под давлением вращается ротор генератора и вырабатывается электроэнергия. Сам он, генератор, в шумоизолированном «шкафу», чтобы не мешать постоянным гулом людям, живущим рядом с ТЭЦ.

Пришедший с турбины пар попадает в теплообменник, а оттуда тепло идет в город. После процесса производства остается зола. Ею щедро одаривают местных аграриев. Ежедневно у ТЭЦ остается около 2 машин бесплатного удобрения, а в год – 5 тонн золы.

Конечная стоимость тепла для потребителя, благодаря использованию биотоплива, примерно на 20 % ниже, чем в целом по Эстонии. Здесь практически нет должников.

– Даже если в стране цены повышаются, в нашем городе они остаются на прежнем уровне, – отмечает Марго Кюлаотс, председатель правления Fortum Eesti AS, коренной житель Тарту. – Сейчас цена для потребителя – 53 евро за мегаватт­час, а если бы мы работали на газе, она бы составляла 70–75 евро. Я сам живу в квартире размером 160 квадратных метров и плачу за тепло около 150 евро в холодный период. Год назад у меня было электрическое теплоснабжение, и я платил около 300 евро. В квартире средних размеров в январе­феврале счет за тепло составляет 70–100 евро.

Интересный факт: в середине девяностых годов здесь прошла массовая установка индивидуальных тепловых пунктов в домах. Внутри квартир на радиаторах есть регуляторы подачи тепла, с помощью которых жильцы могут влиять на потребление тепла и, следовательно, на сумму в своей платежке.

ТЭЦ в Елгаве: объединение двух берегов

От старейшей станции Fortum в Прибалтике переместимся в самую молодую. Она – в латвийском городе Елгава, который раскинулся на берегах реки Лиелупе. В сентябре станции исполнился год. По мощности и устройству она мало чем отличается от своей эстонской «коллеги». Работает также преимущественно на щепе. Однако ТЭЦ здесь стала последним звеном долгой цепочки городских преобразований.

В девяностые система централизованного теплоснабжения города была истощена, новое развитие она получила с приходом Fortum.

– Мы подготовили предложения по совершенствованию системы, чтобы получить дополнительное финансирование европейских фондов, – поясняет Айна Батарага, член правления Fortum Jelgava, энергетик с большим стажем. – Если выполняешь обязательства, которые берешь на себя по качеству строительства, процедуре закупки, то еврофонд поддерживает оплату всех вложений. Общая европейская поддержка у нас составила 11,5 миллионов евро. А инвестиции Fortum – более 90 миллионов евро. Когда мы начали работать с компанией, поняли, что нужно создавать альтернативу газовому отоплению, соединить две сети, которые были расположены на двух берегах реки, и построить одну большую станцию. Нам удалось это сделать, – с улыбкой и гордостью рассказывает Айна о главном «детище» Елгавы.

Проект действительно амбициозный и сложный. Сеть прошла по дну реки Лиелупе. Разрабатывали и воплощали в жизнь соединение трасс специалисты из Венеции. Кто еще имеет такой опыт работы под водой?

Это первый в своем роде проект для компании. Сначала он был настоящим вызовом, а теперь стал предметом гордости. Так в Елгаве с населением около 65 тысяч человек была создана единая система теплоснабжения.

Руководителем когенерационной станции в Елгаве стал Андрес Ванекс. Он занимается различными энергетическими проектами всю свою профессиональную жизнь. По специальности – инженер­теплотехник.

Что касается приемки древесины, здесь никаких особых отличий. Та же щепа, те же анализы. Поставщики биотоплива находятся в радиусе 150 километров от ТЭЦ. Много щепы доставляется прямо из леса. Привозят отходы с пилорамы.

– В договорах мы определяем, что поставщик должен иметь определенные резервы для нас на своих складах. Особенно перед началом отопительного сезона, – поясняет Андрес. – В день нам доставляют в среднем 25–30 машин биотоплива объемом 85–90 «кубов». На приемке – один человек с 8 утра до 8 вечера. Годовой объем потребления щепы – около 400 тысяч кубических метров.

ТЭЦ имеет два топливных бака. Это позволяет не прекращать работу станции: если один бак остановился, происходит переключение на второй, и станция не теряет ни одного рабочего часа.

ТЭЦ в Клайпеде: тепло из мусора

Представьте себе, что есть топливо, за которое не надо платить. Наоборот, за его использование производитель тепла получает деньги. Да, такое бывает – это мусор, еще один вид топлива нового поколения. Его использует станция в литовском городе Клайпеда наравне с биотопливом (древесиной). ТЭЦ была запущена в прошлом году, она производит 50 мегаватт тепла и 23 мегаватта электричества.

Сейчас станция – источник 40 % тепла города. Однако доказывать свое право – греть Клайпеду – каждому поставщику тепла приходится на ежемесячном аукционе.

Преимущества «мусорной» ТЭЦ очевидны. Во-первых, снижение энергозависимости от импортного топлива (право на производство 40 % тепла было в конкурентной борьбе отобрано у Газпрома). Во-вторых, более стабильные цены на отопление, поскольку контракт со свалкой-поставщиком подписан на 20 лет. В третьих, снижение затрат на обустройство новых свалок и снижение количества отходов на существующих.

Флагманом по умному использованию отходов в Европе стала Швеция. Там 52 % мусора становится полезным. Пока это абсолютный максимум.

Но нельзя не отметить, что инвестиции в такие заводы больше, чем в любую другую ТЭЦ. Есть и еще одна забота – сортировка мусора.

– Я сторонник шведской модели, где людей учат сортировать мусор. Во дворах многоэтажных домов стоят контейнеры, разделенные на отсеки для бумаги, пластмассы и так далее. А у нас, если ты хочешь сортировать мусор, нужно пройти в среднем полкилометра от своего дома, чтобы найти такой контейнер. Однако они всегда более-менее полные, что говорит о заинтересованности населения. Также можно сортировать мусор уже на свалке. Какая сортировка эффективнее, со временем узнаем, – поясняет Андрюс Каспаравичюс, специалист по работе с общественностью компании.

Отметим также, что общая стоимость проекта составила 130 миллионов евро, а окупаемость станции рассчитана до 10 лет. В дальнейших планах у Fortum – строительство подобных «мусорных» станций в Каунасе и Вильнюсе.

Fortum со своим многолетним опытом создания эффективного теплоснабжения может многое сделать в России и уже работает над этим. За примером далеко ходить не надо: прокладка теплотрассы Тюмени проходила в самом центре города, где в любой момент можно было столкнуться со старыми неучтенными коммуникациями. Тоже своего рода вызов, сравнимый с прокладкой трассы на дне реки.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.